|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
"Трудности перехода": тесты NVIDIA GeForce 8800 GT и AMD Radeon HD 3850/3870Источник: overclocking
ПредисловиеРано или поздно перед каждым любителем компьютерных игр возникает вопрос смены графического ускорителя на более новый. Данная проблема всегда была непростой, а на сегодняшний день выход и укрепление позиций Windows Vista, а также появление новых игр с поддержкой DirectX 10, включая культовый Crysis, ещё больше усложняет задачу такого перехода. Дополнительные трудности создаются самими производителями видеокарт, которые не только довольно часто обновляют линейки графических ускорителей в том или ином ценовом сегменте, но и систематически "подпитывают" геймеров информацией о готовящихся к выходу новинках. Читая новостные ленты и ориентируясь на сегодняшние, прямо сказать, неприемлемо низкие результаты тестирования видеокарт в DirectX 10 играх, многие из оверклокеров всё дальше откладывают приобретение новой видеокарты, жертвуя ради этого новыми играми. Кроме того, в отношении DirectX 10 на сегодня сложилась такая ситуация, когда видеокарты среднего ценового диапазона прошлого поколения графических чипов, такие как GeForce 8600 GT/GTS и Radeon HD 2600 Pro/XT, уже не обеспечивают комфортный фрейм-рейт в играх, а новые NVIDIA GeForce 8800 GT и AMD Radeon HD 3870/3850 всё ещё не способны его обеспечить. Причём, если на первые видеокарты на сегодня установилась вполне приемлемая стоимость, то вот ситуацию с новинками иначе как критической не назовешь. Ажиотаж, созданный вокруг как GeForce 8800 GT, так и Radeon HD 3870/3850, дефицит карт и начинающаяся предновогодняя лихорадка, привели к чуть ли не двукратно завышенным относительно рекомендованных ценам на видеокарты. Тем не менее, мы не могли обойти стороной тестирование новых видеокарт на чипах NVIDIA и AMD, поэтому сегодня предлагаем вам их подробный обзор, проверку температурного режима и оверклокерского потенциала, а также изучение производительности в добром десятке игр. При этом сразу же необходимо оговориться, что все комментарии относительно сравнения видеокарт по производительности выработаны, ориентируясь на их рекомендованную стоимость, так как сегодняшние розничные цены не позволяют сделать адекватные выводы. Ну а открывает сегодняшнюю статью, традиционно, раздел с техническими характеристиками видеокарт. Технические характеристики видеокарт, участвующих в тестировании Технические характеристики видеокарт, участвующих в тестированииТехнические характеристики новинок представлены вашему вниманию в нижеследующей таблице в сравнении с видеокартами, с которыми мы их сегодня будем сравнивать:
Обзор видеокарт, температурный режим и проверка оверклокерского потенциала
Видеокарты GeForce 8800 GTS вовсе не являются новинками на рынке ускорителей графики. Тем не менее, хуже они от этого не стали. Более того, сегодняшний обзор XFX GeForce 8800 GTS 640 Mb DDR3 (PV-T80G-TDF4) покажет, что G80 как многолетнее вино - со временем становится только лучше. Однако, от слов перейдём к делу и приступим наконец к обзору видеокарты. Небольшая, но тяжёлая коробка оформлена в светлых тонах. На её лицевой стороне рядом с грозной половинкой головы какого-то монстра присутствует наименование видеокарты и компании-производителя, наклейка с игрой Lost Planet: Extreme Conditions и три ярлычка NVIDIA. Там же указан объём и тип памяти видеокарты:
На оборотной стороне внимание потенциальных покупателей сразу же привлечет вырез в картоне упаковки, сквозь который видна часть системы охлаждения видеокарты. Вокруг этого выреза нанесена информация о характеристиках видеокарты, технологиях, используемых в графическом процессоре, и есть небольшой график сравнения производительности видеокарт. Видеокарта находится в антистатическом пакете и плотно вставлена в пенополиуретановый "корсет":
Под ним в коробке находится ещё один отсек, в котором уложены аксессуары комплекта поставки:
Перечислю их слева направо и сверху вниз:
XFX GeForce 8800 GTS 640 Mb DDR3 является точной копией референсного дизайна и выполнена на текстолите зеленого цвета:
Система охлаждения видеокарты перекрывает не только практически всю её лицевую сторону, но и соседний к PCI-Express слот материнской платы:
Два DVI-I (dual link) выхода и TV-выход совмещены с решёткой видеокарты для выброса нагретого воздуха из корпуса системного блока:
Система охлаждения крепится сквозь PCB восьмью винтами с пружинами, отвернув которые можно рассмотреть видеокарту и её элементы:
В верхней части PCB находится разъем MIO для объединения пары таких видеокарт в SLI режим работы. Снизу и слева под ним микросхема NVIO, далее по периметру графического процессора чипы памяти и сам GPU. Ну а правее расположены силовые элементы платы и разъём для подключения дополнительного питания видеокарты. В пике нагрузки GeForce 8800 GTS 640 Мб на номинальных частотах потребляет около 106 Ватт. Графический процессор G80, собственно ради которого и был сделан обзор видеокарты, относится к новой ревизии А3, отзывы о пониженном тепловыделении которого и более высоком, чем у ревизии А2 оверклокерском потенциале, довольно часты в нашей конференции.
