|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Когда плохой дизайн становится стандартомИсточник: hostmake
Создавать сайты сейчас стало проще : если вы не знаете, как вам оформить определенный элемент дизайна страницы, все что вам нужно сделать, это зайти на двадцать наиболее посещаемых сайтов в Интернете и посмотреть, как этот элемент сделали они.
Естественно, проценты выведены из моего собственных размышлений. В настоящее время пока еще слишком мало ведется исследований в теории постоянства , чтобы указать точно, сколько сайтов должны принять определенный дизайн, чтобы он стал общепринятым правилом или стандартом. Точно так же, нам неизвестно в точности, на сколько пользователи страдают при нарушении в интерфейсе "двух уровней ожидания", хотя нам абсолютно точно известно, что это не доставляет им удовольствия. Следовательно, я рекомендую следовать принятым правилам даже в тех случаях, когда ваш дизайн, взятый в отдельности, выглядит лучше, чем общепринятый. Суть в том, что веб-сайты не живут в отдельности друг от друга: посетители, что приходят на ваш сайт, ожидают, что он будет работать так, как они привыкли.
Организация информации и реализация задач: стандартов нет
Конечно, на самом деле ремесло веб-дизайна чрезвычайно трудное потому, что связано оно с созданием информационной архитектуры и порядком выполнения задач. Никаких стандартов в отношении этих предметов пока нет. Каждый сайт решает эти проблемы по своему, так как каждый из сайтов связан с специфической информацией и своими определенными задачами. Некоторые аспекты информационной архитектуры уже стали принимать очертания общепринятых правил: большинство корпоративных сайтов непременно имеют разделы "Продукты/Products" и "О компании/About Company". Более того, раздел "О компании " как правило содержит информацию для инвесторов и посетителей, ищущих работу, а также общую информацию об истории компании и ее руководстве. Адреса офисов компании и карты проезда к ним также располагают в разделе "О компании", но это не считается пока устоявшимся правилом, так как, например, многие сайты используют другую информационную архитектуру и помещают эти данные в особый раздел "Контакты". Так как пользователи часто ожидают найти адрес компании в разделе "О компании", веб-сайтам, поместившие эти данные в другой раздел, следует сделать перекрестную ссылку с раздела "О компании" на раздел "Контакты".
Примеры устоявшихся правил дизайна
Самой главной ошибкой в Web было решение сделать гиперссылки синими. Другие цвета подходили бы для этого гораздо лучше, и повысили бы скорость чтения текста со ссылками на несколько процентов. К сожалению самый важный текст на странице оформляется цветом, который, как известно, улучшает читаемость. Если Web создавали с нуля сейчас, я бы порекомендовал выбрать для ссылок другой цвет, но только не синий. Но так как мы создаем сайты, когда Web уже давно существует, я настоятельно рекомендую оставить стандартные цвета ссылок в покое:
Закладки для разделов
В последние два года многие сайты стали использовать горизонтальный ряд кнопок-закладок, указывающих на главные разделы своего сайта, располагая этот ряд вдоль верхней части страницы,. В принципе, это решение плохое и нарушает метафору закладок. Закладки предназначены для того, чтобы быстро переключаться между альтернативными видами одного и того же информационного объекта. Например, на сайте может быть представлено описание продукта, где на одной странице выводится общее описание, на другой подробная характеристика, на третьей увеличенные фотографии и так далее. Вот здесь как раз и было бы уместно использовать закладки для переключения между различными видами просмотра информации. При этом пользователь находится как бы в одном и том же контексте и месте сайта. Когда посетители расположены глубоко внутри определенного раздела сайта, закладки теряются свой смысл, ибо они переносят посетителя в совершенно другой раздел сайта, не сохраняя при этом какой-либо контекст. Подобные "прыжки" - стандартная навигационная задача, и для них следует использовать обычный список ссылок, а не оформлять их в виде закладок. Я убежден, что закладки лучше всего было бы использовать для переключения между различными (но связанными друг с другом) видами одной и той же информации, но не для навигации по различным не связанным друг с другом разделам сайта. Но к сожалению, пользователи Web очень скоро потеряют все те представления о закладках, которые у них сложились до этого, если все больше и больше сайтов будут ими злоупотреблять. Я все еще считаю, что менее 50% сайтов используют элемент закладок (ошибочно) как средство навигации между различными разделами сайта. Следовательно, я считаю, что лучше всего придерживаться правильного метода использования закладок, а для переключения между разделами сайта использовать другие визуальные элементы дизайна. Но может так случиться, что правильный подход проиграет, и мне придется пересмотреть свою рекомендацию примерно через год. Если все больше и больше сайтов будут использовать закладки не для той цели, для которой они предназначены.
