Но не любой интернет-магазин имеет успех. Нередки случаи, когда, лишь войдя на сайт, гость сразу же его покидает, так и не посмотрев ассортимент магазина, выгодность его предложений и не оценивая его возможностей. Так происходит не случайно. Интернет-проект, как и человека, встречают "по одежке" и иногда одного взгляда достаточно для того, чтобы понять, стоит ли продолжать свое знакомство с сайтом или лучше сразу уйти на другой. Это лишь подтверждает тот факт, что на количество продаж онлайн-магазина и уровень дохода, получаемого его владельцем, влияет не только информация, которая в нем хранится, и товар, который с его помощью реализуется, а и способ их предоставления пользователю. Безусловно, важно, что продается, но не менее важно, как это делается. И в случае с онлайн-магазином именно пользовательский интерфейс выступает в роли "канала продаж", который нужно обустроить с комфортом для клиента, а значит, и с выгодой для себя.
При правильной организации, эффективном решении поставленных задач и планомерной работе по развитию собственного интернет-магазина, владелец получает возможность использовать множество преимуществ онлайн-продаж, среди которых:
возможность работать, находясь в любой точки земного шара при одном условии, что в ней есть Интернет;
экономичность в решении основной массы бизнес-вопросов - для создания интернет-магазина необходимы финансовые затраты, которые в разы меньше затрат, необходимых для начала любого бизнеса в режиме оффлайн;
минимальные затраты времени на организацию магазина, решение кадровых вопросов и т.д.;
упрощенный контроль над работой собственного предприятия - для этого также достаточно доступа в Интернет;
постоянный рост прибыли в условиях постоянного развития - интернет-магазин может развиваться до бесконечности, его прибыль не будет зависеть от географического положения, варьирования платы за аренду площади и коммунальные услуги, роста заработной платы сотрудников и увеличения штата.
Таким образом, содержание интернет-магазина является выгодным во всех отношениях. Единственное, что может оказать негативное влияние на развитие этого вида бизнеса, это неправильная маркетинговая политика и неправильно расставленные приоритеты владельца. Только при ориентированности на конечного покупателя и постоянной заботе о его комфортности, владелец интернет-магазина может быть уверен в постоянном увеличении собственной прибыли. Каким должен быть пользовательский интерфейс интернет-магазина? Начиная работу над созданием нового или модернизацией уже имеющегося в наличии и функционирующего онлайн-магазина, важно осознавать не только то, что главная цель бизнеса - это получение дохода с продажи реализуемого товара, а и то, что путь к ее достижению лежит через восприятие магазина и всего, что в нем есть, целевым посетителем. Это важно учесть при работе над интернет-проектом. Первое, на что должен обратить внимание владелец онлайн-магазина, это пользовательский интерфейс, ведь именно он является средством взаимодействия с потенциальным покупателем, а вместе с тем и средством воздействия на него и важнейшим рекламным инструментом, играющим за или против самого магазина. Так что же собой представляет пользовательский интерфейс? И каким он должен быть для того, чтобы его влияние на уровень конверсии интернет-проекта ("превращения" посетителя в покупателя) был стабильно высоким? Пользовательский интерфейс (ПИ) - это форма взаимодействия посетителей с интернет-магазином (набором программных инструментов, направленных на обеспечение его функционирования). Это все, что видит гость онлайн-магазина, как только входит на его сайт, включая тексты, картинки, видео, кнопки, меню и т.д. Интерфейс отражает не только ассортимент магазина, а и все существующие в нем возможности потенциального покупателя и способы их реализации. Таким образом, ПИ призван выполнять несколько очень важных функций. Основные задачи пользовательского интерфейса - это:
ознакомительная (посредством него происходит знакомство целевой аудитории не только с магазином в целом, а и с конкретным товаром, который ему нужен);
маркетинговая (ПИ - это главная реклама магазина, которая является совершенно бесплатной, ведь при определенном уровне комфортности и соответствии требованиям современного покупателя пользователи всегда будут приходить за покупками туда, где им "были рады");
побудительная (ПИ необходимо оформить таким образом, чтобы каждый элемент оказывал на посетителя благотворное воздействие и вселял уверенность, что сделать покупку необходимо именно в этом магазине).
Таким образом, пользовательский интерфейс успешного интернет-магазина должен быть ориентированным на покупателя и решение его потребностей, то есть быть дружественным - отвечать основным потребностям потенциального клиента. Но чего ждет покупатель, заходя на сайт очередного интернет-магазина?
