Выберем объект "Стратегическая цель" и создадим для него детализацию (клик правой кнопкой мыши => Assignments => Create) диаграммой окружения ключевых показателей результативности. Детализированная цель отображается со значком , как, впрочем, и все остальные детализированные объекты в ARIS. Например:
Если мы были подсоединены к базе данных с полным методологическим фильтром (Entire method), то после создания мы увидим, что на диаграмме можно использовать 35 объектов, но, так сказать, родными для данной диаграммы являются всего четыре объекта:
Остальные объекты возможно использовать для большей наглядности диаграммы, а также для более полных отчетов получаемых по этим диаграммам. Например, есть смысл указывать ответственных за выполнение цели (организационные единицы или конкретных людей (объекты "Organizational unit", "Person")), место хранения информации для расчета показателей, дополнительные функции, выполняемые для достижения цели.
Менеджеры компании для каждой цели выявили набор показателей для оценки степени достижения цели, а также мероприятия, которые необходимо проводить, чтобы достигать поставленных целей. Эти данные отображены в нижеследующей таблице. (Приведенные показатели соответствуют атрибуту "Plan value", таблица значений "Target value" не приводится в силу такой же структуры, только с другими значениями)
N п.п.
Цель
Показатель
Мероприятия/
Функции
Наименование
Целевое значение
1.
Увеличить прибыль
Чистая прибыль
21 000 000 $
2.
Снизить риски акционеров
Отношение собственного капитала к общей сумме активов
35%
ROE
33%
3.
Увеличить доходность на акцию
Рыночная стоимость акции
1,01 $
4.
Расширение целевых рынков
Доля рынка
автомобилей класса А
44%
Участие в выставке Московский автосалон (MIMS), Сформировать новую систему логистики, Совместные маркетинговые мероприятия с компанией "Ехали-приехали", Найм высокопрофессиональных менеджеров
Доля рынка
автомобилей класса B
10%
Доля рынка
автомобилей класса C
28%
5.
Увеличить объемы продаж
Объем продаж
автомобилей класса А
15%
Провести рекламные акции, Расширение списка видов продаж, Мониторинг внешних факторов влияющих на объемы продаж, Найм высокопрофессиональных менеджеров, Контроль за ценообразованием
Объем продаж
автомобилей класса B
7%
Объем продаж
автомобилей класса C
13%
6.
Улучшить имидж, авторитет
Индекс приверженности потребителей
11% потребителей
Начать постоянный мониторинг отношения к компании, Участие в выставке Московский автосалон (MIMS), Провести рекламные акции, Создать многофункциональноеинтернет представительство, Совместная экологическая программа с компанией "Лесные братья", Внедрить
корпоративную ИС
Степень влияния на
рынок автомобилестроения
0,35
% положительных отзывовпоставщиков
90%
% положительных отзывов клиентов
90%
Количество филиалов и представительств
39
Расходы на маркетинг
7% от прибыли
7.
Ликвидировать зависимость от поставщика шин ОАО "Мега Шина"
Количество новых поставщиков шин
9
Разработать новые договорные соглашения, Разделение комплектующих (шин) по различным группам
Степень зависимости от ОАО "МегаШина"
0,3
8.
Повысить оперативность ответов на запросы клиентов
Время отклика
10 минут
Разработать и внедрить модель перемещения информации внутри компании, Внедрить корпоративную ИС, Установить современные средства связи
Количество отказов на обслуживание
5 в день
Время получения внутрифирменной информации
2 мин
9.
Увеличить гибкость
Производства
Время ввода в действие новых разработок
7 недель
Оптимизировать производственный цикл, Закончить разделение производства по направлениям, Установить новое оборудование на приоритетных участках, Мониторинг производственныхдостижений зарубежных производителей
10.
Ускорить проект по
разработке гибридного двигателя
Процент завершения
60%
Выявить наиболее трудоемкие этапы. Разработать программу их прохождения, Заключить контракт с КБ "Все сделаем"
11.
Расширять знания
сотрудников о
процессах компании
Количество корпоративных программ по деятельности компании
1 в месяц
Проведение корпоративных
семинаров, Создание единой базызнаний компании, Поощрять неформальноеобщение среди сотрудниковразных департаментов
Доступность базы знаний компании
90%
12.
Повысить квалификацию
Персонала
Затраты на обучение
35 000 $ в месяц
Заключить договоры собучающими компаниями, Использовать способныйк преподаванию персоналдля обучения остальных, Поощрять неформальное общение среди сотрудников разных департаментов, Проводить аттестацию сотрудников, Поощрять самообразование
Количество целевых программ повышения квалификации
3 в месяц
13.
Сохранить ключевых
специалистов
Индекс удовлетворенности персонала (ESI)
75%
Разработать новуюсистему поощрений, Разработать прозрачную многоуровневую систему карьерного роста, Контракт с ВУЗами о приемена обучение детейсотрудников предприятия
Процент нехватки ключевых специалистов
0%
Затраты на содержание одного ключевого специалиста
950$ в месяц
14.
Разработать новую схему мотивации персонала с учетом BSC
Процент внедрения BSC
90%
Пересмотреть методикирасчета мотивации, Заинтересовать сотрудников, Проводить мониторинглояльности персонала
Процент индексов мотивации учитывающих BSC
45%
Теперь рассмотрим группу атрибутов Balanced Scorecard у объекта "Initiative" ("Мероприятие"). Там присутствует всего один атрибут:
N п.п.