Судя по маркировке, чип выпущен на Тайване на 36 неделе текущего года (начало сентября). Его номинальная частота одинакова для 2D и 3D режимов и составляет 513 МГц, что полностью соответствует спецификациям GeForce 8800 GTS. Шейдерный домен процессора функционирует на 1188 МГц. Десять микросхем памяти стандарта GDDR3 произведены компанией Samsung:
Их номинальное время доступа равно 1.2 нс (K4J52324QE-BC12), что соответствует 1667 МГц теоретической частоты (эффективной). Тем не менее, память функционирует на 1584 МГц, как ей и положено по спецификациям видеокарты. Использование даже по современным меркам столь скоростных чипов позволяет надеяться на успешный разгон видеопамяти. Сразу скажу, что надежды оправдались, ну а пока посмотрим на информацию о видеокарте с помощью информационно-диагностической утилиты Everest:
Система охлаждения полностью референсная. Медное основание с двумя плоскими тепловыми трубками контактирует с графическим процессором через толстый слой густой термопасты, а алюминиевый остов с микросхемами памяти видеокарты и прочими элементами PCB посредством термопрокладок с пропиткой:
Эффективность кулера проверялась в закрытом корпусе системного блока (конфигурацию вы найдете ниже) десятью проходами теста Firefly Forest из пакета 3DMark 2006 в разрешении 1680 х 1050 при активированной анизотропной фильтрации уровня 16x и полноэкранном сглаживании степени 4x. Комнатная температура равнялась 24.5~25 градусам Цельсия. Точно такая же методика применялась и при проверке эффективности охлаждения всех остальных видеокарт сегодняшних тестов. В результате был установлен следующий температурный режим XFX GeForce 8800 GTS 640 Mb DDR3:
Можно отметить вполне скромный по современным меркам нагрев графического процессора, выполненного по 90-нм техпроцессу, и элементов окружения видеокарты. При этом скорость вращения турбины повысилась до 2100 об/мин, а её шум стал едва заметен на фоне тихого системного блока (36.4 дБА по результатам измерений с расстояния в 1 метр). На максимальной частоте вращения турбины системы охлаждения температура видеокарты ещё заметно снизилась:
Однако, на максимальных 2800 об/мин кулер GeForce 8800 GTS выдавал уже 37.6 дБА, что субъективно всё ещё приемлемо для непродолжительной работы, но уже явно не комфортно. Разгон видеокарты откровенно впечатлил. Без потери в стабильности и качестве картинки графический процессор удалось разогнать до 675 МГц (+32 % к номиналу), а видеопамять до 2000 МГц (+26 % к номиналу)! И, заметьте, что такие частоты были достигнуты на референсной системе охлаждения в автоматическом режиме работы и без каких-либо вольтмодов:
На примере XFX GeForce 8800 GTS 640 Mb DDR3 теперь и я убедился в повысившемся потенциале G80 новой ревизии, ну а с разгоном памяти по большому счёту повезло. Теперь снова проверяем температурный режим работы видеокарты (турбина в автоматическом режиме):
Температура GPU превысила 90 градусов Цельсия при температуре окружения видеокарты за 70 градусов, однако как вы поймете по результатам тестирования следующих видеокарт, столь высокий температурный режим графических плат становится нормой не только в их самом высоком ценовом сегменте, но и в среднем классе. Несколько успокаивает тот факт, что весь нагретый с лицевой стороны видеокартой воздух выбрасывается турбиной из корпуса системного блока, хотя общая температура внутри корпуса всё-таки повысилась. Остаётся добавить, что рассмотренная сегодня видеокарта является самой дешёвой и младшей среди ассортимента выпускаемых компанией XFX видеокарт GeForce 8800 GTS 640 Mb, в числе которых есть ещё три, но с изначально повышенными частотами. Розничная стоимость XFX GeForce 8800 GTS 640 Mb DDR3 варьируется около отметки в 380 долларов США. Следуя сложившейся традиции, в завершении обзора привожу ссылку на BIOS видеокарты (WinRAR, 38.5 Кб).
