Комитет Совета Федерации по промышленной политике поддержал концепцию законопроекта, который требует при автоматическом распространении информации получение предварительного согласия получателя информации, сообщил председатель комитета Валентин Завадников. Он пояснил, что речь идет о поправках в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенных в Госдуму депутатом Сергеем Капковым.
Данный законопроект направлен на борьбу со спамом и массовыми рассылками почтовых отправлений и электронных сообщений, отметил Валентин Завадников. Он подчеркнул, что необходимость принятия закона, регулирующего деятельность в интернете, отмечается как пользователями, так и значительной частью российских информационно-коммуникационных компаний. "Распространение вредоносных программ и спама является проблемой многих развитых экономик с мощными информационными системами. Рассылка спама снижает эффективность работы, а в ряде случаев наносит прямой ущерб государственному и коммерческому секторам. С учетом того, что доля спама постоянно возрастает, а существующее законодательство не устанавливает ответственности за распространение вирусов, вредоносных программ и спама, данный закон крайне необходим", - сказал Валентин Завадников.
При этом сенатор отметил, что правильная концепция законопроекта сталкивается с практическими ограничениями: для исполнения закона нужны конкретные инструменты контроля и анализа содержания сообщений. "Маловероятно, что коммуникационные компании смогут корректно устанавливать согласие клиентов на конкретные рассылки (в настоящее время многие специалисты подписаны на массовые рассылки электронных профессиональных изданий), а также выявлять в них наличие несанкционированной информации. Поэтому правильнее будет ограничить количество рассылок", - считает сенатор. По его мнению, технически возможно создать инструменты, ограничивающие массовые рассылки сообщений (например, рассылка сообщений более чем 1000 адресатам в течение 24 часов, более чем 10 тыс. адресатов в течение 30 дней или более чем 100 тыс. адресатов в течение одного года).
Борьба со спамом требует координации усилий различных компаний: провайдеров, компаний, предоставляющих почтовые ящики (mail.ru, yandex.ru), разработчиков программного обеспечения и других. Поскольку пользователи интернетом оплачивают услуги за предоставление доступа провайдерам, то следует рассмотреть возможность возложения функций контроля на провайдеров. В таком случае все пользователи будут получать услуги более высокого качества, считает Валентин Завадников. При этом он отметил, что сложность борьбы с распространителями спама в интернете обуславливается трудностью определения местонахождения пользователя, а также отсутствием унифицированного международного законодательства. "В настоящее время правовые системы большинства стран мира недостаточно ориентированы на регулирование деятельности в интернете. Это усложняет на практике борьбу со спамом", - сказал Валентин Завадников.