удобства - комфортного пользовательского интерфейса, который позволяет работать по догадке и не требует больших умственных усилий для совершения нужного действия;
быстрой реакции на любые действия, включая общение с консультантом в онлайн-чате;
эффективного решения любых проблем - от помощи в поиске нужной продукции до организации возвращения не подошедшего товара
отсутствия сложностей, обеспечивающего психологическую комфортность, ради которой покупатель непременно вернется в онлайн-магазин для совершения очередной покупки;
системного складирования нужной ему информации - легкой доступности информации о предлагаемом товаре, способах его приобретения, оплаты, доставки и т.д.;
возможностей, которых нет в других магазинах - именно они отличают успешный интернет-проект от рядового;
соответствия написанного (предлагаемого в магазине) реальности (если указано, что доставка 3 дня, она должна быть осуществлена именно за 3 дня, если имеются специальные предложения, их условия должны соответствовать указанным в рекламе, иначе даже при самом удобном пользовательском интерфейсе человек трижды подумает, прежде чем сделать вторую покупку там, где его обманули).
Секреты создания дружественного пользовательского интерфейса Создание дружественного интерфейса всегда начинается с понимания его роли в успешном онлайн-бизнесе. Только в этом случае владелец магазина способен правильно расставить приоритеты и поставить перед веб-дизайнерами правильную цель - удобство посетителя во всех отношениях и на всех этапах его взаимодействия с сайтом. Конечно, хорошо, если веб-сайт сделан в соответствии с фирменным стилем, если он смотрится дорого и ярко и стоит дороже, чем у конкурентов. Но все это не делает его источником стабильно высокого дохода, иногда даже наоборот. Ведь посетитель не оценивает сайт по этим параметрам. Он просто визуально оценивает легкость восприятия интернет-магазина и на основе собственных выводов действует дальше. Причем все процесс оценки и формирование заключения о веб-проекте происходят на подсознательном уровне. Однако это вовсе не означает, что веб-дизайнер обязан предугадать реакцию пользователя на сайт в целом и отдельные его элементы в частности. Это лишь заставляет поверить в то, что работа над пользовательским интерфейсом должна вестись непрерывно. Изначально он создается с учетом потребностей покупателя и возможностей владельца, затем анализируется, дорабатывается, снова анализируется и снова дорабатывается. И так до тех пор, пока уровень конверсии не удовлетворит потребностям владельца интернет-магазина. Только так можно привести онлайн-магазин в наиболее эффективную форму. Для того чтобы создать понятный интерфейс, важно обеспечить:
четкое понимание назначения интернет-проекта с первого момента появления на сайте (пользователь должен сразу увидеть виды категорий, особенности, назначение и уровень качества предлагаемых товаров, корзину);
помощь в выборе товаров (например, вывести ТОП-10 самых покупаемых товаров или наиболее востребованных фирм, кроме того, можно предложить индивидуальный подход к каждому клиенту, показывая ему список запрашиваемых некогда ранее товаров, или показать дополнительные аксессуары к каждой конкретной покупке);
наглядность преимуществ покупки в магазине (постоянное проведение акций, проработка специальных предложений и программ для постоянных и оптовых покупателей, возможность бесплатной доставки при покупке на определенную сумму);
наглядность каждого товара (пользователь всегда хочет увидеть желаемый товар до покупки, поэтому он должен иметь такую возможность - для этой цели можно использовать любые виды контента - от текста до фото и видео);
наличие отзывов (мнение людей, которые уже сделали свою покупку, сегодня является решающим для большинства покупателей, поэтому нельзя лишить потенциальных покупателей возможности его увидеть).
Каждый элемент дизайна играет свою существенную роль в формировании мнения пользователя, все мелкие детали как паззлы складываются в общую картину, которую посетитель воспринимает положительно или отрицательно. Важно правильно подобрать цветовую гамму и текстуру оформления, сделать удобную структуру сайта, выделить главные элементы. Так, например, корзина должна быть визуально доступна и понятна каждому пользователю, ведь именно с нее "начинается" покупка. Таким образом, для того чтобы заставить пользовательский интерфейс работать на владельца интернет-магазина, необходимо продумать и проработать каждый отдельный его элемент с учетом потребностей конечного потребителя.