|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Бегство от реальности: рынок электронных игр растетИсточник: Cnews Михаил Демидов
Рынок онлайн и видеоигр в нашей стране пока только развивается, но за последние один-два года демонстрирует впечатляющий рост 70-100% (для сравнения, ежегодный рост рынка в Европе -20%, в Китае - 35-40%). Такие показатели связаны с увеличением количества изданий западных "хитов", выходом нового поколения игровых консолей, со снижением доли пиратского софта и специальной ценовой политикой для России, которой придерживаются крупнейшие мировые издатели. По данным ИК "Финам", в России в 2007 г. было продано игр (онлайн и на физических носителях) на сумму около 500 млн долларов. Отечественный пользователь покупает активно видеоигры для ПК на традиционных носителях (CD/DVD), казуальные игры, а также подписки на онлайн-игры. Сектор последних показывает постоянный и динамичный рост: за последние два года рынок увеличился в денежном объеме на 200%. В 2006 г., по данным холдинга Astrum Online Entertainment, онлайн-игры оценивались в абсолютных цифрах в сумму около 25 млн долларов, а в 2007 г. - 50-55 млн долларов. "В 2008 г. рынок онлайн-игр значительно подрос и превысит, по нашим прогнозам, 100-115 млн долларов", - считает Всеволод Леонов, вице-президент по развитию бизнеса холдинга Astrum Online Entertainment. В то же время он отмечает, что точные данные прогнозировать тяжело, поскольку рынок достаточно закрытый. Другой сектор, а именно игры для ПК и консолей на физических носителях, продолжает расти экстенсивно. Эксперты связывают сохранение высокой доли в продажах такого рода игр в основном с активными продажами игровых консолей. По данным аналитиков ИК "Финам", за 2007 г. объем этого сегмента достиг в России 55 млн долларов, а темпы роста составляют 90%. "За последние пару лет консольная аудитория стала больше почти в два раза, игроки подросли (средний возраст отечественного геймера - 20 лет, тогда как в Европе и Америке им уже за 30. - Прим. CNews) и стали тратить на игры больше. В основном на такой рост повлиял выход эксклюзивных игр, например GTA IV, и игр, доступных только на консолях, например Wii Fit", - отмечает Василий Хрулев, руководитель проекта GameDep.ru. Одно из последних событий отечественного рынка - получение компанией "1C" статуса официального издателя игр для Microsoft Xbox 360. Помимо этого, по условиям нового дистрибьюторского контракта, "1С" с октября 2008 г. обладает правом продавать консоли Xbox 360 в магазинах, представляющих продукцию российского издателя. Российский рынок электронных игр Источник: "Финам", 2008 По оценке аналитического агентства iKS-Consulting, в 2007 г. оборот российского рынка продаж казуальных игр составил около 10 млн долларов, что демонстрирует пятикратный рост по сравнению с 2006 г. Разработчики связывают рост рынка с подключением SMS-платежей за казуальные игры. Оборот российской игровой индустрии, 2007 Источник: Alawar Entertainment, 2008 В казуальные игры в России играет более взрослая аудитория, чем на Западе. В августе 2008 г. компанией Alawar Entertainment было проведено исследование, которое выявило, что пользователи в возрасте от 36 до 55 лет составляют лишь 20% от общего числа игроков, в то время как наиболее многочисленными являются возрастные категории от 26 до 35 и от 19 до 25. "Этот факт объясняется тем, что компьютеризация в Росси произошла позже, чем на Западе, и старшее поколение практически не знакомо с компьютерными играми", - замечает Татьяна Чернова, директор по маркетинговым коммуникациям и PR Alawar Entertainment. "Согласно данным онлайн-опроса, женщины составляют 72% аудитории, мужчины - 28% (в США и Канаде - 76% и 24% соответственно, по данным исследования PopCap Games), при этом каждый четвертый пользователь Рунета играет в казуальные игры", - отметила она. Можно попробовать? На российском рынке видеоигр существует несколько бизнес-моделей развития. Так, онлайн-игры "работают" по азиатской схеме free-to-play, то есть пользователь имеет возможность играть бесплатно. Эта модель принципиально отличается от схемы, принятой в Европе и США, где большее распространение получила модель подключения к игре по подписке. Недавнее появление русских версий лидирующих западных продуктов LOTRO (Lord of the Rings Online) и WoW (World of Warcraft), по мнению как разработчиков, так и дистрибьюторов игр, может способствовать развитию бизнес-модели по подписке. Андрей Стариков, директор MSLine.ru, считает, что появление русскоязычной версии World of Warcraft было предсказуемо: русскоязычное игровое комьюнити является третьим по численности среди европейских пользователей. С момента релиза игры ряд европейских серверов были буквально оккупированы русскоговорящими игроками, а в ближайшем времени количество пользователей игры резко увеличится за счет тех, кто не знает английский язык. "Снижение цены на подписку не повлияет на популярность World of Warcraft", - уверен господин Стариков, подчеркивая, что в такие игры люди играют ради общения. В последнее время мировые разработчики начинают задумываться об использовании рекламного потенциала такого рода игр. Так, Google недавно объявила о том, что запускает бета-версию своего сервиса рекламы в видеоиграх AdSense in Games. Всеволод Леонов считает, что такая реклама должна быть не контекстной, а органично вписывающейся в игровой мир, с тем чтобы ее можно было поместить только в играх real life: "Контекстная реклама при условии подписки будет, вероятно, иметь слабую сторону с моральной точки зрения". В то же время он отметил, что размещение подобного рода контента в онлайн-играх вполне уместно: "Product-placement уже давно распространен в казуальных и браузерных играх, где даже контекстная реклама вписывается в интерфейс игры. Показывать рекламные ролики на экранах загрузки уровня - разумное решение, которое будет приемлемым как для геймеров, так и для рекламодателей". Консольные и игры для ПК на физических носителях по-прежнему распространяются преимущественно через розничный канал. Основной бизнес моделью продажи казуальных игр в России является условно бесплатная модель, которую можно описать формулой Try-before-you-buy (Попробуй прежде, чем купить): пользователь скачивает бесплатно игру через интернет, получает бесплатное триальное время (от 30 минут до часа), а игру покупает только в том случае, если она ему понравилась. Оплата казуальных игр Источник: Alawar Entertainment, 2008 "Во всем мире, не исключая российский рынок, конверсия из тех, кто скачал игру в тех, кто ее купил - 1-2%. Максимум - 4% для мегахитов", - уверен Всеволод Леонов. В то же время один из факторов, сдерживающий развития этого рынка, - слаборазвитая система электронной дистрибуции. На сегодняшний день электронная доставка игры, то есть возможность скачивания дистрибутива и покупка регистрационного ключа существует в основном в крупных городах, где работают операторы широкополосного доступа в интернет. Василий Хрулев утверждает, что рост популярности цифровой дистрибуции наблюдается пока только в Москве и в Санкт-Петербурге, поскольку в этих городах доступ в интернет предоставляется по сравнительно низким ценам. В регионах ситуация с интернетом обстоит гораздо хуже, поэтому предпочтение отдается физической доставке. Специалисты предполагают, что распространению онлайн-игр в России будет способствовать развитие ШПД и онлайн-платежей, и за этой моделью распространения игр через интернет стоит будущее. Играть везде? На российском рынке игр для мобильных телефонов ситуация отличается от общерыночной. "На данный момент игровой бизнес в основном сосредоточен на операторских порталах и порталах вендоров", - говорит Дмитрий Сергеев, управляющий директор компании Shamrock Games, оценивая рынок в 70 млн долларов к концу 2008 г. Несколько по-другому его видит Владимир Бородин, вице-президента Playfon: "Ежегодно, начиная с 2004 г., обороты фактически удваиваются. Замедление темпов роста произошло в 2007 г., однако мы ожидаем, что уже по итогам нынешнего года рынок вновь продемонстрирует серьезную позитивную динамику, и его емкость составит около 80 млн долларов". Нынешняя модель предполагает наличие каталогов игр, заходя в которые абоненты выбирают под свою модель телефона понравившуюся игру, оплачивают ее при помощи SMS и скачивают. Игры занимают сейчас 13% рынка мобильного контента в России, по данным Comnews Research, что выражается в трех миллионах закачек в месяц. По мнению участников рынка мобильного контента, они обладают особым значением в сфере мобильных услуг, поскольку игры на мобильном телефоне очень популярны. "Хорошие возможности роста, на мой взгляд, могут показать развивающиеся регионы, где персональные компьютеры и игровые приставки распространены не слишком широко, тогда как мобильные телефоны есть практически у каждого", - говорит Владимир Бородин. В то же время игровой сектор наиболее интересен с точки зрения конкуренции между существующими портативными устройствами и появлением новых возможностей мобильных телефонов, таких как Nokia N-Gage. Этот сегмент действительно может быть очень перспективен, с