(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

Тонкие моменты в договоре на разработку сайта

Источник: habrahabr
Terekhov

Продолжаю свой цикл материалов про маркетинг, продажи и клиентский сервис веб-студий и агентств. Сегодня хочу рассмотреть такую локальную тему, как заключение договора на создание сайта, и поговорить про его тонкие места. 

Я не буду касаться общих разделов, структуры договора и прочих глобальных вещей, нормальный шаблон можно найти без особого труда.

* Сразу надо оговориться, я не юрист, поэтому приведенные мной формулировки можно считать рекомендациями по смыслу, но не форме.

Итак, я подготовил некий список неочевидных моментов, с которыми мне неоднократно приходилось сталкиваться на практике. Начнем:

Установка копирайта и публикация в портфолио


Очень часто при общении с заказчиком при запуске нового проекта конфликтным моментом становится размещение "марки" студии на сайте ("Сделано в XXX " и пр.). Если данный момент никак не обозначен в договоре, то убедить заказчика прислушаться к вашим доводам бывает сложно. Часто проблемы возникают в самый последний момент, даже если изначально лейбл присутствовал и на макетах, и на тестовой зоне: " Ой, а мы не думали, что так и пойдет на основную версию сайта ". Итак, что рекомендуется сделать:

  • Право поставить знак на страницы выпущенного сайта. Можно зафиксировать в договоре следующий пункт " Торговая марка Исполнителя (если есть - номер свидетельства о регистрации) устанавливается Исполнителем на разработанных дизайн-макетах. Этот элемент должен быть сохранен в дальнейшем без изменений, и присутствовать на сайте, разработанном по результатам работ по данному Договору. На торговой марке должна присутствовать гиперссылка на сайт xxx.ru. Внешний вид и положение торговой марки Исполнителя на сайте Заказчика определяется сторонами на этапе приемки дизайн-макетов "
  • Право публично упоминать авторство работы и разместить в портфолио. Даже если по тем или иным причинам вы не смогли пробить первый пункт, вам лучше заранее заложить в договор возможность хотя бы публично заявлять о факте произведенных работ. Возможная формулировка: " После завершения работ и публикации Заказчиком результатов работ Исполнитель имеет право публиковать информацию о произведенных работах, не являющуюся конфиденциальной информацией Заказчика; а также публиковать результаты работ в качестве образца своей деятельности, а именно (далее перечень) ".

Одним из возможных вариантов исключения этих пунктов может стать повышение цены контракта. Только обозначить это заказчику надо заранее, а не по факту возникновения разногласий. Например, имеет право на существование следующая модель: " Мы размещаем на наших сайтах свой лейбл. Соответствующий пункт будет прописан в договоре. Если вы категорически против, цена на контракт будет повышена на 10%, чтобы мы могли компенсировать недополученную маркетинговую выгоду, которая была заложена в смету по умолчанию ". 

* Конечно, эти пункты далеко не всегда удается сохранить в договоре. Многие крупные западные компании имеют определенную политику работы с поставщиками, которая запрещает им анонсировать факт осуществления работ, и тут уж ничего не поделаешь.

И все же дам пару рекомендаций по неюридической аргументации вашей позиции. Во-первых, нужно объяснить заказчику, что такая практика является распространенной в России (привести примеры сайтов крупных компаний с установленными лейблами). Конечно, он может в ответ привести сайты, на которых они не установлены. Во-вторых, нужно мягко объяснить, что ценообразование строится таким образом, что учитывается факт размещения и последующего эффекта в виде притока новых заказчиков, поэтому, если лейбл не устанавливается, вы недополучаете выгоду. 

И, конечно, если вы публикуете работы в портфолио и релиз во внешние СМИ, правилом хорошего тона является согласовать предварительно этим материалы с PR-службой заказчика. Я видел несколько примеров, когда из-за такой мелочи портились отношения с крупным клиентом. 

Сроки - нахлест этапов


Часто в договоре или приложении, где указывается план работ, ряд этапов внутри крупных блоков, закрываемых актами, идет внахлест. Об этом надо писать прямо, чтобы заказчик не имел возможности обвинить вас в затягивании сдачи результатов по промежуточному этапу или началу старта работ по нему же. Для этого в плане необходимо дать поясняющие подписи вида " Работы по этапу 1.2 начинаются после завершения этапа 1.1 и идут параллельно с этапом 1.3 " или " Этап 4.5 начинается после завершения работ по этапам 4.4. и 4.3… " 

Срыв сроков по вине заказчика


Очень распространена ситуация, когда заказчик задерживает те или иные этапы работ (предоставление материалов, согласование макетов). Если не прописано обратного, вы получите ровно столько дополнительного времени, на сколько заказчик задержал этап. А это может сломать ваш производственный план. Например, заказчик находился в спячке по материалам месяц, и вдруг всплыл. А вы через неделю должны предоставить дизайн-макеты, но по понятным причинам весь ваш план по отделу дизайна уже давно занят другими проектами. 

Поэтому рекомендуется внести в договор следующий пункт (по смыслу): " В случае задержки сроков по любому из этапов работ по вине Заказчика (на N рабочих дней), план работ сдвигается на 2xN рабочих дней ". Понятно, что коэффициент может варьироваться.

Время на согласование результатов работ и подписание актов


Часто при составлении плана менеджмент студии забывает заложить время на согласование этапов работ или подписание актов. В результате общее "рабочее" количество дней сокращается на одну-две недели за счет этих задержек. Согласование и подписание актов должны быть вынесены отдельными пунктами в плане, причем с указанием в ответственных обеих сторон.

