|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
BPM: в России все еще описывают процессы, а не меняютИсточник: cnews Наталья Рудычева
Первые BPM-проекты в России начали реализовываться в 2007-2009 гг. Затем волна интереса сменилась периодом разочарования. Сегодня на рынке созданы все предпосылки для активного внедрения систем управления бизнес-процессами. Но для того, чтобы его обеспечить, надо более внимательно относиться к запросам бизнеса - работать с критически важными бизнес-процессами, автоматизация которых может быстро продемонстрировать ощутимый результат.
По предварительным прогнозам Gartner, в 2015 г. мировые расходы на программное обеспечение для управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) должны достигнуть $2,7 млрд. В России интерес к системам управления бизнес-процессами также растет, однако уровень его зрелости по-прежнему остается невысоким, считают участники организованной CNews Conferences и CNews Analytics конференции "BPM: почему надо управлять бизнес-процессами". Мероприятие состоялось 18 февраля 2016 г. Согласно данным исследования, организованного ассоциацией BPM-профессионалов ABPMP Russia "Российский рынок BPM 2015", в 32% российских компаний процессное управление применяется для отдельных, ключевых бизнес-процессов, в 26% - ключевые бизнес-процессы регламентированы и в целом обеспечивают достижение целей, в 23% - процессное управление отсутствует, но есть понимание необходимости, а в 14% вопрос внедрения процессного управления не рассматривается. "Зрелость российских компаний отстает от зрелости международных компаний, - говорит Андрей Коптелов, директор департамента по оптимизации бизнес-процессов холдинга "Синергия". - Наиболее востребованной функцией BPM до настоящего времени остается описание бизнес-процессов". Так, исследование показало, что для организации управления бизнес-процессами 79% компаний занимаются их документированием, 46% - согласованием с информационными системами, 42% - оптимизацией, 40% - стандартизацией. Зрелость процессного управления в России
Источник: ABPMP Russia, 2015
Участники исследования отмечают, что благодаря внедрению BPM в их компаниях повысилась управляемость, улучшилось качество взаимодействия подразделений, сократилось время выполнения процессов. Однако 32% опрошенных не заметили эффекта от использования процессного подхода. По мнению Андрея Коптелова, причиной тому может стать плохое качество проработки и модели, и регламента, и, главное, нежелание сотрудников без специальных контрольных процедур и ИТ выполнять регламент.
Эффективность внедрения BPM
Источник: ABPMP Russia, 2015
Почему BPM?
По мнению Виталия Елиферова, независимого консультанта, члена ABPMP, переводчика и соредактора CBOK 3.0, существует несколько типовых ошибок, которые могут поставить под угрозу успех реализации BPM-проекта. Отсутствие координации всех связанных проектов одним архитектором приводит к формированию кусочно-лоскутной схемы корпоративного управления. Излишний энтузиазм при создании документов, а также стремление сделать это не для пользы дела, а для повышения собственного статуса могут привести к тому, что проект так и не сможет выйти за пределы бумаготворчества. Недостаточный опыт реализации BPM-проектов приводит к попыткам описать все процессы с помощью типовых схем и шаблонов. Но главной ошибкой, по мнению спикера, остается отсутствие заинтересованности во внедрении BPM высшего руководства.
Пять видов бизнес-процессов
Источник: презентация Виталия Елиферова
Как же убедить руководство компании в необходимости внедрения BPM? По мнению Павла Литвинова, руководителя направления интеграции и BPM инвестиционного холдинга "Финам", на первом этапе важно объяснить преимущества применения процессного подхода к управлению. Также положительную роль при принятии решения может сыграть отсутствие финансовых вложений на этапе пилотного проекта и гарантии быстрого получения результата. Для пилотного проекта лучше выбирать процесс средней сложности, оптимизация которого может в короткие сроки продемонстрировать планируемый результат. Результаты могут быть как прямые, такие как временные затраты рядовых сотрудников или время на управление процессами и скорость их прохождения между отделами, скорость разработки и внесения изменений, так и косвенные, например время на обучение новых сотрудников и снижение риска потери знаний. При этом, по словам Юлии Вагнер, вице-президента по операциям ABPMP Russia, важно, чтобы внедрением решения занимались настоящие BPM-профессионалы. Процесс создания новой бизнес-модели сходен с процессом создания нового промышленного продукта и включает в себя проектирование, разработку технологии управления, закупку ПО, его настройку и ввод в эксплуатацию, а затем измерение и контроль исполнения.