Теперь на очереди две новинки: видеокарты PowerColor Radeon HD 3850 512 Mb и Sapphire Radeon HD 3850 256 Mb. Первая поставляется в интересной коробке вертикальной ориентации с изображенной на её лицевой стороне девушкой-воином:
Там же указаны тип и объём памяти видеокарты, интерфейсы, и, самое интересное, небольшое фото системы охлаждения, которой оснащена видеокарта и которую мы с вами обязательно изучим. Оборотная сторона коробки видеокарты от PowerColor заполнена спецификациями видеокарты на нескольких языках (включая русский), описанием технологий графического процессора и прочими менее полезными вставками. Продукты от Sapphire также сменили оформление своих упаковок. Теперь они поставляются в небольших глянцевых коробках, но также как и у PowerColor с изображением воинственных девушек:
Информативность коробки схожа с продуктами от PowerColor, только её оформление несколько иное, что, впрочем, вполне понятно. Комплекты поставки видеокарт отличаются довольно заметно и выглядят следующим образом:
Очевидно, что комплект поставки видеокарты от Sapphire гораздо насыщеннее как в плане программного обеспечения, так и в отношении переходников и кабелей. Посмотрим на видеокарты:
Сразу же отмечаем для себя, что на PowerColor Radeon HD 3850 установлена оригинальная система охлаждения, производства компании ZEROtherm. А вот на видеокарте от Sapphire используется референсный кулер Radeon HD 3850. Обе видеокарты выполнены на текстолите красного цвета с длиной PCB, равной 220 мм. PCB видеокарты от Sapphire выполнена по референсному дизайну, а вот видеокарта от PowerColor имеет PCB собственного дизайна:
Правда отличия при этом минимальны. Обратите внимание, что референсная система охлаждения Radeon HD 3850 установленная на видеокарту от Sapphire, имеет backplate с оборотной стороны платы, а вот кулер на PowerColor оной не оснащён, в результате чего плата немного выгибается. В верхней части обеих плат имеется пара интерфейсов для объединения двух, трёх или чётырех видеокарт в режим CrossFire. Одинаковый для видеокарт PCI-Express 2.0 интерфейс дополняют следующие выходы:
Видеокарте от PowerColor и здесь удалось выделиться на фоне полностью референсного конкурента, так как плата сразу же оснащена разъёмом HDMI-разъёмом, заменившим собой один dual link DVI. Второй DVI выход и TV выход никуда не делись. Без системы охлаждения PCB видеокарт оказалась идентичной, поэтому ниже приводим фото лишь одной платы:
Вся видеопамять расположена на лицевой стороне платы. На ней же в верхнем правом углу установлен шестипиновый разъём для подключения дополнительного питания видеокарты. Требования Radeon HD 3850 к блоку питания чуть ниже чем у GeForce 8800 GT или Radeon HD 3870, обзор которого вас ещё ожидает впереди. Необходим блок питания мощностью не менее 350~400 Ватт с поддержкой токов по 12 В каналу не менее 18-20 А. Зато пиковая потребляемая мощность, согласно спецификаций не должна превышать 95 Ватт. Графические процессоры видеокарт идентичны вплоть до недели выпуска:
Площадь кристалла RV670 составляет лишь 408 кв.мм и даже на глаз заметно меньше чем у G92. Защитной рамки нет, поэтому при установке альтернативных систем охлаждения следует быть осторожными. Частота графического процессора видеокарты от PowerColor повышена относительно спецификаций Radeon HD 3850 и составляет 720 МГц. У видеокарты производства Sapphire частота GPU соответствует техническим характеристикам и составляет 670 МГц (668 МГц по данным мониторинга). В 2D-режиме частоты обоих графических процессоров снижаются до 297 МГц. Обе видеокарты оснащены микросхемами памяти стандарта GDDR3 производства компании Samsung:
Маркировка чипов: у видеокарты от PowerColor - K4J52324QE-BJ1A; у видеокарты от Sapphire - K4J55323QI-BJ11. Номинальное время доступа микросхем видеопамяти в первом случае равно 1.0 нс, а во втором - 1.1 нс. Тем не менее, эффективная частота функционирования памяти у видеокарты от PowerColor повышена относительно спецификаций Radeon HD 3870 и равна 1800 МГц, в то время как у платы от Sapphire память функционирует на стандартной частоте в 1656 МГц. Однако, главное отличие между рассматриваемыми сегодня видеокартами Radeon HD 3850 заключается вовсе не в повышенных частотах у продукта PowerColor и не в её системе охлаждения, а во вдвое увеличенном объёме памяти видеокарты! Вместо типичных для Radeon HD 3850 256 Мб видеопамяти, на PowerColor Radeon HD 3850 установлено 512 Mb памяти, что, как оказалось далее, самым положительным образом скажется на результатах тестов. На очереди системы охлаждения видеокарт:
Конструкция кулера от практически неизвестной у нас компании ZEROtherm очень похожа на Zalman VF900-Cu LED. Две тепловых трубки, выходящие из основания, на которых нанизано большое число тонких медных рёбер. Универсальное многофункциональное крепление позволит использовать данный кулер не только на Radeon HD 3850, но и на других видеокартах. Скорость вращения крыльчатки кулера не регулируется ни автоматически, ни в ручную. Уровень шума высокий, к сожалению. В свою очередь, на видеокарте от Sapphire установлена референсная (сколько раз уже сказал это слово в отношении Sapphire сегодня?) однослотовая система охлаждения. Она состоит из медного основания с одной видимой тепловой трубкой, алюминиевой пластины с припаянной к ней тонкими медными ребрами и небольшой турбины:
Закрывает металлическую конструкцию полупрозрачный пластиковый кожух. Скорость вращения турбины регулируется автоматически. Посмотрим, как справляется референсный кулер с охлаждением референсной же Sapphire Radeon HD 3850 256 Мб:
На мой взгляд, очень высокая температура для видеокарты, претендующей занять средний ценовой сегмент. Хорошо хоть, что уровень шума кулера в автоматическом режиме его работы не слишком высок (лишь 48 % скорости вращения), а в 2D турбина вообще бесшумна. На 100 % частоты вращения система охлаждения становится чрезмерно шумной и для постоянной комфортной работы за компьютером столь высокие обороты явно не приемлемы. Зато высокий уровень шума с лихвой компенсируется существенно повысившейся эффективностью охлаждения:
Ну а использование активного Arctic Cooling Accelero S1 по температуре вообще делает "из овцы ягнёнка":
Насколько хорош оказался кулер от ZEROtherm на видеокарте PowerColor нам ответит следующий график:
Конечно же, до результатов Accelero S1 ему ещё довольно далеко, зато превосходство над "стоковой" турбиной более чем впечатляющее (здесь не забываем ещё и про повышенные частоты карты). Работал бы он ещё потише - цены бы ему не было, а так какая-то неполноценная победа вышла. О разгоне рассмотренных Radeon HD 3850. В первую очередь отмечу, что как и у Radeon HD 3850, так и у HD 3870 разгон видеокарты отключает переход в 2D-режиме графического процессора на пониженную частоту. По-крайней мере, это справедливо для доступных на момент подготовки статьи драйверов и возможностей RivaTuner последней версии 2.06. Оверклокерский потенциал обеих видеокарт изучался в одинаковых условиях с использованием кулера Accelero S1 и оказался практически идентичным. Так, PowerColor Radeon HD 3850 512 Mb разогнался до 776/2000 МГц, а Sapphire Radeon HD 3850 256 Mb до 763/2000 МГц. После разгона видеокарт их температурный режим вырос, но несущественно:
Обратите внимание на минимальную дельту температур между пиком загрузки GPU и простоем графической подсистемы. Не далее как на прошлой неделе стоимость видеокарт Radeon HD 3850 снижена с рекомендованных ранее 179 долларов США до $159. Не смотря на сей факт, в московской рознице по состоянию на 01.12.07 такие видеокарты можно приобрести по цене не ниже 250 долларов США. Грустно. Дополним раздел ссылками на BIOS видеокарт PowerColor Radeon HD 3850 512 Mb (WinRAR, 38.6 Кб) и Sapphire Radeon HD 3850 256 Mb (WinRAR, 38.5 Кб), и, наконец, перейдем к изучению пары Radeon HD 3870.
