|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
АНТОН НОСИК: «СТАРТАП В ИНТЕРНЕТ-ИНДУСТРИИ»Источник: HEADHUNTER
"Создание успешного бизнеса с нуля нельзя поставить на индустриальный поток. Нельзя с нуля создать и запустить успешный бизнес "по книжке", выполнив инструкцию вроде той, которая прилагается к стиральной машине или компьютерной программе. Стартапер - это человек, который способен оценить существующий рынок, нащупать в нем нишу, придумать кратчайший путь к заполнению этой ниши, отобрать команду исполнителей и запустить проект в сжатые сроки", - говорит в своем интервью АНТОН НОСИК: "ВСЕ МОИ УДАЧНЫЕ ПРОЕКТЫ РАЗВИВАЛИСЬ ПО ОДНОМУ СЦЕНАРИЮ" Стартап в интернет-индустрии - явление хоть и распространенное, но весьма специфичное. Рынок настолько широк и разнообразен, что найти в нем место для успешного проекта не так-то легко. Тут не достаточно просто антрепренерского чутья, важна психология стартапера. О том, как можно добиваться постоянного успеха, никогда не оступаясь, мы решили узнать у Антона Носика - интернет-гуру, журналиста, просто неординарного человека. Учредитель Netoscope.ru и Информационного агентства "Курсор", президент "Рамблера", ведущий сайта "Вечерний Интернет" - вот только очень малый список позиций, которые занимал и занимает этот патриарх российского Интернета. Человек, создавший Lenta.ru, Газета.ru, НТВ.ru (впоследствии NEWSru.com), MosNews.com и многое другое, рассказывает о своем видении стартапа.
- Считаете ли вы себя стартапером, стартап-менеджером? - Да, пожалуй, я являюсь стартапером в классическом смысле этого слова. Все мои удачные проекты развивались по одному сценарию. Приходил инвестор и говорил: "Я примерно понимаю, чего хотел бы добиться, но не знаю при этом, с какого бока за это браться. Вот бюджет". Как правило, у инвестора при этом были какие-то свои тактические замыслы, чрезвычайно странные, происходящие от привычки всегда иметь собственные понятия. С этим приходилось бороться. Например, у Гусинского при создании НТВ.ru была идея, что новости с этого сайта можно будет продавать публике за деньги. А у Глеба Павловского при создании Газеты.ru была кандидатура человека, которому Глеб просто доверял политически, и поэтому хотел его видеть вторым лицом в проекте после меня. Человек был сам по себе ничем не плох, но совершенно не понимал, что, как и зачем будет делаться, а при этом чувствовал большую ответственность и поминутно пытался контролировать процесс в той фазе, когда сам этот процесс еще находился у меня в голове. Если бы Глеб его своевременно не убрал, то, возможно, и Газеты.ru никакой бы не было. - Каковы, на ваш взгляд, психологические особенности такого человека? - Это, прежде всего, одиночка. Человек, готовый на определенном этапе решать 100% задач, связанных со становлением проекта. Применительно к интернет-СМИ это дизайн, программирование, хостинг, штатное расписание, название, редакционная и рекламная политика, маркетинг, партнерства, позиционирование. Для нормального, успешно развивающегося интернет-СМИ (например, для Газеты.ru через пару лет после ее возникновения) на каждую из этих задач находят отдельного исполнителя, узкого специалиста в предметной области. Но на момент придумывания и запуска важно, чтобы все решения были в одной голове. То есть человек должен быть готов во все вникать лично. Кроме того он должен быть контактен, харизматичен, быстро находить общий язык с людьми, молниеносно вникать в разнообразные предметные отрасли и утверждать свой авторитет в глазах тех людей, которых он хочет привлечь к проекту в роли ключевых исполнителей. - Важна ли психология этого человека вообще? Иначе говоря, стартаперами рождаются или становятся? - Психология чрезвычайно важна. Человек должен быть и сам на 100% уверен в своей способности сотворить чудо, и заражать этой уверенностью окружающих, потому что сомнения в компетентности стартапера сразу расхолаживают тех, кто к нему примкнул. А если они не халтурщики, то расхолаживание катастрофически снижает их эффективность. - Должно ли все время получаться? То есть можно ли к разряду этих менеджеров причислить тех людей, которые заваливают один проект, но у них получается другой, и так далее? - Ну, тут надо понимать, где начинаются и заканчиваются задачи собственно стартапера. Если их правильно описать, то права на неудачу у него нет. Стартапер берет идею и воплощает ее в конкретном проекте. Это обязано получиться в 100 случаях из 100. Дальше может так случиться, что изначальная идея была порочна, неправильна, или что у инвестора финансирование кончилось, или наехали на него, или по какой-то другой причине проекту не судьба была жить. За все такие неприятности со стартапера спрашивать нельзя, особенно если он изначально нанимался реализовывать чужую идею. А вот если стартапер взял деньги, но в срок не появился живой, функционирующий проект описанных параметров и свойств - значит, этот стартапщик дисквалифицирован, и второго шанса ему давать не надо. - Каковы особенности стартапа в интернет-индустрии? - Особенности заключаются в том, что Интернет является самым тесным переплетением технологий с гуманитарным компонентом, если речь о СМИ, или с коммерческим, если речь о магазине. Нельзя разделить задачу создания интернет-проекта на что и как, поручив решение двух этих вопросов разным специалистам. В бумажном издательском деле можно замкнуть главреда на содержательную часть, а все технологии, от дизайна и верстки до рекламы и распространения, раздать специалистам в соответствующих областях. В Интернете это так не работает. Хороший контент легче легкого угробить невнятной навигацией. Если не понимать особенностей функционирования интернет-рекламного рынка, то неудачная верстка оттянет окупаемость на годы. А никакой дизайнер или верстальщик не видит свою задачу в том, чтобы поднимать доходы и посещаемость сайта. Самый лучший профессионал в этой области - Тема Лебедев - спокойно говорит заказчику, что чем меньше у сайта рекламных и обменных позиций, тем лучше. В этот момент надо грубо возражать: "Извини, Артемий Андреевич, но без этих позиций мы просто не можем жить". Чтобы возразить Теме, нужно быть очень уверенным в предметной области, потому что он, по большому счету, прав, и действительно СМИ без рекламы смотрится куда как лучше. - Широко ли распространено это явление и эти люди? Где преимущественно, в каких сферах бизнеса? Кого бы вы могли назвать среди таких людей? - Ну, просто стартаперы в разных сферах человеческой деятельности называются по-разному. Где-то продюсерами, где-то издателями, или, страшно сказать, паблишерами. Но чаще всего в штатном расписании их прячут под такими руководящими должностями, которые предполагают чуть ли не пожизненную занятость: гендиректор, главный редактор… И когда они с этих должностей уходят, возникает непонимание, публика начинает искать тайные конфликты или признаки неудачи проекта. А совершенно зря. Лояльный стартапер уходит из проекта ровно тогда, когда проект в нем больше не нуждается, когда в проекте все хорошо, когда он состоялся, и пора уже выйти на первые роли людям, способным рулить рутиной в текущем режиме. А классический пример стартапщика в неинтернетовском бизнесе - Леонид Бершидский, первый главный редактор газеты "Ведомости". Он отличный главред, и, как показал опыт, его уход с этой должности никак не был связан с какими-либо нареканиями к его деятельности. Однако по психологии, по структуре своего мышления он классический стартапер: пришел, подумал, сделал, победил, ушел дальше строить. И сегодня он в том же издательском доме ровно этим занимается: поднимает новые проекты с нуля. От идеи до конкретной, оформленной реализации.
|
|