Приемка результатов, акты


Нередко в процессе работ возникают проблемы с точки зрения фиксации результатов, приемки и подписания актов.

Во-первых, каждый крупный блок работ должен фиксироваться актом сдачи-приемки, и это должно быть указано в договоре и в плане работ. Это позволит подтвердить факт их выполнения в случае судебного разбирательства (да и на уровне решения конфликта с руководством тоже помогает).

Во-вторых, можно прописать следующий механизм на случай, когда заказчик просто пропадает с радаров: " Заказчик обязан в течение 10 рабочих дней с момента получения Акта, произвести окончательную оплату и направить Исполнителю подписанный со своей Стороны экземпляр Акта. В случае несоответствия выполнения работ согласованным условиям Заказчик направляет Исполнителю мотивированный отказ с указанием несоответствий. В случае неподписания Заказчиком Акта, без мотивированного отказа от приемки работы, в течение вышеуказанного срока, работа считается принятой ". 

Понятно, что для такого "автоматического" приема вам потребуется свидетельство, что акт был доставлен - отметка о доставке заказного письма или отчет курьерской службы с подписью представителя заказчика.

Претензии третьих лиц


Иногда возникает ситуация, когда заказчик передает вам материалы, которые вызывают у вас сомнения. Например, небольшая региональная компания дает вам фото Киану Риввза и просит разместить на главной странице как лицо бренда. Тут все ясно, а как быть, когда вы не уверены в происхождении материалов и наличие у заказчика соответствующих прав? Как обезопасить себя от исков и претензий со стороны третьих лиц? 

Можно прописать в договоре следующий пункт: " Заказчик гарантирует (и несет полную ответственность за нарушение данного обязательства), что все предоставленные им Информационные материалы свободны от претензий третьих лиц и факт их передачи Исполнителю не нарушает патентных, авторских и смежных прав, а также прав на коммерческую тайну третьих лиц ". Факт передачи материалов можно закрывать отдельным актом.

Пени


Часто заказчик настаивает на указании пени за срыв сроков. Это нормальная практика. Главное, указать "рыночный размер" пени (в нашем случае - 0,1%-0,5% за рабочий день просрочки), а также границу: " общая сумма санкций не должна превышать 10% от стоимости работ ". Процент может варьироваться, зависит от ваших навыков переговорщика.

Привлечение третьих лиц


Иногда у вас возникает необходимость привлечь на работы по проекту третьих лиц, не числящихся в штате компания (и, соответственно, не обязанных соблюдать коммерческую тайну). Например, фрилансера, или субподрядичка. Понятно, что с ними нужно подписывать соответствующие документы (NDA и пр.). Но как указать саму эту возможность в договоре с заказчиком? Можно написать следующую формулировку: "И сполнитель имеет право от своего имени и за свой счет привлекать к проведению работ третьих лиц, при этом Исполнитель несет полную ответственность за действия/бездействия таковых в отношении настоящего Договора, как если бы эти действия/бездействия производились непосредственно Исполнителем ".

Ходовка с саппортом/хостингом


И последний пункт, который является не совсем тонким моментом, а скорее превентивной мерой, способной упростить жизнь после запуска проекта.

Очень часто, особенно с крупными компаниями, возникает следующий момент. Сайт открыт, размещен на ваших серверах, вы оказываете какую-то минимальную поддержку. А приложение на хостинг и поддержку зависло между многочисленными юридическими и финансовыми департаментами клиента. И провисеть оно там может месяцы. А поскольку сайт работает, поддержка оказывается, менеджер со стороны заказчика особо и не форсирует эту задачу. Вы не получаете деньги в срок, а кроме того, если через 3-4 месяца такого замыливания темы заказчик решит перенести проект на свой хостинг или поддержку, вы вообще этот бюджет можете не увидеть.

Поэтому можно внести в договор на разработку следующую формулировку: " В общую стоимость работ входит техническое и информационное обслуживание сайта в течение одного календарного месяца в соответствии с этапом XX. По истечении одного календарного месяца с момента открытия сайта в свободном доступе, техническое сопровождение сайта подлежит оплате в размере YYY за каждый календарный месяц, если иное не будет согласовано Сторонам в договоре на техническую поддержку и обслуживание сайта ".

Она всем хороша - заказчик видит месяц обслуживания бесплатно (конечно, его надо заложить в изначальную смету), а вы получаете передышку и подстраховку на период подписания саппортного приложения.

- На этом, наверное, все, очень надеюсь, что материал окажется полезным и поможет избежать неприятных инцидентов. Статья основана на моем опыте работы со стороны исполнителя в ADV/web-engineering (большей частью), со стороны заказчика - в Мегаплане, ну и на общении с представителями большого числа различных студий и агентств, конечно. 

Почти уверен, что обсуждение этих и других тонких моментов в комментариях может оказаться даже более содержательным, чем то, что я уже описал =)

Ссылки по теме


 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 18.12.2012 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
Panda Global Protection - ESD версия - на 1 устройство - (лицензия на 1 год)
Quest Software. SQL Navigator Professional Edition
CAD Import .NET Professional пользовательская
VCL Subscription
Rational ClearQuest Floating User License
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Безопасность компьютерных сетей и защита информации
Новости ITShop.ru - ПО, книги, документация, курсы обучения
OS Linux для начинающих. Новости + статьи + обзоры + ссылки
Мир OLAP и Business Intelligence: новости, статьи, обзоры
Один день системного администратора
Каждый день новые драйверы для вашего компьютера!
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100