samally
Возникла недавно задача, связанная с конвертацией между различными позиционными системами счисления.
В качестве реального применение обычно выступают сервисы для сокращения URL, использующие системы base36/base62 или, например, хранение большого количества огромных чисел в том же base62 для экономии памяти.
Поискав среди существующих решений, понял, что ни одно из них не устраивает, в связи с чем, решил подготовить библиотеку-компонент для различных математических задач в фреймворке.
Получилась AzaMath - библиотека для конвертации между системами счисления (включая кастомные) + удобная арифметика произвольной точности.
Поддерживает PSR-0, легко ставится через composer, 100% покрытие кода тестами.
Системы счисления
Основной задачей библиотеки, на текущий момент, является перевод маленьких, больших и огромных чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Поддержка стандартных систем с основанием от 2 до 62 включительно, а также поддержка позиционных систем со своим собственным алфавитом (хоть все символы ASCII). Также желательно поддерживать отрицательные числа и дроби.
Для начала анализ альтернативных реализаций, которые можно использовать.
Вариант 1 - Специальные функции (decbin, bindec, decoct, ...)
Шесть функций, входящих в PHP, для конвертации между самыми распространенными системами счисления (10, 2, 8, 16).
Плюсы |
Минусы |
|
- Платформозависимый формат отрицательного числа. Без использования знака '-'. Это не подходит, потому что у нас могут быть числа любого размера
- Максимальное поддерживаемое число равно константе PHP_INT_MAX
- Дроби не поддерживаются
- Игнорирует некорректные символы в исходном числе, но только при конвертации в десятичное число. В обратную сторону уже не работает.
- Ограниченное число систем счисления
|
Вариант 2 - base_convert
Стандартная функция PHP, для конвертации между системами счисления от 2 до 36 включительно.
Плюсы |
Минусы |
- Игнорирует некорректные символы в исходном числе
|
- Отрицательные числа не поддерживаются
- Максимальное поддерживаемое число равно константе PHP_INT_MAX + 1
- Дроби не поддерживаются
- Ограниченное число систем счисления
- Медленнее на 40-70%, чем специальные функции
|
Вариант 3 - GMP (gmp_strval(gmp_init($number, $x), $y))
При наличии расширения GMP можно использовать функции для изменения системы счисления оттуда. Поддерживаются системы от 2 до 62 и от -2 до -36 (обычные системы 2-36, только на выходе буквы в верхнем регистре).
Плюсы |
Минусы |
- Отрицательные числа поддерживаются нормально
- Нет ограничения на размер числа
- Поддерживаются все стандартные системы счисления (2-62)
|
- Дроби не поддерживаются
- Ошибка конвертации при некорректных символах в исходном числе
- Медленнее на 70-90%, base_convert
- Медленнее на 70-215%, чем специальные функции
|
Свой вариант конвертации был реализован полностью независимо от сторонних расширений и без промежуточного конвертирования в десятичную системы, что позволило ему быть настолько быстрым, насколько это возможно на PHP (это медленно :) - примерно на 6000% медленнее, чем GMP реализация. Поэтому, при возможности, всегда используется более быстрая реализация. Также очень рекомендуется установить расширение
GMP, если вдруг понадобится много и регулярно конвертировать числа. Отрицательные числа полностью поддерживаются.
В комплект библиотеки, в качестве примера, входят три нестандартные системы счисления: base32 и base64 c алфавитами известных систем кодирования по стандарту RFC4648, также base64url из того же стандарта - base64 c алфавитом безопасным для использования в URL. Следует учитывать, что это конвертация чисел, а не произвольных строк, поэтому результат base64 будет совершенно отличным от результата функции base64_encode.
Увы, поддержку дробей пока не закончил - не удалось сделать достаточно быстро и пришлось отложить. Возможно сделаю позже, либо, если кому-то это понадобится, с удовольствием приму pull-реквест с этой фичей.