Ну и последняя на сегодня пара участников тестирования: видеокарты HIS Radeon HD 3870 512 Mb и Sapphire Radeon HD 3870 512 Mb. Коробка видеокарты от Sapphire отличается от оной у Radeon HD 3850 минимально - лишь наименование видеокарты, объём и тип памяти указаны другие. В свою очередь, Radeon HD 3870 от HIS поставляется в чуть большей по размерам плоской коробке, оформленной в тёмных тонах:
Ничего особенного на оборотной стороне коробки от видеокарты HIS не замечено, всё оформлено в принципе как и у других продуктов. Поэтому посмотрим на комплекты поставки видеокарт:
Обе видеокарты выполнены по референсному дизайну, поэтому отличаются между собой только лишь наклейкой на турбине охлаждения, а Sapphire ещё и на корпусе кулера приклеила свою девушку:
Оборотные стороны видеокарт идентичны друг другу:
Видеокарты AMD Radeon HD 3870 имеют размеры 220 x 100 x 32 мм поэтому соседний к PCI-Express слот видеокарты окажется недоступным:
Интерфейсы: два DVI выхода с поддержкой высоких разрешений и один TV выход:
Помимо этого видеокарты оснащены парой разъемов для объединения в CrossFire режим и одним разъемом для подключения дополнительного питания. Согласно спецификаций Radeon HD 3870 для нормального функционирования видеокарте требуется блок питания мощностью в 400 Ватт при токах по 12 В каналу не менее 18-20 А. Пиковая потребляемая мощность Radeon HD 3870 не должна превышать 105 Ватт. Система охлаждения видеокарты крепится только лишь четырьмя винтами по периметру GPU. На чипах установлены алюминиевые радиаторы, выкрашенные под медь. На силовых элементах плат также стоят алюминиевые радиаторы:
Посмотрим на графические процессоры видеокарт:
Собственно, визуальных отличий от GPU рассмотренных выше Radeon HD 3850 не выявлено (маркировка и дата выпуска не в счёт). Частоты графических процессоров одинаковы и по данным мониторинга составляют 776 МГц (по спецификациям Radeon HD 3870 GPU функционирует на 775 МГц). При переходе в 2D режим частоты GPU видеокарт также снижаются до 297 МГц. Обе видеокарты оснащены 512 Мб видеопамяти стандарта GDDR4, набранной чипами производства компании Samsung:
Маркировка микросхем - K4U52324QE-BC08, номинальное время доступа 0.8 нс, а их теоретическая эффективная частота составляет 2500 МГц. Тем не менее, на обеих Radeon HD 3870 память функционирует на 2250 МГц, без каких-либо отклонений от спецификаций карты. Ширина шины обмена с памятью видеокарты равна 256 Бит. Конструкция двухслотовой системы охлаждения Radeon HD 3870 предельно проста. Фактически в ней используется один цельномедный радиатор с тонкими частыми рёбрами:
При столь высокой частоте рёбер эффективность системы охлаждения будет сильно зависима от скорости вращения турбины. Последняя выпущена компанией NTK Technologies:
Скорость вращения турбины регулируется в автоматическом режиме в зависимости от температуры графического процессора. Вся система заключена в полупрозрачную пластиковую оболочку:
На обоих графических процессорах была нанесена термопаста серого цвета очень густой консистенции. В завершении описания системы охлаждения Radeon HD 3870 дополню, что алюминиевый радиатор крепится сквозь плату тремя винтами и контактирует с микросхемами памяти посредством термопрокладок:
В автоматическом режиме работы турбина системы охлаждения видеокарты вращается на 43 % своего максимума, что довольно тихо. При этом температура графического процессора достигает 91 градуса Цельсия:
На очень шумных 100 % частоты вращения, как и предполагалось, эффективность охлаждения резко возрастает. Впрочем, смотрите сами:
Очевидно, что температура GPU не превышает 60 градусов Цельсия. Отличный результат по эффективности, но неприемлемый по уровню шума и комфортности. При этом необходимо отметить, что система охлаждения Radeon HD 2900 XT функционирует ещё громче. С активным кулером Arctic Cooling Accelero S1 графический процессор видеокарты не прогревался выше 56 градусов:
Для любителей тишины отмечу, что и в пассивном режиме работы Accelero S1 на номинальных частотах видеокарта не теряла стабильность, хотя температура GPU при этом вплотную приближалась к 100 градусам Цельсия. Обе видеокарты проверялись на разгон с установленным Accelero S1. В результате чего видеокарту от HIS удалось разогнать до 857/2520 МГц, а Sapphire совсем чуть хуже - до 850/2500 МГц. Температура графического процессора выросла при разгоне до 63 градусов Цельсия:
