Какими будут ИТ в 2020 году?

Источник: computerra
Игорь Емельянов

Даже самые закостенелые консерваторы и снобы уже, полагаю, согласились с тем фактом, что роль ИТ сегодня коренным образом меняются. Если раньше ИТ-департамент был окружен ореолом тайны и никак не коррелировал с другими отделами компании, то сейчас мир имеет тенденцию к ускорению и упрощению, и "технарям" приходится вдруг осознавать себя заново. Кратко систематизировав происходящее с индустрией, можно заметить, что ИТ меняются по трем взаимосвязанным друг с другом направлениям.

Во-первых это консьюмеризация, о которой уже было сказано много и о которой долго еще придется говорить. Выражается она в том, что пользователи и сотрудники заполучили новые простые инструменты выполнения своей работы, причем заполучили их в обход ИТ-департамента. Это собственные устройства сотрудников, которые они начали использовать в рабочей среде - лэптопы, планшеты, смартфоны. Словом все, что можно отнести к BYOD. Это облачные сервисы и приложения, которые сотрудники начали использовать индивидуально в рабочих целях просто потому, что и так привыкли к ним вне работы (яркий тому пример - Dropbox, на просторах которого сейчас гуляет множество корпоративных данных, о чем мало кто подозревает). И, наконец, это "теневые ИТ" - все вышесказанное, объединенное в коктейль индивидуальной рабочей среды, которой уже не управляет корпоративная ИТ-система.

Во-вторых - ИТ перестает быть обособленной единицей, недоступным ранее и оттого магическим поставщиком сокровенного чуда технологии. ИТ-департамент становится таким же отделом компании, как маркетинг или продажи. Более того, являясь нервной системой компании, ИТ-департамент вынужден осознавать свою роль как обслуживающую интересы остальных. Ваш покорный слуга уже не раз приводил пример этакого ИТ-сантехника, который просто делает так, чтобы запущенные системы работали, отойдя от вопросов стратегического планирования и сузив свои полномочия до уровня низшего менеджмента.

Исходя из второго пункта, становится понятным третий - ИТ, со всей очевидностью, приблизились к бизнесу. Спустившись с небес на землю и утратив возможность командовать откуда-то сверху, ИТ-департамент стал не распределителем технологии, а бизнес-единицей. В результате и сами CIO начали беспокоиться о том, что утратили свою роль и стали рядовыми менеджерами, потому как стратегические вопросы выпали из их компетенции. Чтобы запрыгнуть на подножку уходящего поезда информационных технологий, CIO пытаются повысить значимость ИТ для бизнеса и слиться с ним.

Как прогрессивные CIO переходят к тому, чтобы стать частью именно бизнес-управления, перейти к решению стратегических задач бизнеса, а не отдельно взятого департамента, в котором им становится тесно? Они ставят перед собой задачи другого порядка, на которые раньше не замахивались в силу упомянутого ореола мистической святости, десятилетиями висевшего над ИТ-департаментом. И одной из таких задач стало увеличение бизнес-показателей и улучшения самого продукта или услуги, которую продает бизнес, за счет информационных технологий.

Мы часто говорим о том, что ИТ приблизились к бизнесу, смешались с ним. Такие разговоры не только интересны, но и выгодны с точки зрения распределения бюджетов и приоритетов в компании. Но когда доходит до практических аспектов бизнес-влияния, случается ступор. Хорошо, мы готовы двигать бизнес вперед, но как мы можем изменить бизнес показатели, что реально для этого можно сделать? За какую ниточку потянуть, чтобы высшее руководство действительно почувствовало пользу от смены парадигмы ИТ-мышления в компании? (источник цитаты)

В целом, текущее состояние информационных технологий нам удалось осветить, а что будет дальше, например через десять лет? Как будет меняться информационно-технологический ландшафт и останется ли термин "ИТ" актуальным в 2020 году? О таких вещах не только важно, но и чертовски интересно задумываться, не находите? Но, к сожалению, на постсоветском пространстве так далеко пока не заглядывают. Разве что в кулуарных беседах, но невозможно поучаствовать в каждой из них, даже пристально наблюдая за индустрией. Поэтому и приходится обращаться к опыту зарубежных коллег, которые как раз имеют обыкновение поднимать интереснейшие теоретические вопросы.

