|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Настройка графического планшета для работы с Autodesk MayaИсточник: renderru dimson3d
В данном уроке вы узнаете, как можно оптимизировать работу в программах трехмерной графики и анимации с помощью графического планшета. За основу берутся планшеты Wacom Intuos 3, Wacom Graphire 4 и такое приложение для создания 3D графики как Autodesk Maya. Благодаря возможностям и функционалу Intuos 3 можно возложить часть часто используемых функций и кнопок клавиатуры на планшет. Как известно, Maya использует возможности кистей практически везде, особенно когда речь заходит о таком мощном инструменте как модуль Artisan и для раскрашивания весов вершин при скининге модели или для текстурирования. Но и при навигации, и выделении объектов также можно обойтись применением клавиш планшета, не прибегая к клавиатуре. Данный материал больше ориентирован уже на опытных пользователей, знакомых с Maya и её возможностями по использованию кистей. Здесь дается базовое описание настройки графических планшетов для работы с Maya которые я использую в повседневной работе. Инструменты Maya основанные на работе с кистямиДля начала давайте взглянем на инструменты Maya использующие кисти. Sculpt Geometry Tool Интерфейс атрибутов инструмента Sculpt Geometry Tool. В атрибутах инструмента Sculpt Geometry Tool благодаря чувствительности к нажатию пера можно регулировать степень прозрачности \ интенсивности (Opacity), радиус (radius) или оба атрибута одновременно. Для этого в свитке Stylus Pressure необходимо поставить флажок Stylus pressure, и выбрать в раскрывающемся списке один из пунктов - Opacity, Radius или Both. 3D Paint tool Атрибуты инструмента 3D Paint tool. Инструмент 3D Paint tool также позволяет использовать графические планшеты. 3D Paint tool использует технологии Artisan и Paint Effects для создания текстур на трехмерных объектах. Могут быть воссозданы как карты цвета, прозрачности, светимости, так и карты рельефности и даже смещения (displacement), и в последствии сохранены на жестком диске. Данный инструмент заслуживает большего внимания, и вы в праве его изучить самостоятельно - 3D Paint tool прост в изучении и применении, особенно с графическим планшетом. Различие 3D Paint Tool заключается в том что могут быть применены как модуль Artisan так и Pant Effects. Artisan содержит в себе также 3 выбираемых типа работы пера - Opacity, Radius и Both. При выборе Paint Effects появляется возможность регулировать 3 карты степени давления и задавать им свои уникальные для каждой карты типы, и максимальные \ минимальные степени нажатия. Пример настройки Paint Effects в 3D Paint Tool. Благодаря этому можно комбинировать разные слои и рисовать как карты цвета так и другие типы вплоть до изменения толщины трубок и свечения. Maya с её модулями Artisan и Paint Effects это мощный инструмент для специалистов по текстурированию и эффектов. А благодаря поддержке графических планшетов возможности художников становятся практически безграничными. Paint Skin Weights Tool Интерфейс атрибутов инструмента Paint Skin Weights Tool. Инструмент Paint Skin Weights Tool также может использовать возможности графических планшетов. Вообще благодаря технологии Artisan, Maya позволяет аниматорам с высокой скоростью осуществлять привязку геометрии к скелету и выполнять "раскраску" весов вершин. Paint Skin Weights Tool поддерживает все те же 3 типа воздействия нажатия пера - Opacity, Radius и Both. Maya Paint Effects Очень интересный и самый забавный модуль Maya - Maya Paint Effects творит просто чудеса, выращивая целые леса, города, облака и т.д. всего одним кликом мышкой или пером планшета. Позволяет в считанные минуты создавать очень качественные изображения, причем как в 2D пространстве, так и в 3D пространстве. Модуль Maya Paint Effects в действии, с 2D иллюстрацией. Модуль Paint Effects не обладает сложными настройками пера и его возможностей как это может быть сделано в Adobe Photoshop или в Corel Painter. Но его основные возможности заложены как в самом модуле Paint Effects так и в инструменте 3D Paint Tool, описанном выше. Просто в Paint Effects, больше вариантов разной сложности кистей и инструментов поддающиеся изменению. Настройка инструмента Maya Paint Effects. Эти параметры также представлены в инструменте 