Добавлю, что проверка обеих видеокарт на разгон проводилась с использованием уже исправленного BIOS, в котором проблема пресловутого барьера в 862 МГц была решена. Ажиотаж вокруг новинок от AMD(ATI) и предвкушение Новогодних праздников не способствуют снижению цен на новинки. Да что уж там говорить, порой розничная стоимость Radeon HD 3870 вдвое (!) превышает рекомендованную цену, а самые дешевые видеокарты 01.12 предлагались по цене от 356 долларов США. Ссылки на BIOS видеокарт: HIS Radeon HD 3870 512 Mb (WinRAR, 38.6 Кб) и Sapphire Radeon HD 3870 512 Mb (WinRAR, 38.6 Кб). Тестовая конфигурация и методика тестирования Тестирование всех видеокарт было проведено в закрытом корпусе системного блока следующей конфигурации:
Центральный процессор во время тестирования с увеличением напряжения до 1.55 В был разогнан до частоты в 3502 МГц:
При этом оперативная память функционировала на частоте в 1170 МГц с таймингами 5-5-5-9 при напряжении в 2.25 В. DirectX 9 тесты были проведены в операционной системе Windows XP Professional Edition SP2 (с установленными последними обновлениями по состоянию на 01.11.07). Драйверы чипсета материнской платы - Intel Chipset Drivers версии 8.6.0.1006. Использовались библиотеки DirectX 9.0с (дата релиза - ноябрь 2007 года), а также драйверы видеокарт: Catalyst 7.11 для AMD Radeon и ForceWare 169.09 для NVIDIA GeForce. Для DirectX 10 тестов использовалась Windows Vista Ultimate Edition (также с последними обновлениями) в которой устанавливались Catalyst и ForceWare тех же версий. Тестирование было проведено в двух разрешениях: наиболее актуальном 1280 x 1024 (960) и вновь при широкоформатном 1680 х 1050, а также при настройках качества графики в драйверах "High Quality". То есть все оптимизации, доступные в драйверах, были отключены. Только настройка Catalyst A.I. не изменялась и выставлена в режим "Standard", так как при полном отключении Catalyst A.I. CrossFire режим на Radeon HD 3870 не активировался. Включение анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания производились непосредственно в настройках игр. В случае, если изменение данных настроек в самих играх было невозможно, то они выставлялись в панели управления драйверов Catalyst и ForceWare. В драйверах Catalyst параметр "Использовать анизотропную фильтрацию высокого качества" включен. Сглаживание прозрачных поверхностей (текстур) включено: "Adaptive antialiasing" для AMD/ATI Radeon и "Transparency antialiasing (multi-sampling)" для NVIDIA GeForce. В сравнении с предыдущей статьей о Radeon HD 2900 Pro сегодня в тесты добавлены ещё два новых DirectX 10 бенчмарка: Lost Planet: Extreme Conditions и Crysis. В то же время устаревшие и неактуальные 3DMark 2005, Serious Sam 2 и The Elder Scrolls IV: Oblivion исключены из списка. Также совсем не свежий бенчмарк в игре F.E.A.R. оставлен в тестировании, так как в ноябре вышло продолжение легендарной horror-игры Perseus Mandate. В результате для проведения тестирования производительности видеокарт был использован следующий набор из одного синтетического бенчмарка и девяти игр: Windows XP Pro x86 preSP3
Windows Vista Ultimate Edition x86 preSP1
Если в тестируемой игре нет встроенного счетчика FPS и возможности фиксации его среднего, а также минимального значений, то измерение производилось с помощью утилиты FRAPS. По-возможности, регистрировался и указывался на диаграммах минимальный показатель FPS. При тестировании двух Radeon HD 3870 в CrossFire режиме видеокартам был прошит одинаковый новый BIOS, о котором я говорил чуть выше. Потенциал разгона видеокарт в CrossFire ограничен возможностями Sapphire Radeon HD 3870. При этом частоты карт составили 850/2500 МГц. Кроме тех видеокарт, с которыми мы вас сегодня познакомили, в тестирование добавлен также и AMD Radeon HD 2900 XT 512 Мб с номинальными частотами в 743/1656 МГц, и при максимальном разгоне до 790/2034 МГц (с помощью Arctic Cooling Accelero S1). Таким образом, полный список тестируемых видеокарт выглядит так:
Здесь и далее на диаграммах видеокарты расположены по их рекомендованной стоимости в порядке возрастания. 4. Результаты тестов производительности видеокарт и их анализНе прошло и полгода как Radeon HD 2900 XT стала относиться к видеокартам предыдущего поколения, поэтому на диаграммах её результаты выделены фиолетовым цветом. Красным цветом выделены результаты AMD Radeon HD 3xxx, а зелёным, традиционно, NVIDIA GeForce 8800. CrossFire режим отмечен на диаграммах оранжевым цветом. Изучение результатов сегодняшнего тестирования начнём с синтетического бенчмарка компании Futuremark.