Левая полоса навигации
Первым " Желтую Лихорадку " в веб-дизайне подхватил веб-сайт CNET (где-то в 1996 году), и с тех пор эта болезнь заразила такое количество сайтов, что превратилась практически в незыблемое правило: у каждого сайта теперь вдоль левого края страницы тянется сверху вниз цветная полоска, на которой располагаются главные ссылки навигации. Мне никогда не нравился данный подход в дизайне, так как эта цветная полоска занимает примерно 20% площади экрана даже после того, как пользователь прокрутит страницу вниз и ссылки навигации скроются за верхним краем страницы. Для пользователей Web навигация - вторичное, главное для них - содержание, информация. Самое интересное, что сам сайт CNET оправился от Желтой Лихорадки в 1999 году, и теперь использует дизайн, в котором ссылки навигации сконцентрированы вверху страницы. Благодаря этому все оставшееся пространство на экране отдано под материалы сайта. Их новый дизайн мне нравится гораздо больше. Однако по-прежнему в сети еще много сайтов, которые используют цветную полоску навигации. И я рассматриваю эту полоску как устоявшуюся традицию: пользователи знают, что нужно делать с полоской, которая простирается снизу вверх вдоль левого края страницу. Может быть она и тратит напрасно драгоценные пиксели экрана, но пользователям она возможно помогает. Абсолютно ясны два момента: линейка навигации должна иметь какой-то фоновый цвет, чтобы выделяться от остального контента, и что она должна быть на левой стороне страницы. Существует несколько причин, по которым лучше было бы, если бы линейка навигации была на правой стороне страницы:
Закон Фиттса гласит, что чем меньше приходится двигать мышкой, тем лучше: щелкнуть получается гораздо быстрее, если между целью и текущим положением мыши короткое расстояние. Таким образом, располагая линейку навигации рядом с линейкой прокрутки вы убережете пользователя от метания по экрану из стороны в сторону между двумя наиболее используемыми областями.
Если бы Web разрабатывался с нуля сегодня, мы могли бы повысить удобство работы с сайтом примерно на 1%, помещая линейку навигации справа на странице, а не слева. Однако отклонение от принятого теперь стандарта почти всегда приведет к ухудшению удобства работы с сайтом, так как такой дизайн будет непривычным, что затруднит навигацию.
Ссылки-цепочки
Многие веб-сайты в настоящее время начинают использовать в дизайне ссылки-цепочки, которые идут вдоль верхней части страницы и показывают текущее положение текущей страницы относительно ее родительских страниц, что также позволяет пользователю быстро перейти на несколько уровней вверх одним щелчком мыши. Ссылки-цепочки работаю только на тех сайтах, где информация организована иерархически. Но тем не менее и на обычных сайтах ссылки-цепочки очень помогают перемещаться между страницами. Они были бы еще более полезными, если бы все больше сайтов стали их использовать и люди бы лучше привыкли бы к работе с ними. Пока не существует стандарта относительно того, как обозначать переход от одного уровня иерархии к другому в ссылках-цепочках. На своем сайте я уже четыре года пользуюсь стрелками. А до этого я пользовался двоеточиями, так, как это сейчас делает CNET. Yahoo и ZDNet используют символ >, а другие сайты используют косую черту "/". Стандарта пока нет, и пока нет никаких причин считать, что один символ чем-то лучше другого. Если какой-либо из этих символов получит наибольшую популярность хотя бы на 60% сайтов, тогда я порекомендую и вам его использовать. Сегодня же, я бы сказал, что все символы хороши - ":", ">". "/" и стрелки. Но только не пытайтесь придумать еще какой-нибудь другой символ. Например, символом "вертикальная черта" ("/") принято обозначать два равных варианта выбора, и он не может использоваться для обозначения перемещения. Ссылки по теме
|
|