3D Paint Tool. Настраивая Pressure mapping разными способами, можно получить потрясающие совершенно не похожие друг на друга результаты, и получить изображение, которое вам захочется. После краткого знакомства с инструментами, которые используют возможности графических планшетов в Maya, а таких на самом деле больше чем тут описано, пора перейти к настройке самого планшета. Ниже будут описаны настройки драйвера под Autodesk Maya для двух планшетов - Wacom Intuos 3 и Wacom Graphire 4. Настройка планшета Intuos 3 под Autodesk MayaФункциональные клавиши Express Keys и полоски Touch StripsНачнем мы с настройки профессионального графического планшета Wacom Intuos 3, благодаря его возможностям - 1024 уровням нажатия пера, множеству функциональных клавиш и разным типам перьев ввода. Художники получают свободу в действиях как с созданием 2D изображений и обработки фотографий, так и при работе в приложениях 3D графики и анимации - таких как Maya. Хотя в самой Maya, к сожалению, поддерживаются далеко не все возможности этих планшетов L. Запустите Maya, она нам потребуется для добавления в свойства драйвера планшета. Драйвер планшета Intuos 3 по умолчанию. Запустите свойства драйвера графического планшета. Выбираем в области Инструмент пункт Функции. В пункте Приложение нужно добавить под какую программу мы будем с вами настраивать планшет нам требуется Maya . Для этого щелкаем на кнопке "+" в пункте Приложение и в появившемся окне выбираем текущую запущенную программу Maya . Если Maya не была запущена, то просто щелкаем на кнопке Обзор и указываем путь к файлу maya.exe . Выбор программы Maya из списка текущих открытых программ. Вид панели приложения после добавления Maya и Photoshop. Ярлычок Maya выделен и готов к изменению свойств драйвера под целевое приложение. Теперь нам предстоит настраивать Express Keys, для этого выберите в приложениях программу Maya, рис. выше. Мы настроим клавиши по другому, не так как нам предлагается по умолчанию (рис. ниже). Перенастройка клавиш. MMB - Средняя кнопка мыши (выбирается в раскрывающемся списке). Внимание(!): Не забывайте, для того чтобы оказанные изменения не были настроены для всех приложений, необходимо выделять программу, добавленную в список Приложения. По умолчанию выделяется пункт Все остальные. В раскрывающихся списках для функциональных клавиш выбираем пункт Модификатор. Данный пункт необходимо менять для Большой правой клавиши, Маленькой правой клавиши с засечкой. Выбор пункта Модификатор для правой большой кнопки. Для Большой правой клавиши в открывшемся окне выбираем функцию клавиши Alt. Для Маленькой правой клавиши с засечкой выбираем функцию клавиши Shift. Выбор клавиши Alt в качестве модификатора. Клавиша Shift выбирается аналогично. Т.к. Maya использует среднюю кнопку мыши для перемещения (совместное нажатие клавиши Alt + MMB приводит к активации Move View). Мы под функции средней кнопки мыши назначим Верхнюю Правую маленькую клавишу. Для этого просто выбираем в раскрывающемся списке пункт Щелчок средней кнопкой мыши. Выбор пункта Щелчок средней кнопкой мыши. Три функциональные клавиши мы уже настроили, как же теперь это все работает? Перейдите в Maya и в любом активном окне проекции Perspective, Top, Front, Side нажмите сначала Большую правую функциональную клавишу и водите пером прикоснувшись к поверхности планшета, активируется Rotate Viewport. Теперь нажмите одновременно Большую правую функциональную клавишу + Верхнюю Маленькую правую функциональную клавишу курсор примет сразу вид перекрестия инструмента Move Viewport. Если прикоснуться к поверхности планшета и водить по нему пером то активируется Zoom Viewport, т.к. прикосновение к поверхности это клик правой кнопкой мыши. Потренируйтесь с таким управлением и, привыкнув, вы сможете быстро ориентироваться в пространстве, а благодаря назначению кнопке с засечкой функции клавиши Shift вы можете использовать её для выделения объектов. Но у нас осталась еще и Нижняя большая клавиша (горизонтальная). Её можно настроить под функции клавиши Пробел (Space). Для этого выберите в раскрывающемся списке пункт Нажатие клавиши… Пункт Нажатие клавиши. Откроется диалоговое окно Задать комбинацию клавиш в поле Клавиши, щелкните на клавиатуре клавишу Пробел, заданная клавиша сразу же отобразится, далее щелкните на кнопке ОК. Окно