|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Введение в IT Service Management: ITIL и MOFИсточник: Материалы персональной страницы Дэвид Пулторак (David Pultorak)
Представьте себе, что все ваши поставщики, партнеры и внутренний персонал обладают общим пониманием целей, процессов и терминологии. Тогда вам предоставляется блестящий шанс "регулировка" всех этих подвижных частей. Для этого и потребуется Управление Услугами ИТ (ITSM, IT Service Management) - общеотраслевая регулировка. И, с ускоряющимся распространением ITSM во всем мире, эти процессы могут достичь вас гораздо раньше, чем вы полагаете. Эта статья представляет вам две наиболее популярные структуры Управления Услугами ИТ: IT Infrastructure Library (ITIL) и Microsoft Operations Framework (MOF).
Определение ITIL ITIL является библиотекой инфраструктуры ИТ (Infrastructure Library), набором публикаций, предоставляющих наглядное руководство (т.е. что делать и зачем) по Управлению Услугами ИТ. ITIL стал де факто интернациональным стандартным руководством для Управления Услугами ИТ. ITIL был создан в Великобритании в конце 80-х годов с помощью и для правительственного агентства OGC (Office of Government Commerce), но позднее был расширен для применения в любых организациях. ITIL создавался, чтобы решить две главные задачи:
Следующие три функции, взятые как единое целое, делают ITIL уникальным:
ITIL в печати Основные публикации ITIL, Поддержка Услуг (Service Support) и Поставка Услуг (Service Delivery), обеспечивают наглядное руководство по применению одной функции операций ИТ - Центру Обслуживания (Service Desk) и десяти фундаментальных процессов, показанных в таблице 1. Таблица 1. Десять фундаментальных процессов операций ИТ.
Каждый, кто заинтересован в реализации ITIL, может приобрести эти книги вместе с публикацией по Управлению безопасностью (Security Management) ( Доставка Услуг также упоминается, но не включена в ее содержание). Учебный курс itSMF ITIL Pocket Guide представляет содержание Поддержки Услуг и Доставки Услуг в сжатой форме и является очень популярной ссылкой в сообществе ITIL. Хотя Поддержке Услуг и Доставке Услуг уделяется наибольшее внимание, существуют и дополнительные публикации, включающие в себя:
Индустрия и обучение .ITIL ITIL сегодня - это уже не только набор публикаций; это целая индустрия, включающая в себя специалистов по адаптации, группы пользователей, поставщиков инструментов и услуг, обучение и сертификацию. По всему миру более 10 тысяч компаний приняли ITIL, включая такие, как Proctor & Gamble, Intermal Revenue Service и Boeing. Существует около 40 тысяч сертифицированных специалистов по ITIL и их число увеличивается в среднем на 7,5 тысяч ежегодно. Европа больше преуспевает в адаптации ITIL (поскольку она и зародилось здесь), особенно Великобритания и Нидерланды. После принятия ITIL такими компаниями как Microsoft, Hewlett-Packard и IBM, стало расти число американских потребителей ITIL. Чем обусловлен этот быстрый рост? Задайте этот вопрос на независимом форуме пользователей ITIL, образованном в 1991 году. Этот форум способствует обмену информацией и опытом, а также помогает поставщикам услуг ИТ управлять доставкой и поддержкой услуг ИТ по всему миру. Недавнее исследование показало, что 97 процентов организаций, использующих ITIL, извлекают непосредственную выгоду от его применения. В компании Procter & Gamble гордятся тем, что сохранили более 6 процентов стоимости операций на одно подразделение в результате применения своей инициативы ITIL. Производители пакетов поддержки ИТ и обслуживающие фирмы разрабатывают основанные на ITIL языки и функции (см. www.2manage-it.com чтобы познакомиться с матрицей матриц услуг, приложений и инструментов для управления инфраструктурой). Некоторые фирмы, предлагающие как продукты, так и услуги, создают собственные расширения ITIL, например Microsoft (Microsoft Operations Framework) и Hewlett-Packard (HP IT Service Reference Model). Доступны три уровня обучения и сертификации по ITIL: Foundation (основы), Practitioner, и Master (см. таблицу 2). Таблица 2. Уровни сертификации и обучения ITIL.
