|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Цифровой мир: тренды и перспективыИсточник: KO
Каждую весну компания comScore публикует статистические данные за предыдущий год, и проводит анализ основных трендов развития цифрового мира за предыдущий год. Область Интернета меняется сверхдинамично, оказывая все большее влияние на повседневную жизнь, а стало быть, открывая новые возможности для бизнеса. В последние годы активное развитие Интернета происходит преимущественно за счет развивающихся рынков и мобильных устройств. Сегодня в Азии сосредоточено более 40% пользователей, а в США - не более 13%. В Европе доступ в Интернет уже имеют 408,3 млн чел, всего на 7% больше чем в 2011 г., наибольшую динамику демонстрируют Италия (17%) и Россия (15%). Дольше всего онлайн находятся жители США, в Европе - британцы, в среднем 27 часов в месяц, а бельгийцы стали проводить в сети на 2 часа больше чем годом ранее. Правда, европейский интернет-ландшафт очень фрагментирован. В Турции более 70% пользователей составляет молодежь, до 35 лет, в Германии значительна доля, почти четверть, приходится на возрастную категорию 55+. На французов старше 55 лет приходится больше четверти времени, проведенного в интернете, в Германии - чуть более 20%, хотя в среднем старшее поколение, в отличие от молодежи, заметно менее активны в сети. Две трети интернет-пользователей Нидерландов ежемесячно пользуются интернет-банкингом, в Швейцарии - только 18%. Но есть и общеевропейские тенденции, например значительный пророст аудитории новостных и информационных ресурсов, преимущественно за счет старших возрастных категорий - эти сайты посещают 80% пользователей, и задерживаются на них в среднем на 10% дольше чем годом ранее. На фоне экономических трудностей на 28% увеличилась посещаемость ресурсов по поиску работы. Социальные сети все активнее проникают во все сферы жизни. Средний европеец проводит на этих ресурсах 6,7 часов в месяц. Наибольшей популярностью пользуются Google, Facebook, Microsoft, Wikimedia, Yahoo. И бизнес уже осознает потенциал соцсетей - по данным отчета IAB Europe AdEx за 2012 г, в Европе инвестиции в медиаресурсы достигли 21 млрд евро, на интернет приходится треть расходов на рекламу. Остается только решить вопрос с ее эффективностью: как выяснилось в ходе анализа comScore, охватившего более 8 европейских рынков и 14 брендов, 30% онлайн-рекламы вообще никогда не достигает целевой аудитории. Этот факт придется учитывать и рекламодателям, при оценке проводимых кампаний, и компаниям, публикующим рекламу - уже в нынешнем году им предстоит переконфигурировать свои платформы с тем, чтобы поднять производительность. Но, пожалуй, самый значительный тренд, характерный не только для Европы, но и для других регионов - расширение интернет-аудитории происходит преимущественно за счет мобильных устройств. Уже сегодня каждую пятую веб-страницу просматривают со смартфона или планшета. По оценкам comScore, в 2012 г. доля смартфонов выросла до 57%, покупая новый мобильный аппарат 75% европейцев выбирают смартфон. Пик внедрения смартфонов уже остался позади, теперь эти устройства будут завоевывать более консервативную аудиторию, проявляющую большую осторожность к новым технологиям и более чувствительную к ценам. Таким образом, можно ожидать значительного изменения стратегий продвижения современных мобильных устройств. Чаще всего европейцы отдают предпочтение аппаратам Samsung (32%), Apple (21%), Nokia (16%) и операционным системам Android (50%), iOS 21% и Symbian (16%). В этом регионе не так явно выражен общемировой тренд раздела рынка между двумя ведущими ОС, Google Android и Apple iOS (на них приходится более 90% мирового рынка), которые демонстрируют стабильный рост за счет вытеснения BlackBerry, Windows и HP. Развитые экосистемы приложений для Android и iOS, делают практически невозможным даже сокращение разрыва с лидерами. Пара смартфон - планшет уже есть у 23 млн жителей Европы, на 94% больше, чем годом ранее. Пока ведущим производителем в сегменте остается Apple, которой на пятки наступает Samsung, увеличившая за последние два года свою долю на 400%. Владельцы планшетов в среднем богаче и старше владельцев смартфонов. Эксперты объясняют этот факт тем, что планшеты более интуитивны, люди старшего поколения легче овладевают работой с ними, и используют в качестве боле дешевой альтернативы компьютерам. Широкая функциональность и мультимедийные возможности мобильных устройств определяют изменение спроса на контент, и позволяют бизнесу найти новые источники доходов. За последний