Задать комбинацию клавиш с заданной клавишей Пробел. Откроется окно Имя комбинации клавиш, вы вольны сами задать любое имя, я указал space . Щелкните кнопку ОК, чтобы принять изменения. Окно Имя комбинации клавиш, с введенным именем Space. Вернитесь в Maya для проверки работы заданных функций. Просто нажимайте Нижнюю большую клавишу (горизонтальную) и удостоверьтесь, что при коротком нажатии окно проекций минимизировалось \ максимизировалось, а при продолжительном активны были меню Maya. Работа функции пробела заданной нижней большой клавише (горизонтальной) в Maya. В Maya также много функций возложено на клавиатурные комбинации, особенно скрипты написанные или установленные пользователем для работы или какие то часто используемые операции. На планшете функциональные клавиши расположены и справой стороны, мы на них как раз и назначим некоторые из часто используемых инструментов. Все клавиатурные комбинации в Maya настраиваются в окне Hotkey Editor. Окно Hotkey Editor. Назначив нужные вам клавиатурные комбинации, откройте свойства драйвера планшета. Выбрав пункт Нажатие клавиши, нажмите клавиши которые образуют комбинацию для инструмента в Maya и введите ей имя. Так вы можете сделать практически для всех оставшихся функциональных клавиш. К примеру, я назначил функциональные клавиши для открытия окон Hypershade и RenderView . Часто используемые клавиатурные комбинации назначенные функциональным клавишам планшета. Полоски Touch Strip расположенные рядом с функциональными клавишами в моем примере были настроены под функции масштабирования \ прокрутки и для открытия окон Outliner, Visor по заранее заготовленным клавиатурным комбинациям. Данные функции также выбираются из раскрывающегося списка. На каждую полоску Touch Strip вы можете назначить по 2 клавиатурные комбинации. Полоски Touch Strip настроенные на Автоматическую прокрутку \ масштабирование и две клавиатурных комбинации. Проверьте как работают все настроенные параметры функциональных клавиш планшета. После чего можно переходить к редактированию параметров пера. Настройка пера Grip PenВ отличие от таких приложений как Adobe Photoshop, Corel Painter или ZBrush, в Maya нет мощных инструментов по работе с кистями. В этом случае можно обойтись обычным пером, поставляемым с планшетом. Но настроить перо все же следует. Вид свойств драйвера для настройки инструментов по умолчанию. Для настройки Инструментов, также требуется добавить целевые приложения. Это также делается вышеописанным способом. Внимание(!): Не забывайте, для того чтобы оказанные изменения не были настроены для всех приложений, необходимо выделять программу, добавленную в список Приложения. По умолчанию выделяется пункт Все остальные. Добавленные программы Maya и Photoshop, для настройки их под инструменты (выделен Grip Pen). Основные настройки, которые я выполнил для пера - Чувствительность к наклону и Чувствительность пера. Обычно Чувствительность к наклону можно оставить по умолчанию или установить регулятор в среднее положение, т.к. в Maya данный способ, к сожалению не поддерживается. Что касаемо чувствительности пера данный параметр желательно установить в предпоследний пункт Мягко. Нажав на кнопку Сведения установите параметр Щелкните на порог третий пункт от параметра Низко. Пункт Щелкните на порог можно вообще оставить по умолчанию, он отвечает за усилие, требуемое для вызова щелчка кончиком пера (рис. ниже). Настройка параметров пера. Радиус двойного щелчка также можно немного уменьшить, как это сделано у меня. Что касаемо Ластика, в Maya он не выполняет действия стирания, его можно перенастроить, например, на другие функции, такие как открывание документов и файлов или выполнение какой-нибудь клавиатурной комбинации, а можно вообще отключить. Отключенный ластик для приложения Maya. После настройки пера необходимо также проверить работу в самой Maya. Внимание(!): Не забывайте, для того чтобы оказанные изменения не были настроены для всех приложений, необходимо выделять программу, добавленную в список Приложения. По умолчанию выделяется пункт Все остальные. Совет. Рекомендую устанавливать пропорционально соотношение сторон планшета и экрана, это позволит более точно работать на планшете и мониторе как диагональю 4х3, так и 16х9, если у вас монитор уже 16х9 и вы собираетесь приобретать