Результаты тестирования видеокарт в синтетическом бенчмарке без методик улучшения качества вполне закономерны и ожидаемы. Обе Radeon HD 3850 и одиночная HD 3870 расположились в порядке возрастания, согласно своих рекомендованных цен, при том, что 512-мегабайтная версия HD 3850 имеет совсем небольшое преимущество над 256-мегабайтной картой. Radeon HD 3870 в номинальном режиме работы немного отстает от своей старшей "сестры" Radeon HD 2900 XT, но благодаря более высокому оверклокерскому потенциалу начинает обходить последнюю при разгоне. Среди одиночных видеокарт в лидерах GeForce 8800 GT. Пара HD 3870 в CrossFire режиме - вне конкуренции. Посмотрим теперь, что произойдет при включении анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания:
В принципе, кардинальных изменений не случилось. Отметить стоит только лишь укрепление лидерства GeForce 8800 GT и выход на второе место GeForce 8800 GTS 640 Mb. Radeon HD 2900 XT и раньше резко терял в производительности при включении качественных режимов. К сожалению, эту "ахиллесову пяту" R600 переняли и новички Radeon HD 3850 и HD 3870, основанные на RV670. Перейдём к изучению результатов в реальных играх.
В F.E.A.R. мы с вами можем наблюдать точно такой же расклад, что получился в 3DMark 2006. Ранжированные по производительности и цене Radeon HD 3850 и HD 3870, чуть быстрее последней Radeon HD 2900 XT, ещё немного впереди GeForce 8800 GTS 640 Мб и на первом месте GeForce 8800 GT. Однако здесь стоит заметить, что при переходе к тяжёлым режимам графики ресурсоемкая F.E.A.R. становится очень требовательной к объёму видеопамяти, что тут же не преминуло сказаться на результатах. При использовании анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания GTS версия 8800 даже в номинальном режиме работы сокращает отрыв до GeForce 8800 GT, а при разгоне даже обходит её. CrossFire функционирует в F.E.A.R. отменно - и производительность высокая, и рывков и дефектов изображения не наблюдалось.
Первое, на что обращаешь внимание в тестах Prey - это более чем существенная разница в производительности между Radeon HD 3850 256 Mb и такой же видеокартой, но с вдвое большим объёмом видеопамяти. В "лёгком" режиме графики отличия в скорости видеокарт ещё не так заметны, а вот в качественном разница в буквальном смысле ощутима в геймплее. Поэтому, на мой взгляд, на будущее стоит задуматься о перспективности Radeon HD 3850 256 Мб. Что же касается остальных участников тестирования, то здесь хотелось бы отметить фактически равенство между Radeon HD 2900 XT и Radeon HD 3870. Кроме того, Radeon HD 3850 512 Мб совсем чуть-чуть отстает от HD 3870, даже несмотря на более высокие частоты у последней. Происходит это благодаря низким задержкам памяти GDDR3 против GDDR4, которой оснащаются все Radeon HD 3870. Иных объяснений я не нахожу. GeForce 8800 GT быстрее всех и 8800 GTS 640 Мб только в режиме без методик улучшения качества графики. При включении полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации 8800 GTS начинает опережать не только новинку, но и CrossFire из пары Radeon HD 3870 (в одном разрешении). Не забывайте, что по стоимости в сегодняшней статье для CrossFire конкурентов не имеется.
Если во всех предыдущих тестах мы с вами могли наблюдать не столь заметное отставание Radeon HD 3870 от GeForce 8800 GT, то в S.T.A.L.K.E.R. - Shadow of Chernobyl преимущество видеокарты на новом чипе NVIDIA непоколебимо. Хотя здесь правильнее оговориться, что более дорогая GeForce 8800 GTS 640 Мб с графическим процессором новой ревизии и при удачном разгоне вполне может соперничать с GT версией 8800, Дале при более низких чем у последней частотах. Разница в производительности между Radeon HD 3850 256 Мб и 512 Мб и здесь будет ощутима в игре, особенно в разрешении 1680 х 1050. Radeon HD 3870 512 Mb вновь сравнялся с Radeon HD 2900 XT 512 Мб. CrossFire из пары HD 3870 хоть и демонстрирует отличную масштабируемость в S.T.A.L.K.E.R., но однозначного лидерства в этой игре не получает.
Результаты тестирования в игре Tomb Raider: Anniversary не демонстрируют сколь либо серьезных отличий от F.E.A.R. или 3DMark 2006, например. Расстановка сил видеокарт точно такая же, только с другими числовыми значениями. Ну а провал CrossFire в данной игре мы с вами могли наблюдать уже дважды ранее. С выходом Catalyst 7.11 так ничего и не изменилось для Radeon в этом плане, увы.
Как известно, встроенный в игру Lost Planet: Extreme Conditions бенчмарк состоит из двух тестовых сцен: Snow (снег) и Cave (пещера). Так вот результаты, указанные на двух приведённых выше диаграммах, получены в демо-сцене Snow, а на двух нижних - в демо-сцене Cave:
Интересный момент: казалось бы, игра одна, а в двух разных сценах CrossFire работает по-разному. Вернее - в Snow работает, демонстрируя отличный прирост производительности, а вот в Cave удручающий провал. В остальном ничего нового, разве что превосходство GeForce 8800 GT над Radeon HD 3870 в этой игре в процентном отношении куда больше чем разница в стоимости этих видеокарт.