год для большинства категорий контента аудитория прирастала исключительно за счет более интенсивного использования мобильных устройств. Именно эта аудитория и представляет основной интерес для рекламодателей, в среднем за прошлый год 25 наиболее популярных веб-сайтов повысили доход от мобильных пользователей на 29%. А некоторые сервисы, ориентированные преимущественно на мобильную аудиторию, и того больше: Twitter на 46%, ESPN на 59%, Pandora на 155%. В нынешнем году доходы этих компаний будут зависеть преимущественно от эффективной доставки контента. Несоответствие ожиданиям пользователей на фоне агрессивного ценообразования в 2013 г. могут усложнить их работу в ближайшие пару лет. Пользователи предпочитают получать контент на мобильные устройства с помощью специальных приложений, а не через мобильный интернет, соответственно потребление медиа с смартфонов и планшетов значительно отличается от обычного веба. В связи с особенностями реализации приложений для смартфонов, все большее число пользователей полагаются на разработки ведущих медиабрендов, а не альтернативные продукты. Самое популярное мобильное приложение - Facebook (75%), немного отстают от него продукты Google: Google Maps (65,9%), Google Play (54,3%), Google Search (53,5%), Gmail (47,6%) и YouTube (46,4%). На популярность смартфонов заметное влияние оказывают технологии высокоскоростного доступа в интернет, которые уже стали приоритетными для многих операторов мобильной связи. Новые аппараты с поддержкой 3G и 4G позволяют в полной мере воспользоваться преимуществами этих сетей. В США, например, к концу 2012 г. около 97% смартфонов поддерживали 3G и 4G, число аппаратов с поддержкой 4G за год увеличилось на 273%. Доступность высокоскоростного мобильного интернета, к тому же, значительно расширяет опыт среднего пользователя в части потребления медиаконтента, особенно во время движения. Пока доступ в интернет с мобильных устройств осуществляется преимущественно через Wi-Fi, в сегменте планшетов - до 93,6% времени подключения. Там, где технологии 4G и LTE развиты и доступны по цене, эта доля ниже. Интересно, что две трети онлайновой активности аппаратов Android приходится на мобильные соединения, а с аппаратов Apple более половины - на Wi-Fi. Как выяснили в comScore, iPhone и iPad значительно чаще используются для разного рода развлечений, в том числе просмотра потокового видео. Вообще, приоритеты владельцев смартфонов и планшетов, несколько различаются. Смартфоны используются преимущественно для отправки SMS (90,5%), просмотра фото (83,4%), проверки почты (77,8%), прогноза погоды (67,1%) и доступа к соцсетям (65,3%). Для владельцев планшетов важны в первую очередь доступ к результатам поисковых запросов (73,9%), игры (66,3%), доступ к сетям обмена фото и видео (51,5%), чтение книг (51,2%) просмотр видео (50,9 %). 37,8% помимо книг читают с планшета журналы, что важно в связи с уходом печатной прессы в сеть. Планшеты - удобный инструмент для работы с контентом в течение длительного времени, к тому же они позволяют легко получать информацию пользователям, несведущим в технике. Анализ comScore показывает, что настольные ПК используются преимущественно в течение рабочего дня, смартфоны - в дороге, а пик работы с планшетами приходится на вечернее время. Соответственно, появляется больше возможностей оптимизировать маркетинговые кампании по времени дня, и максимально охватить целевую аудиторию. Еще один сегмент, на который непосредственное влияние оказывает мобильный интернет - розничная торговля. Смартфоны оказались удобным помощником для совершения покупок в обычных магазинах: потенциальный покупатель немедленно получает дополнительную информацию о выбранном товаре и может оперативно сравнить ценовые предложения. Что превращает магазины в выставочные залы и создает дополнительное ценовое давление на владельцев розничных торговых точек, вынуждая конкурировать не только между собой, но и с онлайновыми площадками. Которые, кстати, уже собирают десятую часть доходов розницы. Таким образом, сегменту розничной торговли необходимо уже принимать меры, чтобы в среднесрочной перспективе защитить свой бизнес. Итак, в 2012 г. мир окончательно стал многоплатформенным. Пользователи более не привязаны к определенным системам доступа в интернат, и могут в зависимости от обстоятельств выбирать из множества устройств - ПК, смартфон, планшет, и даже телевизор. Соответственно, бизнесу уже в этом году придется активно учитывать предпочтения пользователей и приспосабливаться к изменению поведенческих схем аудитории.
|
|