планшет, я вам рекомендую купить планшет с соотношением сторон 16х9 (к примеру, Wacom Intuos A5 Wide). Настройки соотношения сторон выполняются на закладке Отображение. Настройка планшета Graphire 4 под Autodesk Maya. Планшет Graphire не обладает такими возможностями как Intuos 3. У него всего 512 уровней чувствительности к нажатию пера, нет дополнительных аксессуаров - таких как другие типы перьев, и он обладает всего 2-мя функциональными клавишами колесиком прокрутки. Также драйвер данного планшета поддерживает настройку только для всех приложений. Но и с ним можно слегка облегчить работу в Maya, я лично выбрал настройку под навигацию в трехмерном пространстве. Настройка функциональных клавиш планшетаДве настроенные функциональные клавиши планшета Graphire 4 с колесиком прокрутки. Чтобы настроить Express Keys на планшете Wacom Graphire 4, необходимо просто открыть свойства драйвера планшета и перейдя на закладку Планшет, выбрать необходимую функцию для одной из двух функциональных клавиш. Левую клавишу я настроил как Модификатор - клавиши Alt, а Правую клавишу я настроил на выполнение функции Щелчок средней кнопкой мыши. Колесико прокрутки в Graphire не настраивается под выполнение специфических функций, он выполняет аналогичную функцию скроллинга, как и у мыши, и может быть использован для Zoom Viewport. Теперь можно с легкостью использовать планшет для выполнения функций навигации в трехмерном пространстве Maya. Нажав Левую клавишу и прикоснувшись к поверхности планшета перемещая перо, активируется инструмент Rotate Viewport, при нажатии обеих функциональных клавиш выполняется перемещение (Move Viewport - если не прикасаться пером к поверхности планшета) и Zoom Viewport - при прикосновении пера к поверхности планшета. Настройка пераНастроенное перо планшета Graphire 4. Перо планшета можно настроить на большую чувствительность к нажиму, ластик в Graphire не отключается, а выполняет только функции ластика и может быть настроена его чувствительность. Радиус двойного щелчка можно оставить по умолчанию. Совет. Рекомендую устанавливать пропорционально соотношение сторон планшета и экрана, это позволит более точно работать на планшете и мониторе как диагональю 4х3, так и 16х9, если у вас монитор уже 16х9 и вы собираетесь приобретать планшет, я вам рекомендую купить планшет с соотношением сторон 16х9 (к примеру, Wacom Intuos A5 Wide). В свойствах драйвера планшета Wacom Graphire 4 настройка пропорций осуществляется в окне Сведения о режиме пера, которое вызывается нажатием кнопки Сведения на закладке Перо. Дополнительные контекстные менюКак и в Wacom Intuos 3, так и в Wacom Graphire 4 можно создавать контекстные меню для необходимых задач, в Intuos можно это делать для каждого приложения отдельно, а в Graphire это будет сделано для всех программ сразу. О том, как настроить и создать контекстные меню можно прочитать здесь. ЗаключениеГрафические планшеты дают художникам огромные возможности, как по удобству работы, так и по скорости её выполнения. Благодаря поддержке графических планшетов, в области 3D графики и автоматизированного проектирования, пользователи получают все возможности для комфортного создания проектов. Самым наилучшим приложением для работы с графическим планшетом я считаю - Autodesk Maya, благодаря её мощным системам Artisan и Paint Effects возможность применения планшетов становится безграничной. Используя такие профессиональные планшеты как Intuos 3 можно для каждого приложения сделать независимую конфигурацию и обеспечить максимум возможностей по работе с той или иной программой. Графические планшеты особенно необходимы художникам, которые работают с такими приложениями как ZBrush или MudBox, о чем мы с вами еще поговорим. Пользователи таких программ как Autodesk 3ds Max, Softimage/XSI или Houdini также могут получить преимущества при использовании графических планшетов. К сожалению, в Autodesk 3ds Max достаточно скудный набор инструментов использующих кисти (да еще и жутко тормозит :-)), а вот в Softimage/XSI таких возможностей больше, ну и конечно же в самой таинственной программе :-) - Houdini также найдется где применить планшет со всеми его возможностями. Экспериментируйте с настройками драйвера планшета, возможностями вашей программы и получайте наслаждение от работы :-). Ссылки по теме
|
|