Первая и единственная победа в сегодняшнем тестировании Radeon HD 3870 над GeForce 8800 GT состоялась в игре Call of Juarez, но только лишь в одном режиме качества графики. К сожалению, архитектура R6xx буквально сдается под натиском полноэкранного сглаживания в купе с "анизотропкой". Хотя, если вы можете позволить себе сразу же пару Radeon HD 3870, то выбор среди тестируемых сегодня видеокарт очевиден.
Почти такую же картину как и в Call of Juarez мы с вами можем наблюдать и в игре World in Conflict. Но здесь, по всей видимости, для видеокарт Radeon ещё и драйверы не оптимизированы, так как падение производительности критическое, да и CrossFire не функционирует в принципе. Что интересно, в демо-версии этой же игры две Radeon HD 2600 XT в CrossFire демонстрировали отличный прирост производительности в сравнении с одиночной картой. Что случилось с релизом игры в плане поддержки CrossFire мы с вами можем узнать лишь после выхода к ней новых патчей или Catalyst 7.12, а может быть уже и версии 8.1...
При тестировании видеокарт в бенчмарке PT Boats Knights of the sea полноэкранное сглаживание и анизотропная фильтрация не использовались, так как при их активации все без исключения видеокарты демонстрировали совершенно некомфортный по скорости режим, а некоторые из них опустились до уровня пошаговой стратегии. Те результаты, которые вы видите на диаграмме, получены в "лёгком" режиме качества и, тем не менее, производительность только двух видеокарт можно признать приемлемой для комфортной игры. CrossFire, к сожалению, сгорел под перекрестным огнем с эсминцев :).
Тесты в игре Crysis по вполне понятным причинам станут завсегдатаями наших (и не только, по-всей видимости) тестирований видеокарт. Поэтому прежде посмотрим на требовательность нового хита к объёму локальной видеопамяти. Тестирование проведено под Windows XP на GeForce 8800 GTS 640 Мб в режиме "High Quality". Первый "горб" относится к тестам в разрешении 1280 х 1024, а второй - к 1680 х 1050:
Теперь то же самое, но с полноэкранным сглаживанием степени 4х и анизотропной фильтрацией уровня 16х:
Очевидно, что 256-мегабайтные видеокарты будут "залезать" в оперативную память, что негативно скажется на и без того сверх- требовательной к аппаратной части игре. Более того, в случае платформы AMD запросы в память пойдут через чипсет и, соответственно, через процессор, что скажется негативным образом на скорости в целом. К моему великому сожалению, тестирование всех видеокарт Radeon в Windows XP и в Direct3D 9 под Windows Vista не возможно было выполнить по одной простой причине - при запуске бенчмарка или игры картинка состояла из кучи серо-зелёных полос и несуразных объектов, мало похожих на пальмы, песок и воду. Установка предложенного hotfix-а от AMD, Catalyst 7.10 и последнего доступного Catalyst 7.11 ни коим образом не повлияло на результат. Эта же проблема была отмечена владельцами видеокарт на чипах Radeon как в нашей, так и в конференции Radeon2.ru. Поэтому наберемся терпения и будем ждать либо патча к Crysis либо продолжать молиться на очередной Catalyst. Добавлю, что фрейм-рейт на GeForce 8800 GT и GTS под DirectX 9 держался на уровне 25-40 кадров в секунду в зависимости от режима качества и разрешения. Благо, что под пока ещё уступающей Windows XP по распространённости в Windows Vista x86 таких проблем с видеокартами от AMD не было, зато можно было в очередной раз убедится в крайне высоких требованиях Crysis к графической подсистеме компьютера:
Дополнительно мною были проведены и тесты в режиме качества "High", однако производительность видеокарт пропорционально выросла примерно лишь в 1.2~1.3 раза. Ну а на "Medium" это уже совсем другая игра. Сводные диаграммы по результатам тестирования Если в обилии тестов вы что-то где-то упустили, то сводные диаграммы в данном разделе помогут оценить преимущество той или иной видеокарты над конкурентом. По вашему желанию я могу построить любую из подобных диаграмм, о чем вы всегда можете попросить в ветке обсуждения сегодняшней статьи. Я же добавил в статью наиболее интересные, на мой взгляд, диаграммы. Первая демонстрирует преимущество в производительности Radeon HD 3870 512 Мб над Radeon HD 3850 256 Мб:
В среднем по всем играм Radeon HD 3870 512 Мб оказывается быстрее Radeon HD 3850 256 Мб на 24~32 % в зависимости от разрешения и режима качества графики. Разница же в рекомендованной стоимости видеокарт составляет 25 % ($199 против $159, соответственно) и, как вы видите, эквивалентна производительности новинок. По второй диаграмме можно определить насколько быстрее Radeon HD 3870 оказалась GeForce 8800 GT:
Здесь среднее преимущество GeForce 8800 GT над более дешевой Radeon HD 3870 сложилось в 27~33 % и является следствием очень существенного провала производительности последней видеокарты при переходе к качественным режимам графики. Одновременно GeForce 8800 GT рекомендуется к продаже по стоимости на 25 % выше чем у Radeon HD 3870. И напоследок сводная диаграмма с результатами GeForce 8800 GT и GeForce 8800 GTS 640 Мб, принятой за 100 % производительности:
GeForce 8800 GT в среднем оказывается быстрее чем GeForce 8800 GTS 640 Мб на 14 % при своей стоимости на 45 % ниже! Бескомпромиссный вариант при выборе из этих двух видеокарт в их номинальном режиме работы. Ну что же, самое время подвести итоги. ЗаключениеПопробуем оценить все новинки, протестированные сегодня, по очереди. AMD Radeon HD 3850 256 Мб при снижении розничных цен и приближении их к рекомендованным оказывается наиболее выгодным приобретением в стоимостном диапазоне до 200 долларов США. Вплоть до выхода GeForce 8800 GT с объёмом видеопамяти в 256 Мб и рекомендованной ценой в 199 долларов США конкурентов у HD 3850 здесь нет. Сравнивать новую видеокарту с GeForce 8600 GTS или, того пуще, с Radeon HD 2600 XT смысла нет, так как сегодняшняя разница в стоимости между этими тремя видеокартами довольно существенна и разрыв наверняка сохранится со временем до полного исчезновения видеокарт предыдущего поколения. Radeon HD 3850 с объёмом видеопамяти в 512 Мб ещё конкурентоспособнее, так как 256 Мб локальной видеопамяти сегодня новым играм уже явно недостаточно. Насколько распространёнными окажутся такие видеокарты - покажет время. У референсной Radeon HD 3850 не понравилась система охлаждения: она либо не шумит и не охлаждает, либо хорошо охлаждает карту, но громко воет. Однако, уже начали появляться и видеокарты с альтернативными кулерами, так что не всё так плохо в этом плане. В отношении Radeon HD 3870 512 Мб можно сказать, что это идеальный промежуточный вариант, если хочется видеокарту побыстрее, чем Radeon HD 3850, но до стоимости GeForce 8800 GT 512 Мб ваш бюджет всё ещё не дотягивает. В противовес последней, хотелось бы отметить более эффективную систему охлаждения, выбрасывающую нагретый воздух из корпуса системного блока. Компромиссом между уровнем шума и эффективностью охлаждения станет ручное выставление скорости вращения турбины на ~50 % её частоты. В отношении производительности новинки можно сделать вывод, что фактически перед нами всё та же Radeon HD 2900 XT, но по более демократичной цене, с более скромным потреблением и тепловыделением, менее шумной системой охлаждения, и с повышенным оверклокерским потенциалом. Лично у меня нет сомнений, что выпусти AMD именно такую видеокарту полгода назад вместо Radeon HD 2900 XT, финансовое положение компании было бы куда лучше чем в настоящее время. Теперь о технологии CrossFire. Ох уж этот CrossFire!.. Сколько надежд на него было возложено и сколько сил и труда потребовалось для того, чтобы заставить пару Radeon HD 3870 работать в этом режиме. Опуская подробности моих мытарств, по результатам тестирования можно сделать вывод, что в играх, поддерживающих данную технологию, можно получить существенный прирост производительности. Здесь приведём в пример F.E.A.R., S.T.A.L.K.E.R., Prey, Call of Juarez, 3DMark 2006 и наполовину в Lost Planet: Extreme Conditions. В то же время в играх Tomb Raider: Anniversary, World in Conflict, PT Boats Knights of the sea и, опять же, наполовину в Lost Planet: Extreme Conditions технология CrossFire не работает. Новые драйверы, патчи к играм и, вероятно, новые BIOS к материнским платам со временем могут исправить сложившуюся ситуацию. Сейчас же есть то, что вы могли видеть в сегодняшнем тестировании. Особенно удручают проблемы CrossFire и всей протестированной сегодня линейки видеокарт на чипах Radeon в Crysis под Direct3D 9. Фактически играть под Windows XP в данную игру невозможно. NVIDIA GeForce 8800 GT номинально оказалась самой быстрой видеокартой по совокупности всех сегодняшних тестов. Налицо заметный не только по графикам, но и по комфортности непосредственно в играх отрыв от GeForce 8800 GTS 640 Мб и, тем более, от Radeon HD 3870. Отсутствие проблем с драйверами в протестированных сегодня играх. Высокий оверклокерский потенциал видеокарты несколько портит низкоэффективная и шумная система охлаждения (по отзывам владельцев таких карт в нашей конференции). Остаётся только дождаться снижения розничных цен до уровня рекомендованной стоимости видеокарты и можно бежать в магазины. Особо отмечаю, что GeForce 8800 GT 512 Мб не_является конкурентом Radeon HD 3870, так как видеокарты находятся в разных ценовых сегментах. Причем разница в стоимости практически эквивалентна разнице в их производительности. В сравнении GeForce 8800 GTS 640 Мб и 8800 GT 512 Мб необходимо добавить, что новинка начинает уступать своей старшей и более дорогой "сестре" в качественных режимах и высоких разрешениях, то есть там, где востребована широкая шина обмена с памятью видеокарты и объём видеопамяти. Кроме того, новая ревизия А3 графического процессора G80 обладает повышенным оверклокерским потенциалом и при разгоне позволяет приблизится к разогнанной же GeForce 8800 GT даже в лёгких режимах графики. Нельзя не сказать в заключении сегодняшней статьи и о крайне низкой производительности новых видеокарт в DirectX 10 играх. Пожалуй, только разогнанные GeForce 8800 GT и GTS позволят играть в новинки, да и то с натяжкой и за исключением Crysis. Об использовании полноэкранного сглаживания в этом случае вообще говорить не приходится. По всей видимости, для комфортных ощущений в DirectX 10 играх придётся снова ждать уже следующего поколения видеокарт. И тогда наверняка нас с вами снова будут ожидать "трудности перехода"... Ссылки по теме
|
|