Примеры использования
$res = NumeralSystem::convert('WIKIPEDIA', 36, 10);
echo $res . PHP_EOL; // 91730738691298
$res = NumeralSystem::convert('9173073869129891730738691298', 10, 16);
echo $res . PHP_EOL; // 1da3c9f2dd3133d4ed04bce2
$res = NumeralSystem::convertTo('9173073869129891730738691298', 62);
echo $res . PHP_EOL; // BvepB3yk4UBFhGew
$res = NumeralSystem::convertFrom('BvepB3yk4UBFhGew', 62);
echo $res . PHP_EOL; // 9173073869129891730738691298
// Добавляем новую систему c произвольным алфавитом.
// Каждый символ должен встречаться только один раз.
// Допустимы только ASCII символы.
$alphabet = '!@#$%^&*()_+=-'; // эквивалент base14
$name = 'StrangeSystem';
NumeralSystem::setSystem($name, $alphabet);
$number = '9999';
$res = NumeralSystem::convertTo($number, $name);
echo $res . PHP_EOL; // $)!$
$res = NumeralSystem::convertFrom($res, $name);
echo $res . PHP_EOL; // 9999
Арифметика произвольной точности
Оперирование над большими числами выполнено в качестве удобной обертки над расширением
BCMath. В исходном состоянии
BCMath не слишком удобен для реального применения. Одно только наполнение результата нулями до указанной точности (1234.2130000000...) чего стоит.
Поддерживаются все основные арифметические действия, а также возведение в степень, получение квадратного корня, остатка от деления, битовый сдвиг, округление, сравнения и некоторые другие операции.
Все числа внутри представляются в виде строки, но на входе принимаются и типы int/float. При тестах быстро выяснилось, насколько сильно теряется точность с типом данных float. К тому же экспоненциальная запись (12e26, 12e-26) вообще не поддерживается на уровне BCMath. Так что пришлось искать возможность сохранения максимально доступной точности, поэтому все числа с плавающей точкой на входе обрабатываются специальным алгоритмом, сохраняя точность, насколько это возможно.
Примеры использования
// Создаем новое число с указанной точностью вычислений - 20 (по умолчанию 100)
$number = new BigNumber('118059162071741130342591466421', 20);
// Деление
$number->divide(12345678910);
echo $number . PHP_EOL; // 9562792207086578954.49764831288650451382
// Снова деление с округлением с указанной точностью и алгоритмом
// Поддерживаются три алгоритма округления:
// 1) HALF_UP - округление до целого наверх от *.5 (по умолчанию)
// 2) HALF_DOWN - округление до целого вниз от *.5
// 3) CUT, обрезка числа до указанной точности, все далее просто отбрасывается
// Использовать можно, с помощью констант BigNumber::ROUND_* или
// со стандартными константами PHP - PHP_ROUND_HALF_UP, PHP_ROUND_HALF_DOWN
$number->divide(9876543210)->round(3, PHP_ROUND_HALF_DOWN);
echo $number . PHP_EOL; // 968232710.955
// Сравнения чисел
$number = new BigNumber(10);
echo ($number->compareTo(20) < 0) . PHP_EOL; // 1
echo $number->isLessThan(20) . PHP_EOL; // 1
$number = new BigNumber(20);
echo ($number->compareTo(10) > 0) . PHP_EOL; // 1
echo $number->isGreaterThan(10) . PHP_EOL; // 1
$number = new BigNumber(20);
echo ($number->compareTo(20) === 0) . PHP_EOL; // 1
echo $number->isLessThanOrEqualTo(20) . PHP_EOL; // 1
// Фильтрация чисел. Аргументы всех функций также фильтруются.
$number = new BigNumber("9,223 372`036'854,775.808000");
echo $number . PHP_EOL; // 9223372036854775.808
// Возводим в степень и выводим в 62-ричной системе счисления
$number = new BigNumber('9223372036854775807');
$number = $number->pow(2)->convertToBase(62);
echo $number . PHP_EOL; // 1wlVYJaWMuw53lV7Cg98qn
Ссылки по теме