|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Хранитель вакансий. Алексей Захаров, основатель и совладелец сайта superjob.ru, научился зарабатывать на работодателяхИсточник: vedomosti
Когда-то Алексей Захаров был готов уступить созданный его командой сайт superjob.ru за $5000. Но покупателя так и не нашел. Пришлось заниматься его развитием самостоятельно. За 10 лет superjob.ru помог найти работу более чем 1 млн россиян. Выручка в этом году превысит $4 млн. И продавать его Захаров пока не собирается. Первые шаги в предпринимательстве президент и совладелец кадрового дома "Суперджоб" Алексей Захаров совершил еще в институте. "Надо было зарабатывать на жизнь", - говорит он. Он вырос и окончил школу не в Москве, а в Нижнем Новгороде. Но сразу поступить в вуз не получилось. Поэтому после школы Захаров устроился работать токарем 4-го разряда. Потом служил в армии, а затем еще год проработал на заводе. И только после этого поступил на факультет международной информации Московского государственного института международных отношений (МГИМО). Здесь он познакомился со своими будущими партнерами по бизнесу, студентами факультета международного права Сергеем Габестро и Сергеем Калачом. Молодые люди решили применить свои знания на практике и в 1996 г. создали юридическую компанию "Триумвират". Причем Габестро и Калач стали специализироваться на юридических услугах, а Захарова гораздо больше интересовали перспективные новые проекты. В 1998 г. он возглавил компанию "Триумвират Девелопмент", занявшуюся разработкой веб-сайтов. С ситуацией на российском кадровом рынке Захаров познакомился случайно. Одним из его соседей по офисному зданию в центре Москвы было рекрутинговое агентство "Контакт". Захаров предложил главе агентства Анатолию Купчину свои услуги. Договорились так: команда Захарова на свой страх и риск создаст интернет-ресурс superjob.ru, а специалисты "Контакта" выступят в качестве консультантов. Создатели superjob.ru попытались устранить недостатки, которыми, на их взгляд, страдал сайт job.ru: унифицировали формат резюме, разработали несколько фильтров, помогающих защищать сайт спама или повторных публикаций. В январе 2000 г. сайт начал свою работу. Цена вопроса Сайт получился довольно удачным, но доходов не приносил, а его развитие и поддержка отнимали ресурсы немногочисленной команды разработчиков и программистов. Поэтому всего через пару месяцев Захаров предложил Купчину выкупить у него superjob.ru. "Первоначальная цена составила $5000, потом была снижена до $3500. Но мы решили, что поддержка такого ресурса не соответствует профилю нашей компании", - говорит Купчин. Захаров и Габестро отправились на поиски покупателей. Американская инвестиционная компания оценила блокирующий пакет superjob.ru примерно в $300 000, вспоминает Захаров. "Как интересно", - подумали предприниматели и попросили своего знакомого сотрудника "Тройки Диалог" сделать независимую оценку. Знакомый сообщил, что блокирующий пакет может стоить $1,8 млн и найти покупателя не составит большого труда. Оставалось лишь выполнить несколько формальных шагов. Но завершить их предприниматели не успели. Котировки американских интернет-компаний рухнули, интерес инвесторов к подобным активам упал практически до нуля. Предпринимателям пришлось задуматься, что делать с сайтом дальше. Искусство хедхантера В 2001 г. Захаров и Габестро решили на базе сайта создать хедхантинговое агентство "Суперджоб". Сняли просторный офис на Старом Арбате, назначили гендиректором выпускника одной из западных бизнес-школ, позволили ему набрать команду высокооплачиваемых рекрутеров и консультантов. "Ни мне, ни моему партнеру не хотелось лично заниматься рекрутинговым бизнесом, - говорит Захаров. - Но финансовые показатели новой компании нас не могли не озадачивать. В них не прослеживалось никакой логики: один квартал "Суперджоб" приносил несколько десятков тысяч долларов прибыли, а следующий заканчивался с не меньшими убытками". Пришлось переводить агентство в соседний офис и лично разбираться, что же все-таки в нем происходит. Первый же контракт озадачил Захарова. Заказчик внес необходимую предоплату, затем выбрал менеджера из нескольких предложенных кандидатов. Но в оговоренный день финалист так и не вышел на работу. "Пришлось отправляться к заказчику с тортом и бутылкой