|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рынок веб-хостинга в России 2010: теневые игры продолжаютсяИсточник: internetno Michael Demidov
Издание "Интернетные штучки" открывает цикл тематических материалов, связанных с аналитикой рынков интернет-бизнеса. В них будут освещаться актуальные тренды, публиковаться показатели динамики развития, экспертные оценки, которые помогут, в первую очередь, начинающим предпринимателям сориентироваться в условиях возникающих направлений отрасли. Первым материалом, открывающим специализированную рубрику "Хостинг", станет обзор итогов развития рынка российского платного веб-хостинга в 2010 году. Российский рынок веб-хостинга в 2010 года сохранил существовавшую последние годы тенденцию к росту за счет дальнейшего расширения доменной зоны .RU (входит в топ-10 самых быстрорастущих зон), увеличения интернет-аудитории (рост в среднем на 20% в год) и расширению существующих крупных игроков рынка. Рынок находится в неразвитом состоянии - больше 90% его контролируется тремя компаниями (ГК "Мастерхост", "Ru-Center" и Хостинг-Центр), представляющими собой холдинговые структуры, образовавшиеся в ходе слияний и поглощений более мелких игроков в начале 2000-х годов, цена входа на рынок остается низкой (порядка 30 тыс. руб. в мес. для компании с 100-150 клиентами), а уровень оказания услуг пока находится на более низком, чем за рубежом уровне. Основные доходы хостеров в России приходятся на услуги виртуального хостинга и на co-location (размещение веб-сервера в собственном дата-центре хостинг-провайдера). В основном подавляющее количество пользователей хостинг-компаний из России являются резидентами РФ, доля иностранных заказчиков находится на уровне статистической погрешности. В силу несовершенного законодательства ведение бизнеса является рискованным из-за популярности размещения пользователями различного незаконного контента (пиратское ПО, контрафактные мультимедиа, порнография и т.п.) и сложившейся практики ведения судебных процессов. По приблизительным оценкам, по итогам 2010 года рынок веб-хостинга и co-location в России составляет 6,1 млрд руб., что в принципе соответствует прогнозным значениям, данным рядом игроков в 2007-2008 годах (объем - около 2.5-3 млрд руб. или 100 млн. долл. , ежегодный прирост на 30-40%). На рынке работает порядка 30 (с учетом реселлеров) компаний, при этом около 90% рынка приходится на ГК "Мастерхост" (около 40%), RU-Center (около 33%) и холдинга Hosting Community (около 17%), в который входят R01 (Гарант-Парк-Телеком), Центрохост, Хостинг-Центр РБК, SpaceWeb и Peterhost (в марте 2011 года было объявлено о покупке бизнеса RU-CENTER РБК и включении провайдера в Hosting Community). Из оставшихся 10% рынка наиболее значимые доли занимают Valuehost (около 3.5%), AGAVA Hosting (около 3%), Infobox (около 1.5%). В 2010 году наблюдался рост долей провайдеров за пределами тройки лидеров, а из лидирующих компаний рост был у RU-Center. Примечание: общее количество сайтов в зонах .ru и .рф принято за 4 млн (4,1 млн с учетом .su), доля делегированных сайтов для Рунета рассчитана на основе статистики Ru-Center (http://stat.nic.ru/2011/05/30/titul-20110530.shtml) - 70,5% для .ru (2.89 млн), 12% для .рф (0.49 млн). Считается, что 90% клиентов используют платный хостинг от российских компаний. Средняя стоимость услуг веб-хостинга (виртуальный, co-location, выделенный) принята за 411 р./мес. Количество заказчиков хостинг-услуг оценивается в 110 тыс. (по внутренней оценке количество клиентов лидера рынка ГК "Мастерхост" равно 45 тыс., что составляет примерно 40% рынка). Драйверами роста рынка веб-хостинга и co-location можно считать увеличение присутствия в Сети офлайновых компаний и усиление маркетинговой активности существующих интернет-представительств, интернет-магазинов, веб-сервисов (на это указывает существенный рост смежных рынков интернет-рекламы и электронной коммерции), а также начавшийся интерес к "облачным технологиям" для оптимизации ИТ-инфраструктуры, что стимулирует провайдеров строить ЦОДы (по оценкам игроков данного направления ИТ-рынка, кризис сказался на структуре потребления этих услуг по минимуму, по итогам 2010 года прогнозируемый рост доходов ряда игроков составляет 10-15%). В список наиболее востребованных услуг в дата-центрах входят услуги co-location и веб-хостинга, в то время как услуга предоставления dedicated-хостинга (физическое размещение) остается непопулярной (мало ЦОДов c высоким уровнем SLA, ограниченные серверные мощности и площади, относительно высокая стоимость). В настоящее время на отечественном рынке веб-хостинга присутствует большое количество небольших компаний с абонентской базой в несколько десятков клиентов (обычно создаются при веб-студиях), которые несколько размывают общую статистику по рынку. Рынок остается закрытым и непубличным (владельцами хостеров практически повсеместно являются частные лица), компании не отчитываются о своей деятельности и все оценки их финансовой активности являются приблизительными и, зачастую, завышенными из-за неоднозначного ценообразования.
|
|