Название
Описание
1
Avg. total costs
Полная средняя стоимость выполнения мероприятия. Этот атрибут сопоставим с таким же атрибутом объекта "Function" ("Функция") из группы "Cost" подгруппы "Totalcost" в силу того, что объект "Мероприятие" есть производное (наследник) от объекта "Функция", и многие атрибуты наследуются от этого объекта. Значение вводится в соответствующей валюте.
Стоит заметить, что для функции целесообразно заполнять атрибуты не только группы Balanced Scorecard, но и некоторые другие. Например, Start Date (начальная дата), End date (конечная дата), Current status (текущий статус).
Далее рассмотрим группу атрибутов Balanced Scorecard у объекта "Key performance indicator instance" ("Ключевой показатель"). Там присутствуют все атрибуты объекта "Strategic objective" ("Стратегическая цель") с соответствующими значениями и три новых атрибута:
N п.п.
Название
Описание
1
Keyperformanceindicatorevaluation
Направление оценки показателя. Может иметь только два значения: proportional (пропорционально) и inverselyproportional (обратно пропорционально).Первоеозначает, что положительным является увеличение значения показателя. Например, увеличение доли рынка есть положительная величина для нашего примера. Обратно пропорциональное направление означает, что положительным является уменьшениезначения показателя. Например, уменьшение степени зависимости от ОАО "МегаШина" являетсяположительным для нашего примера.
2
Indicator type
Тип показателя может принимать значение из списка: Lagging (отсроченный), Leading (опережающий). Согласно концепция BSC, для более полного и точного стратегического планирования показатели должны быть сбалансировано распределены между этими двумя типами. Кратко суть в следующем. Компания оценивается ключевыми показателями результатов деятельности, которые в целом являются характерными для большинства компаний. Это базовые параметры, например, доля рынка, прибыль, клиентская база и т.д. и служат для отсроченнойоценки. В тоже время компания оценивается показателями достижения результатов - это уникальные для каждого конкретного бизнеса показатели опережающей оценки. Ими оценивается специфика ее стратегии, например, сегменты рынка, корпоративные программы обучение и т.д. Более подробно это описано в литературе по BSC.
3
Degree of goal accomplishment
Степень завершения цели. Рассчитывается автоматически на текущий период. Значением атрибута является отношение планового и текущего значения ("Planvalue" vs "Actualvalue"). На основе этого атрибута заполняется атрибут "AchievementofObjectives" ("Успешность достижения цели") объекта "Strategicobjective" ("Стратегическая цель") из "Cause-and-effectdiagram" ("Карта целей").
Атрибуты "Achievement of objectives", "Degree of goal accomplishment" заполняются автоматически при запуске скрипта "Perform plan-actual comparison". В тоже время доступно их редактирование ручным вводом. Для последующего корректного расчета значений атрибутов целей, для каждой цели необходимо иметь хотя бы один ключевой показатель с заполненным значением атрибута "Plan value". Это правило исходит из еще одного принципа BSC - измеримости цели, т.е. всегда необходимо иметь количественную оценку уровня достижения цели.
Атрибуты объекта "Critical factor" ("Критический фактор успеха") идентичны атрибутам объекта "Strategic objective" ("Стратегическая цель").
Теперь рассмотрим значения атрибутов связи между стратегической целью и ключевым показателем результативности. На самом деле он тут всего один:
N п.п.
Название
Описание
1
Weighting
Этот атрибут можно определить как весомость данного показателя для оценки степени достижения цели. Показывает, насколько стратегически важен данный показатель для оценки степени достижения выбранной цели. Если показателей несколько, то общая сумма влияний должна быть равна 1. Кстати ARIS автоматически не проверяет общую сумму весомости у нескольких показателей, поэтому нужно самостоятельно следить за этим, что на самом деле не удобно. В данном случает можно разработать простой скрипт, который будет при запуске информировать, что сумма атрибутов не укладывается в рамки единицы.
Теперь рассмотрим значения атрибутов связи между стратегической целью и мероприятием. И тут он тоже один: J
N п.п.
Название
Описание
1
Strengthofinfluence
Сила влияния мероприятия на достижение цели. Определяет важность проведения данного мероприятия для достижения целей.Соответственно используется для ранжирования мероприятий. Значение измеряется в долях от единицы. Если мероприятий несколько, то общая сумма влияний может быть больше 1. Этот атрибут может иметь значение 0, если мероприятие не оказывает непосредственного влияние на достижение цели, но является важным вспомогательным процессом. Такие мероприятия следует указывать на диаграмме для большей ее наглядности. Если атрибут равен 1, то это значит, что выполнение мероприятия влечет за собой полное достижение цели.
Из рассмотренных объектов и связей строится диаграмма окружения ключевых показателей результативности. Получается нечто подобное нижеследующей картинке.
При использовании дополнительных объектов, диаграмма получается более наглядной:
Стоит заметить, что показатели могут влиять друга на друга, соответственно в ARIS возможно связывать показатели друг с другом связью типа "influences" ("влияние"). Например:
Мы провели все необходимые действия по созданию карты стратегических целей (и показателей). Теперь можно приступить к отчетам.