Обучение фундаментальному уровню предназначено для всех ИТ-профессионалов. Практик - для тех, кто, возможно, собирается специализироваться в определенной области. А Мастер требует нескольких лет практического применения концепций фундаментального уровня (что означает значительные затраты времени и денег). Посетите http.://www.itilexams.com для получения информации о поставщиках обучения по ITIL в Северной Америке. В Северной Америке вы можете также сдать компьютеризированный экзамен по основам ITIL с мгновенной оценкой в любом центре тестирования Prometric за 125$. Регистрация по телефону 888-249-3702. Расположение центров тестирования Prometric можно узнать на сайте www.prometric.com.
Определение MOF Философией ITIL является "усваивание и приспосабливание" и именно это сделала компания Microsoft, когда создавала Microsoft Operations Framework (MOF). MOF является набором публикаций, обеспечивающих как наглядное (т.е.что делать и почему) так и инструктивное (т.е. как делать) пособие по Управлению Услугами ИТ. Обратите внимание на то, что MOF является расширением - а не замещением - общепринятых лучших приемов работы, выявленных ITIL. Microsoft построил MOF на языке "здравого смысла" и руководствам по ITIL, способствующим индустриальной "регулировке". И хотя MOF предоставляет собой руководство, специфическое для продуктов и технологий Microsoft, она является моделью, которую специалисты-практики в области ИТ могут использовать для организации в целом и для распределенных и гетерогенных ИТ-инфраструктур и служб. Microsoft опубликовала первые элементы MOF в 2000 году для своих заказчиков, партнеров и внутренних пользователей. Microsoft создавала MOF, стремясь достигнуть следующую цель: "Создать всестороннее операционное руководство, чтобы помочь заказчикам достичь надежности, доступности и управляемости критически важных производственных систем на платформе Microsoft". Подобно ITIL, MOF разработали специалисты-практики со всего мира, специализирующиеся в значительной степени на работе с продуктами и технологиями Microsoft: заказчики, партнеры, внутренние ИТ-группы и предприятия, поставляющие услуги. Ядром публикаций MOF являются официальные документы MOF Executive Overview и Process, Team and Risk Model , которые могут быть найдены на сайте www.microsoft.com./mof. Microsoft также разработала серию рекомендательных, основанных на MOF, операционных учебных курсов для таких ключевых продуктов, как Windows 2000 и Exchange 2000. MOF расширяет модель процесса ITIL новыми концепциями организации и добавляет к компонентам Модели Процессов две собственные модели: Модель Команды (Team model) Модель Рисков (Risk model).
Расширенная Модель Процесса MOF Модель Процесса MOF включает все модули ITIL, а также процесс Управления рабочей силой (Workforce Management) и все процессы из Операционного сектора MOF. Процесс управления рабочей силой является хорошим дополнением к ITIL, поскольку он подчеркивает тот факт, что искусства организации операций невозможно достичь, если вы не способны привлечь, сохранить и подготовить хорошие кадры. Операционный сектор MOF содержит процессы, перечисленные в таблице 3: Таблица 3. Процессы Операционного сектора MOF.
Многие специалисты-практики считают, что эти процессы ("реальные" операционные процессы) должны быть представлены в основных публикациях ITIL. ITIL же рассматривает их как собственные и предписанные, а поскольку принципом его создания являлось независимость от конкретного производителя и наглядность, то ITIL не рассматривает эти процессы. Модель Процесса MOF строится вокруг выпуска и жизненного цикла отдельного решения по обслуживанию (например, отдельного разработанного приложения или развернутой инфраструктуры), тогда как ITIL фокусируется на уровень ИТ-операций в целом. Это является значимым новшеством MOF, поскольку поддержка подобных возможностей основной "единицы работы" лучшим образом координирует операции и разработку. Как ITIL, так и MOF рассматривают операционные процессы ИТ как параллельные. Но если ITIL определяет две широкие категории операционных процессов (Поддержка Услуг и Доставка Услуг), то MOF разбивает операционную деятельность на четыре сегмента. И если ITIL рекомендует пересматривать операционную деятельность, то MOF строит обзор операционной деятельности явно в своей Модели Процесса. И последнее, MOF помещает все процессы в единую схему. MOF "старается придерживаться простоты" поскольку излишне усложненные модели трудны для внедрения в реальных операционных средах.
