|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Какими будут ИТ в 2020 году?Источник: computerra Игорь Емельянов
Даже самые закостенелые консерваторы и снобы уже, полагаю, согласились с тем фактом, что роль ИТ сегодня коренным образом меняются. Если раньше ИТ-департамент был окружен ореолом тайны и никак не коррелировал с другими отделами компании, то сейчас мир имеет тенденцию к ускорению и упрощению, и "технарям" приходится вдруг осознавать себя заново. Кратко систематизировав происходящее с индустрией, можно заметить, что ИТ меняются по трем взаимосвязанным друг с другом направлениям. Во-первых это консьюмеризация, о которой уже было сказано много и о которой долго еще придется говорить. Выражается она в том, что пользователи и сотрудники заполучили новые простые инструменты выполнения своей работы, причем заполучили их в обход ИТ-департамента. Это собственные устройства сотрудников, которые они начали использовать в рабочей среде - лэптопы, планшеты, смартфоны. Словом все, что можно отнести к BYOD. Это облачные сервисы и приложения, которые сотрудники начали использовать индивидуально в рабочих целях просто потому, что и так привыкли к ним вне работы (яркий тому пример - Dropbox, на просторах которого сейчас гуляет множество корпоративных данных, о чем мало кто подозревает). И, наконец, это "теневые ИТ" - все вышесказанное, объединенное в коктейль индивидуальной рабочей среды, которой уже не управляет корпоративная ИТ-система. Во-вторых - ИТ перестает быть обособленной единицей, недоступным ранее и оттого магическим поставщиком сокровенного чуда технологии. ИТ-департамент становится таким же отделом компании, как маркетинг или продажи. Более того, являясь нервной системой компании, ИТ-департамент вынужден осознавать свою роль как обслуживающую интересы остальных. Ваш покорный слуга уже не раз приводил пример этакого ИТ-сантехника, который просто делает так, чтобы запущенные системы работали, отойдя от вопросов стратегического планирования и сузив свои полномочия до уровня низшего менеджмента. Исходя из второго пункта, становится понятным третий - ИТ, со всей очевидностью, приблизились к бизнесу. Спустившись с небес на землю и утратив возможность командовать откуда-то сверху, ИТ-департамент стал не распределителем технологии, а бизнес-единицей. В результате и сами CIO начали беспокоиться о том, что утратили свою роль и стали рядовыми менеджерами, потому как стратегические вопросы выпали из их компетенции. Чтобы запрыгнуть на подножку уходящего поезда информационных технологий, CIO пытаются повысить значимость ИТ для бизнеса и слиться с ним. Как прогрессивные CIO переходят к тому, чтобы стать частью именно бизнес-управления, перейти к решению стратегических задач бизнеса, а не отдельно взятого департамента, в котором им становится тесно? Они ставят перед собой задачи другого порядка, на которые раньше не замахивались в силу упомянутого ореола мистической святости, десятилетиями висевшего над ИТ-департаментом. И одной из таких задач стало увеличение бизнес-показателей и улучшения самого продукта или услуги, которую продает бизнес, за счет информационных технологий.
В целом, текущее состояние информационных технологий нам удалось осветить, а что будет дальше, например через десять лет? Как будет меняться информационно-технологический ландшафт и останется ли термин "ИТ" актуальным в 2020 году? О таких вещах не только важно, но и чертовски интересно задумываться, не находите? Но, к сожалению, на постсоветском пространстве так далеко пока не заглядывают. Разве что в кулуарных беседах, но невозможно поучаствовать в каждой из них, даже пристально наблюдая за индустрией. Поэтому и приходится обращаться к опыту зарубежных коллег, которые как раз имеют обыкновение поднимать интереснейшие теоретические вопросы. На мероприятии CIO Forum, которое исследовательская компания Forrester провела в начале мая, случилась занимательная панельная дискуссия "Мир CIO в 2020 году". В ней принимало участие порядка 325 человек, большая часть (65%) которых представляла миллиардные компании, работая там в должности вице-президента по технологиям или CIO (40%). Разбираясь в материалах дискуссии, можно было обнаружить несколько интересных закономерностей, которые я упакую в этакие статистически-логические блоки. Итак, речь шла о том, что будет с ИТ в 2020 году. 80% участников верят, что ИТ все еще будут инструментом конкурентной борьбы. 85% участников согласны, что большинство технологий будут доступны через публичные облака. 90% участников верят, что в 2020 не будет централизованного ИТ-управления. Изучив материалы мероприятия, можно прийти не только к вышеизложенным выводам, но эти оказались наиболее формулируемыми и адекватными. Например, вопрос о существовании ИТ как такового через 7-10 лет мы еще не поднимали, а на Западе он уже стоит достаточно остро, если его всерьез обсуждают CIO из больших компаний. А как вы думаете - будет ли в 2020 актуальным понятие "информационные технологии на предприятии"? 80% участников верят, что ИТ все еще будут инструментом конкурентной борьбы. 85% участников согласны, что большинство технологий будут доступны через публичные облака. 90% участников верят, что в 2020 не будет централизованного ИТ-управления. Изучив материалы мероприятия, можно прийти не только к вышеизложенным выводам, но эти оказались наиболее формулируемыми и адекватными. Например, вопрос о существовании ИТ как такового через 7-10 лет мы еще не поднимали, а на Западе он уже стоит достаточно остро, если его всерьез обсуждают CIO из больших компаний. А как вы думаете - будет ли в 2020 актуальным понятие "информационные технологии на предприятии"?
|
|