Одним из существенных факторов, влияющих на принятие решения о внедрении BPM, является высокая стоимость решения. Как рассказал участникам конференции Юрий Рубцов, эксперт по развитию решений Project&Visio Microsoft, несмотря на то что корпорация не позиционирует себя как производитель BPM, ее продукты Visio и SharePoint могут с успехом использоваться для описания и моделирования бизнес-процессов. "Зачастую бизнес-процессы уже описаны в Visio, а порталы работают на SharePoint, сотрудники уже наверняка знакомы с Visio, - говорит он. - Это позволяет обеспечить вовлечение широкого круга сотрудников уже на этапе планирования бизнес-процессов, сэкономить бюджет и время за счет отказа от "тяжелых" решений". Синтез бизнес-модели из отдельных диаграмм Visio, навигацию по репозиторию процессов, создание полноценной системы управления документами поможет обеспечить Enterprize Explorer, разработанный "Лион Софт". По словам Игоря Моренко, генерального директора компании, в этом решении удалось интегрировать новейшие методики моделирования и систем исполнения. Илья Фридман, директор по развитию бизнеса компании "Синимекс" вспоминает, что первые BPM-проекты в России начали реализовываться еще в 2007-2009 гг. Затем волна интереса сменилась периодом разочарования, основными причинами которого стали попытки внедрить сразу крупные проекты и применить BPM под любые задачи, кроме тех, для которых он действительно подходит, а также неоправданно большие надежды бизнеса от применения новой технологии при одновременной его неготовности к изменению бизнес-процессов. Сегодня, во избежание подобных ошибок, надо более внимательно относиться к запросам бизнеса, начинать с построения простой системы и только там, где она действительно подходит. Также в целях оптимизации затрат на BPM-проекты имеет смысл использовать наряду с широко известными BPM-продуктами от IBM и Oracle решения на базе открытого ПО от Red Hat, а также недавно представленную BPM-разработку "1С". Эффективность доказана
О том, как с помощью BPM удалось повысить эффективность HR-процессов, рассказала Валерия Фролова, ИТ-бизнес-партнер компании "Астразенека". В компании работает около 1000 "полевых" сотрудников, а учет их отпусков, расчет компенсаций и премий, а также планирование профессионального развития до самого последнего времени велись в Excel. Было принято решение об автоматизации основных бизнес-процессов в сфере управления персоналом путем внедрения модулей отпусков, бонусного калькулятора и перфоманс менеджмента для полевых сил. Параллельно осуществлялась настройка мастер-данных и проводилась оптимизация оргструктуры. "По результатам работы с системой компании удалось добиться оптимизации внутренних процессов и бонусной схемы, - рассказал Раис Ахкямов, руководитель проектов компании "Элма". - Сегодня система продолжает развиваться как силами подрядчика, так и силами внутренних разработчиков компании "Астразенека".
Еще один BPM-проект был реализован в "Буровой компании ПНГ" (БК ПНГ). Ежедневно около 80 сотрудников буровой компании при выходе на работу проходят инструктаж по технике безопасности и расписываются в его прохождении. Таким образом в течение года генерируется около 30 тыс. документов. Как рассказал Денис Котов, технический директор "Импелтех", в БК ПНГ c помощью ELMA BPM были автоматизированы процессы "Запрос МТЦ", "Согласование договора", "Cбор и контроль КС-2, КС-3". Инструктаж стал проводиться при помощи планшетов, а данные - автоматически передаваться в единое хранилище. В результате трудоемкость процесса создания и обработки документов уменьшилась в 10 раз, а его скорость увеличилась в 42 раза. Необходимость моментальной перестройки бизнес-процессов на основании анализа больших данных привела к появлению Intelligent Business Process Management Suites (iBPMS) - технологии, позволяющей быстро автоматизировать процессы со сложной логикой и оперативно вносить в них необходимые изменения, рассказывает Елена Силкина, директор BPM-практики Next Consulting, председатель правления BPM Club. Это открывает новые возможности в области управления бизнес-процессами. В качестве примера Елена Силкина привела достаточно распространенную ситуацию: посетитель магазина электроники 3 минуты простоял перед 60" телевизором, а затем 4 минуты - перед 3D-версией 55". Используя инструменты прогнозирования, основанные на анализе его истории покупок и поведения других клиентов в подобных ситуациях, можно оперативно разработать для него меры по повышению лояльности. Например, отправить СМС с предложением скидки или направить к нему продавца, который поможет сравнить продукты и предложит наиболее привлекательные условия покупки. Матрица полномочий и ответственностей бизнес-процесса "Организация проведения и анализ СОУТ" Для увеличения кликните по изображению Источник: НИИгазэкономика, 2016 Внедрение BPM позволило НПФ "Сафмар Пенсии" оптимизировать сразу несколько бизнес-процессов, рассказал Сергей Маркелов, руководитель проекта по внедрению и автоматизации бизнес-процессов компании. Это регистрация всех обращений клиентов и контроль их исполнения, организация "единого окна" по взаимодействию с ПФР и внедрение единых стандартов клиентского обслуживания. В ходе реализации проекта была построена "временная шкала" выполнения задач по ответственным с возможностью определить "узкие" места, определены минимальная стоимость операции при исполнении задачи на основании полученных данных по исполнению процессов и время загрузки исполнителей на основании данных, формируемых при исполнении процессов. Еще один проект - внедрение BPM в НИиПИ Генплана Москвы. Как рассказал участникам круглого стола Александр Погодаев, руководитель центра развития и управления проектами организации, основной целью была оптимизация сроков и качества подготовки и исполнения договоров. Пилотный проект по внедрению BPM Bizagi стартовал осенью 2013 г., для полной доработки решения потребовалось почти два года. В результате в организации были оптимизированы два наиболее трудоемких процесса - заключение и исполнение договоров. Сегодня более 90% из них готовится с помощью BPM, этот процесс стал более прозрачным и удобным, исключена возможность потери обращений заказчиков. История запусков экземпляров процесса "Заключение договора" по месяцам и по версиям системы Источник: НИиПИ Генплана Москвы, 2016 Опытом проектирования бизнес-процессов в области производственной безопасности поделились Мария Панова и Валентина Алексеева, младшие научные сотрудники Центра анализа рисков "НИИгазэкономика". В качестве примера был рассмотрен бизнес-процесс "Организация проведения и анализ результатов СОУТ". Графическое изображение процесса было выполнено в Мicrosoft Visio с использованием элементов языка моделирования UML. Для детализации использовалась диаграмма действия с так называемыми "плавательными дорожками". В конечном итоге была составлена матрица полномочий и ответственностей, а также описаны показатели результативности бизнес-процесса. Такой подход к моделированию применяется в ПАО "Газпром" для описания и анализа бизнес-процессов в области производственной безопасности.
|
|