точки зрения как маркетинга, так и технологий, например позволяющих создавать интерактивную виртуальную игровую или образовательную среду, лишь активируя фотокамеру на телефоне. Другая тенденция рынка мобильных игр - создание игр для смартфонов и коммуникаторов (например, для Apple iPhone) и онлайн-игр для телефонов. Одним из шагов в этом направлении стал недавний релиз приложения Spb Online - клиент-сервисного продукта для упрощения доставки мультимедийного контента, в том числе с возможностью приобретения цифрового контента с мобильного телефона. В Spb Online реализована также поддержка онлайн-игр: пользователь может в режиме реального времени играть с живыми партнерами в шашки, реверси и гексагон. "Пираты" не мешают? Ни один из игроков рынка игровой индустрии, опрошенных CNews, не назвал пиратство среди главных проблем развития этого бизнеса в России. Татьяна Цветкова, директор по маркетингу и PR интернет-супермаркета программного обеспечения Softkey, отметила: "эта проблема постепенно решается и в России: регулярно закрываются точки производства и продажи контрафактных дисков. На рынке набирающих популярность казуальных игр все совершенно иначе: во-первых, эти игры продаются только через интернет, а во-вторых, здесь абсолютно другая аудитория. В основном непрофессиональные пользователи ПК, женщины, для которых такое хобби, как поиск ключей для взлома игры, неоправданно сложное и долгое занятие. Игрушка стоит небольшие деньги, поэтому ее гораздо проще купить". Однако по данным последнего доклада аналитиков IDC, уровень пиратского софта в России остается стабильно высоким: 72% игр в России - подделки. Алексей Репьев, директор по развитию компании MSLine, прокомментировал ситуацию: "Продавцам компьютеров для домашних пользователей пиратство может и помогать, потому что в противном случае стоимость софта может отсеять некоторую часть пользователей: они просто не смогут купить все эти продукты. Если сравнивать стоимость ПК со стоимостью типичного комплекта софта (операционная система + офисный пакет + антивирус + игры), то софт будет стоить столько же, сколько ПК, или даже дороже. А компьютер без программ и (или) игр пользователю не нужен". Количество игр на родном языке в России и Германии Источник: Alawar Entertainment, 2008 Олег Федотов, руководитель направления по продаже ПО и компьютерных игр интернет-магазина Ozon.ru, отметил: "единственное отличие, очень влияющие на продажи - отсутствие полностью локализованных версий для подавляющего большинства консольных игр. Это сдерживает покупателей от покупки как приставок, так и игр к ним". Олег Федотов дополняет: "Сегодня конкурентный товар можно создать только при хорошем бюджете, а это миллионы долларов. Будут бюджеты, будут и отличные, а также, самое главное, прибыльные, игры. Потенциал у наших разработчиков наверняка есть". Менее резкую оценку дает пресс-секретарь ИК "Финам" Владислав Кочетков. Он полагает, что, несмотря на то что западные издатели достаточно активно сотрудничают с российскими разработчиками, серьезными игроками в мировом масштабе их пока назвать сложно: "Здесь есть вопрос высоких инвестиций в создание международного хита при достаточно высоких рисках, что стимулирует отечественные компании боле активно развивать издательскую и дистрибьюторскую деятельность. В производстве игр тоже есть успехи, но пока инвестиции в это направление не столь большие". Стоит отметить, что "Финам" сам инвестирует в российский игровой рынок. На протяжении трех лет компании принадлежали 26,5% "Буки" - ныне входящего в "1С" российского разработчика игр. Кроме того, среди недавних покупок "Финама" - миноритарный пакет разработчика казуальных игр Alawar Entertainment. Объем рынка казуальных игр в России Источник: Alawar Entertainment, 2008 По собственным оценкам разработчиков и дистрибьюторов игр, в ближайшее время рост рынка сохранится в сегменте онлайн-игр и казуальных игр. По оценкам аналитиков Alawar Entertainment, в 2008 г. российский рынок продаж казуальных игр составит около 30 млн долларов. Таким образом, в целом на рынке будет реализовано около четырех миллионов копий казуальных игр. Олег Федотов отмечает, что при уверенном росте консольного сегмента сохранится и стабильный рост продаж этого вида ПО для персональных компьютеров, потому что цены на игры для консолей снижаются не так быстро и пока еще не могут конкурировать с ценами на игры для ПК. По мнению Всеволода Леонова, в целом объем рынка онлайн, консольных и ПК игр в России к концу 2008 г. может достичь 400-430 млн долларов. Ссылки по теме
|
|