|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Информационные технологии: Поэтапное погружениеИсточник: expertru Елена Денисенко
Петербургские клиники прошли этап информатизации Информационные технологии предоставляют медицине больше возможностей, чем многим иным видам бизнеса. Помимо традиционно используемых полезностей Дозрели Медицина по темпам информатизации во всем мире несколько отстает от других сфер деятельности. Как отмечает Билл Гейтс в своей книге "Бизнес со скоростью мысли", "до недавнего времени здравоохранение тратило на развитие информационных технологий лишь 2−3% от оборота по сравнению, скажем, с 15% в банковской отрасли". Российское здравоохранение в этом смысле не исключение. Несмотря на то что правительственные концепции и программы информатизации отрасли принимались с 1992 года, активное внедрение информационных систем в медицинских учреждениях началось с конца 1990−х годов. То есть гораздо позже, чем в банковском, страховом, складском бизнесе. "Сейчас рынок корпоративных информационных систем для лечебных учреждений переживает период бурного роста, который начался года В отдельных случаях обязательная информатизация предусмотрена законодательством (оказание услуг по программе ОМС, распределение лекарств в рамках льготного лекарственного обеспечения). Но в основном внедрение
Каждому - по потребности Общие для ЛУ всех форм собственности потребности определяют основополагающие черты Корпоративная сеть упрощает текущее административное управление. К примеру, Кульминацией преимуществ, которые дает медучреждению внедрение Однако выполнения перечисленных базовых задач недостаточно для достижения главной цели информатизации - оптимизации Информационные системы большинства ЛУ оптимизируют управление предприятием, но медицинская составляющая остается нереализованной Интерактивное общение врачей и программистов при подстройке программы под нужды конкретной клиники порой приносит уникальные плоды. "Можно смело утверждать, что модуль „Эмбрио", созданный совместными усилиями разработчиков корпоративной системы и специалистов клиники Другой путь создания сети по "индивидуальной мерке" - разработка программ силами штатных специалистов клиник. Так, "КардиоКлиника", еще восемь лет назад создавшая корпоративную сеть, не смогла найти адекватного предложения на рынке и до сих пор пользуется собственной разработкой. По тому же пути пошла клиника "XXI век". "Все Самостоятельность экономит деньги, а также время и нервы (так как нет необходимости растолковывать "непонятливым" программистам особенности деятельности предприятия), но порой чревата непрофессиональными, затратными решениями. К примеру, в одной из "самодостаточных" клиник параллельно действовали две сети - внутри одной курсировала информация, необходимая для административного Отложенный спрос "Практически все информационные системы, установленные в ЛУ города, носят парамедицинский характер: они обеспечивают управление предприятием, ритмичный лечебный процесс, но медицинская составляющая, ядром которой должна являться электронная история болезни, остается нереализованной", - считает заместитель руководителя координационного центра "Федеральное Электронная история болезни (ЭИБ) должна содержать все сведения о пациенте. Помимо количественных данных (о каждом контакте медицинского персонала с больным) в ЭИБ полагается вносить всю содержательную информацию - описание клинической картины, результаты анализов и исследований вместе с электронными изображениями, получаемыми на цифровых диагностических аппаратах. Отлаженная работа с ЭИБ снижает затраты полезного времени сотрудников по сравнению с традиционным документооборотом, исключает потерю информации (как часто случается при работе с бумажными носителями), позволяет врачу в режиме Переход к ведению истории болезни в электронном виде столкнулся с нежеланием Но большинство клиник Петербурга считают освоение ЭИБ неактуальным. Они вносят в электронную карту клиента исключительно количественные сведения - об оказанных ему услугах (причем зачастую это делает не сам врач, а технический работник). Некоторые медцентры практикуют консолидацию электронной информации о результатах обследования, но остаются сторонниками рукописной истории болезни. И лишь единицы ("Скандинавия", Но пока только приблизились - формирование электронных историй болезни проходит в соответствии с канонами лишь в амбулаторном и стационарном отделениях. Сведения об оказании помощи на дому, скорой медицинской помощи пока не могут автоматически передаваться в базу данных. Ввиду отсутствия закона, делающего цифровую подпись легитимной, приходится всю документацию дублировать в печатном виде. Кроме того, не все диагностические аппараты оказались совместимы с информационными системами клиник. "Это вопрос времени - мы обратились Борьба с призраками "Традиционалисты" выдвигают многочисленные аргументы против отказа от рукописного ведения истории болезни. По их мнению, для перехода к ЭИБ пришлось бы преодолевать сопротивление "человеческого материала": многие врачи, не имея навыков работы на компьютере, будут недовольны необходимостью вести записи в электронном виде, так как это отвлекает от общения с пациентом. С другой стороны, заполнение историй болезни с использованием компьютерных шаблонов, по мнению противников ЭИБ, в перспективе угрожает разрушить клиническое мышление - особенность и гордость российской медицинской школы. По убеждению Вадима Борисова, страхи преувеличены. "Каждый врач при описании клинической картины отчасти повторяет сам себя. Поэтому при условии активного содействия врача можно составить перечень его "личных" шаблонов и создать интерфейс, который на самом деле облегчит "бумажную" часть его работы. В тех случаях, когда картина аномальна, индивидуальна, медик может вносить некие дополнения, набирая их вручную", - поясняет он. Другое опасение, более обоснованное - возникновение качественно нового уровня угроз, связанных с информационной безопасностью компании. Опасность особенно велика для частных клиник. Но и эта опасность не фатальна. Как любой другой бизнес, клиники совершенствуют защиту от вторжения извне по мере того, как усложняется корпоративная информационная система. Внутри медцентра информация защищена, как правило, достаточно хорошо. "У нас заведены пароль и учетные данные на каждого пользователя, установлен дозированный доступ к информации для специалистов разного профиля и уровня. Данные в электронную карту может вносить только конкретный врач и только в определенный период времени, после чего доступ к записи в ЭИБ блокируется", - рассказывает Дмитрий Шустов. Таким образом, значительная часть преград, стоящих на пути перехода к ЭИБ, оказывается преодолима. Непреодолимо только нежелание ломать стереотипы. Но, как показывает пример других сфер деятельности, опередивших медицину по уровню внедрения
|
|