Операционная система Windows 95 на днях отпраздновала свой 15-й день рождения. Запуск продукта, поступившего в продажу 24 августа 1995 года, признан одним из наиболее широко освещаемых дебютов в истории корпорации Microsoft. Гимном масштабной рекламной кампании стала песня "Start Me Up" группы Rolling Stones, а общие затраты Microsoft на проведение маркетинговых мероприятий превысили 300 миллионов долларов.
Windows 95 можно с уверенностью называть родоначальником нового поколения настольных операционных систем. Именно на этой платформе была реализована многозадачность в привычном для современных пользователей виде. Отдельного упоминания заслуживает расширенная поддержка 32-битных вычислений и длинных имен файлов. Кстати, новая ОС помогла Microsoft нанести сокрушительный удар по своему извечному конкуренту - компании Apple. Напомним, что на платформу Macintosh многозадачность пришла лишь с выпуском Mac OS X в 2001 году. Возможно конкуренцию Windows 95 могла бы составить операционная система OS/2 Warp, поддерживающая ряд аналогичных функций. Однако платформа от IBM так и не приобрела столь же широкой популярности.
Релиз новой ОС также обнажил некоторые заметные недоработки (включая, к примеру, организацию доступа в Интернет), многие из которых так и не были исправлены вплоть до появления на рынке Windows 98. Кстати, браузер Internet Explorer также изначально являлся отдельным приложением, устанавливаемым по желанию пользователя, и лишь с 1996 года стал поставляться в качестве предустановленного ПО.
Большинство монополистических практик Microsoft достигли своего пика в этот период. К примеру, производителей компьютерной техники обязали платить за лицензию Windows, независимо от того, какая ОС будет установлена на новой машине. Некоторые из этих практик на сегодняшний день прекращены в добровольном порядке или по указанию антимонопольных органов.
Считается, что Windows 95 помогла Microsoft укрепить свои позиции в качестве монополиста на рынка операционных систем, которые компания удерживает по сей день. Впрочем, по мнению некоторых аналитиков, "золотой век" Microsoft близится к завершению. Несмотря на то, что новая Windows 7 официально признана самой быстро продающейся OC (почти 175 миллионов копий продукта были проданы менее чем за год), она вряд ли сможет повторить успех своей предшественницы. Потребители не горят желанием немедленно опробовать новинку и удостаивают вниманием новую операционную систему лишь при замене или покупке ПК.