На мероприятии CIO Forum, которое исследовательская компания Forrester провела в начале мая, случилась занимательная панельная дискуссия "Мир CIO в 2020 году". В ней принимало участие порядка 325 человек, большая часть (65%) которых представляла миллиардные компании, работая там в должности вице-президента по технологиям или CIO (40%). Разбираясь в материалах дискуссии, можно было обнаружить несколько интересных закономерностей, которые я упакую в этакие статистически-логические блоки. Итак, речь шла о том, что будет с ИТ в 2020 году.

80% участников верят, что ИТ все еще будут инструментом конкурентной борьбы.
Сейчас ИТ имеют тенденцию к упрощению и все новые инструменты становятся доступны через облако. В связи с чем, многие забеспокоились, что даже грамотная ИТ-политика на предприятии не поможет компании вырваться вперед - у всех будут одни и те же инструменты. Но 80% участников дискуссии сошлись в том, что ИТ все еще сможет быть своеобразным дифференциатором. Главным образом за счет тесного сотрудничества с маркетингом и тщательной работе с большими данными.

85% участников согласны, что большинство технологий будут доступны через публичные облака.
Вплотную поработав с облачными технологиями, мы увидели, что не все можно упаковать в облако. Что процессы и софт критической важности все еще остаются и будут оставаться внутри компании. Но все остальное, несомненно, перенесется в облако. Поэтому ИТ будет этаким дирижером, управляющим оркестром из множества публичных облачных сервисов.

90% участников верят, что в 2020 не будет централизованного ИТ-управления.
Большинство участников дискуссии на мероприятии Forrester сошлись в том, что если ИТ-департаменты и будут существовать через 7-10 лет, то исключительно как бизнес-единица, абсолютно такая же как маркетинг, продажи, закупки, менеджмент. Причины кроются в растущей популярности все тех же облачных сервисов и в очевидном тренде к слиянию бизнеса и ИТ.

Изучив материалы мероприятия, можно прийти не только к вышеизложенным выводам, но эти оказались наиболее формулируемыми и адекватными. Например, вопрос о существовании ИТ как такового через 7-10 лет мы еще не поднимали, а на Западе он уже стоит достаточно остро, если его всерьез обсуждают CIO из больших компаний. А как вы думаете - будет ли в 2020 актуальным понятие "информационные технологии на предприятии"?

80% участников верят, что ИТ все еще будут инструментом конкурентной борьбы.
Сейчас ИТ имеют тенденцию к упрощению и все новые инструменты становятся доступны через облако. В связи с чем, многие забеспокоились, что даже грамотная ИТ-политика на предприятии не поможет компании вырваться вперед - у всех будут одни и те же инструменты. Но 80% участников дискуссии сошлись в том, что ИТ все еще сможет быть своеобразным дифференциатором. Главным образом за счет тесного сотрудничества с маркетингом и тщательной работе с большими данными.

85% участников согласны, что большинство технологий будут доступны через публичные облака.
Вплотную поработав с облачными технологиями, мы увидели, что не все можно упаковать в облако. Что процессы и софт критической важности все еще остаются и будут оставаться внутри компании. Но все остальное, несомненно, перенесется в облако. Поэтому ИТ будет этаким дирижером, управляющим оркестром из множества публичных облачных сервисов.

90% участников верят, что в 2020 не будет централизованного ИТ-управления.
Большинство участников дискуссии на мероприятии Forrester сошлись в том, что если ИТ-департаменты и будут существовать через 7-10 лет, то исключительно как бизнес-единица, абсолютно такая же как маркетинг, продажи, закупки, менеджмент. Причины кроются в растущей популярности все тех же облачных сервисов и в очевидном тренде к слиянию бизнеса и ИТ.

Изучив материалы мероприятия, можно прийти не только к вышеизложенным выводам, но эти оказались наиболее формулируемыми и адекватными. Например, вопрос о существовании ИТ как такового через 7-10 лет мы еще не поднимали, а на Западе он уже стоит достаточно остро, если его всерьез обсуждают CIO из больших компаний. А как вы думаете - будет ли в 2020 актуальным понятие "информационные технологии на предприятии"?


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=33366