Модели Команды и Риска в дополнение к Модели Процесса Включение Модели Команды в MOF реализует важное утверждение: Независимо от того, насколько хорошо определены ваши процессы, вы не можете быть уверенными в успешной их реализации, пока не знаете, насколько хороша ваша команда. Модель Команды MOF описывает:
Вы можете представлять себе Модель Команды MOF как "обычные предложения" по распределению обязанностей и направлений, обычно напоминающих вам об удачных решениях в организации повседневных рабочих операций. Команда может "держать в голове" удачное решение той или иной задачи, например, связанной с изменением или проблемой, находясь в курилке, или при переписке по электронной почте, на вечеринке или в ходе серии встреч. Важно то, чтобы эти удачные приемы работы помогали организации при принятии правильного решения. Шесть ролей Модели Команды MOF приведены в таблице 4. Таблица 4. Шесть ролей Модели Команды MOF.
Когда ITIL определяет роли владельцев процесса для каждого операционного процесса ИТ, обычно они не соответствуют ролям, ассоциирующимся с наборами операционных действий, связанных со сферой ИТ. В этом вклад Модели Команды MOF - она является примером явного распределения обязанностей не только для процессов, но даже для обычных наборов операционной деятельности.
Модель Риска Модель риска реализует другое важное утверждение: Независимо от того, насколько хорошо определены ваши процессы, вы не сможете добиться успехов в операциях до тех пор, пока каждый, задействованный в этой операции, не будет управлять рисками в своей повседневной работе. Модель Рисков MOF является структурой для управления рисками в операционной среде. Microsoft включил Модель Рисков в MOF, чтобы предоставить инструмент, позволяющий убедиться в том, что:
Пять шагов Модели Рисков показаны в таблице 5. Таблица 5. Пять шагов Модели Рисков MOF.
Так, если ITIL вводит обсуждение обработки рисков в каждом описании операционного процесса ИТ, то MOF поднимает управление рисками до своей собственной модели процесса. Это должно стимулировать менеджеров операций ИТ рассматривать оценку рисков как продолжительный процесс, а не как одновременное событие, и интегрировать управление рисками в каждодневную работу операционного персонала ИТ.
Развитие MOF Подобно ITIL, MOF становиться больше чем простым набором публикаций. К примеру:
Таблица 6. Предлагаемые учебные курсы по MOF.
Учебный курс MOF Essentials рекомендован для всех специалистов ИТ в тех средах, где Microsoft Technology является центральным компонентом в повседневной работе, а учебный курс Quadrant-level предназначен для тех, чья работа направлена на процессы, относящиеся к этому сектору. Многие из тех производителей, кто предлагает обучение ITIL в США, также предлагает обучение и по MOF. ITIL является зарегистрированной торговой маркой Office of Government Commerce, Великобритания. Microsoft, Microsoft Operations Framework и MOF также являются зарегистрированными торговыми марками или торговыми марками Microsoft Corporation в США и/или в других странах.
Список литературы: Pultorak, David. " Microsoft Operations Framework. " Jon von Bon, ed. World Class IT Service Management Guide. Pultorak, David. The IT Infrastructure Library (ITIL) Certification Exam: A Self-Study Guide. Service Talk : The Journal of the itSMF, no. 53 (February 2002).
Дэвид Рулторак является главным консультантом компании Pultorak & Associates (www.pultorak.com) профессиональной обслуживающей фирмой основанной в пригороде Филадельфии, предоставляющей образовательные и консультационные услуги клиентам по реализации управления услугами ИТ с помощью ITIL и MOF. Рулторак внес вклад в ITIL и MOF и вводит обе эти структуры в практику США - ITIL с 1997 года, MOF начиная с появления ее концепции. Самая последняя публикация Пулторака - глава в книге World Class IT Service Management Guide (Addison-Wesley, 2002). Чтобы узнать больше об ITIL и MOF, посетите сайт www.pultorak.com./pcbit. (по материалам сайта http.://www.pultorak.com./pcbit)
Ссылки по теме: Здесь - некоторая информация по ITIL (Библиотеке Инфраструктуры ИТ), ITSM (Управлению ИТ-услугами) и по связанным с ними терминам и понятиям. Новости Управления ИТ - на ITSM-Портал.RU.
|
|