коньяка", - вспоминает Захаров. Хорошие отношения удалось сохранить, но предоплату пришлось вернуть. В следующие три недели эта история повторилась еще четырежды. "Я понял, что так мы на одном коньяке разоримся", - вспоминает Захаров. Поэтому партнеры решили закрыть кадровое агентство. За полтора года в него было вложено $1,5 млн. Захаров считает это инвестициями в собственное образование. Без них ничего хорошего из superjob.ru не получилось бы, говорит он. "Я уважаю хедхантеров. Но то, чем они занимаются, это не бизнес, это искусство", - отмечает Захаров. Работать за плату Закрывать сайт было просто жаль. Надо было как-то заставить работодателей, размещающих на сайте информацию о вакансиях, за эти услуги платить. Главная сложность заключалась в том, что большинство конкурентов, в том числе job.ru, никакой платы с работодателей не требовали. Но даже сотрудники не верили, что работодатели согласятся платить за услуги. "Я пытался переубеждать их в индивидуальном порядке. Но они возвращались на свое рабочее место, и через пару дней все приходилось начинать сначала", - рассказывает Захаров. Тогда он провел общее собрание. "И пока я не убедился, что все без исключения сотрудники поверили в нашу новую модель, ни один из моего кабинета не вышел", - вспоминает он. С 1 января 2003 г. superjob.ru перестал размещать на сайте бесплатные объявления о вакансиях и предоставлять бесплатный доступ к базе данных резюме. И это пошло сайту лишь на пользу. Работодатели стали более ответственно относиться к размещению вакансий, что не могло не сказаться на уровне интереса со стороны кандидатов. Пределы роста Дела компании быстро пошли на поправку. В первый же месяц работы по новым принципам выручка составила около $10 000. К концу 2003 г. оборот компании превысил $300 000, в 2004-м - $1 млн, а по итогам этого года достигнет $4 млн. "Более 1 млн человек по всей стране смогли найти работу с помощью нашего сайта", - с гордостью говорит Захаров. Компания присутствует во многих крупных российских, казахских, украинских городах, отмечает он. Сейчас на superjob.ru размещены около 10 000 вакансий и более 700 000 резюме. Но большинство операций компания осуществляет из единого центра. Исключение было сделано лишь для украинского представительства. "Мы выяснили, что украинский кадровый рынок существенно отличается от российского. Поэтому в апреле 2006 г. мы открыли представительство в Киеве", - рассказывает Захаров. Сейчас в нем работают два человека: генеральный директор и главный бухгалтер. Их главная задача - сбор платежей. Поддержка сайта и даже обработка заказов осуществляются из Москвы. С 2003 г. компания приносит прибыль. А к началу 2005 г. удалось вернуть то, что было вложено в хедхантинговое агентство. Уровень рентабельности Захаров не раскрывает. "Деньги нам не нужны. Мы и так зарабатываем больше, чем успеваем вкладывать в развитие", - отмечает он. Но разговаривать всерьез о продаже компании он готов лишь с такими инвесторами, которые смогут предложить ему "больше, чем деньги". Например, возможность выхода на европейский или мировой рынки. Пока действительно интересных предложений не поступало, говорит Захаров. Сайт superjob.ru входит в тройку лидеров тематического раздела "Работа" рейтинга Rambler Top 100 и его популярность стабильно растет. Если с 10 по 16 октября 2005 г. на этом сайте побывало 240 500 человек, то за тот же период 2006 г. - более 457 000. Объем рынка интернет-рекрутинга Юрий Вировец, гендиректор компании Headhunter - владельца ресурса hh.ru, оценивает в $10-15 млн. Захаров согласен с такой оценкой. Но какого-либо давления со стороны конкурентов он не ощущает. Потенциал российского рынка интернет-рекрутинга использован едва ли на 5%, говорит он. Поэтому оценку стоимости компании как три-четыре ее годовых оборота считает неправильной: "Практически без всяких усилий с нашей стороны наш оборот может превысить $50 млн. Вот тогда и поговорим". Купчин из агентства "Контакт" прекрасно осведомлен, насколько выросла капитализация superjob.ru, но ничуть не жалеет о том, что некогда отказался его купить. "Мы эффективно занимаемся традиционным рекрутингом, и я надеюсь, что наша капитализация тоже с тех пор выросла многократно. Я очень рад успехам superjob.ru, но убежден, что каждый должен заниматься своим делом", - говорит Купчин.
|
|