|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Геннадий Столяров: "Облако здесь ни при чем"Источник: computerraru Наталья Жилкина
Приложение "Паспорт автомобильного технического средства", разработанное силами внутреннего ИТ-подразделения, компания DHL использует как сервис из облака провайдера. Первыми впечатлениями о работе сервиса "ПТС" в новом формате делится Геннадий Столяров, руководитель ИТ-департамента DHL в России. Какие бизнес-процессы ваша компания отдала в облако? - В нашей компании уже несколько лет идет проект по предоставлению сервиса "ПТС" автомобильным компаниям. Он предполагает распространение, авторизацию и обработку документа "ПТС" - паспорта автомобильного технического средства, который прилагается к каждому автомобилю при его покупке. В чем смысл? Каждый автомобиль имеет паспорт. Но в России автопроизводители наотрез отказываются перемещать эти документы вместе с автомобилем, так как в случае исчезновения того и другого одновременно преступнику будет проще легализовать автомобиль. Поэтому, когда автомобили сходят с конвейера, изготавливаемые для них документы не передаются вместе с машиной в салон продаж, а хранятся отдельно от транспортного средства. Так поступают многие производители. Подобная практика характерна для России и некоторых других стран с аналогичной криминогенной ситуацией, а вот для европейских дистрибьюторов она неактуальна. Видя потребность автопрома в специальном решении по доставке клиентам документации на транспортное средство, DHL Express стала предлагать производителям автомобилей передать этот процесс на аутсорсинг, что существенно упрощает для них задачу. Только представьте: АвтоВАЗ произвел машины, распространил их через дилеров по всей стране, а потом требует отправить еще и документы на эти машины, причем сделать это своевременно, ведь при покупке транспортного средства паспорт нужно вручить покупателю сразу. Для автопроизводителей доставка этой документации оказалась непрофильным делом: передача громадного количества ПТС у них получается с задержкой. Поэтому они разумно рассудили, что для доставки документов в региональные офисы проще использовать инфраструктуру DHL Express, тем более что у нашей компании в России давно создана развитая сеть, и мы успешно доставляем грузы в 850 городов по всей стране. Приложение "ПТС" разрабатывалось силами специалистов DHL? - Да, силами собственных разработчиков российского офиса DHL Express с привлечением подрядчика. Мы начали с одного производителя, а потом стали подключать к этой услуге и других. Сегодня нашим сервисом по доставке ПТС пользуются почти все автопроизводители, присутствующие в России. Когда клиент уведомляет нас о приобретении и оплате определенного автомобиля с подтверждением и авторизацией соответствующего банка, мы сразу же отправляем ПТС в салон. То есть мы получаем информацию о продаже машины из двух независимых источников. Мы заранее знаем, где находятся автомобили, и храним ПТС в региональных офисах (в Москве, Новосибирске, Самаре, Санкт-Петербурге, Владивостоке), откуда очень быстро можем доставить их в областные центры. Разработкой приложения, которое собирает всю необходимую информацию и поддерживает логистику, занимались наши ИТ-специалисты. Для того чтобы исключить возможные риски, все документы хранятся в запечатанных конвертах, на которых проставлен лишь штрихкод - для поиска конверта, когда приходит авторизация на конкретный ПТС. Таким образом, мы гарантируем своим заказчикам, что эта информация абсолютно конфиденциальна. Это приложение чувствительно к уровню масштабирования: количество компаний - производителей автомобилей, которые становятся нашими партнерами, увеличивается, а вместе с ним - и число ПТС, и в течение последнего года мы обрабатываем многие десятки тысяч таких документов. Поскольку приложение и его инсталляции стали быстро расти, мы решили поместить его в облако. Дело в том, что с приходом облаков появилась (по крайней мере была анонсирована) хорошая возможность очень плавно масштабировать любые инфраструктурные элементы, наращивать или уменьшать - и платить фактически только за то, что используется. И для нас, и для клиентов это важно: не имеет смысла оплачивать запас инфраструктуры и ИТ-специалистов в регионах. Тем более что сегодня, к примеру, нужно два сервера, а завтра - уже десять. Спрос на ИТ-ресурсы может очень сильно меняться, причем в короткие промежутки времени. В решении таких проблем как раз и заключается преимущество облаков, если говорить о самой концепции. Вот мы и попробовали для этого проекта переместить наше приложение в облако и использовать его именно как облачный сервис. Сначала вы пробовали это на тестовой зоне? - Сначала мы общались с разными поставщиками и изучили, что предлагает рынок. Попробовали протестировать облако на этом и на ряде других приложений. Конечно, не все оказалось так радужно, как это описывали поставщики облачных сервисов, но положительная вещь заключалась в том, что из расплывчатого представления облако для нас стало превращаться в определенную концепцию. С одной стороны, стали более понятны его реальные возможности, а с другой - наши потребности как клиента. Т. е. постепенно поставщик и потребитель выбрали курс на взаимопонимание, хотя на сегодняшний день к идеалу мы пока не пришли. Это приложение не самое ресурсоемкое, хотя оно сейчас функционирует на весьма мощных серверах, оснащенных 16 Гбит памяти, 8-ядерными процессорами. Естественно, перед его запуском мы провели ряд тестировочных запусков. Немаловажно и то, что это приложение не является столь критичной системой, чтобы повлиять на весь бизнес DHL Express. А когда вы запустили сервис "ПТС"? - Мы ввели эту услугу примерно два с половиной года назад, и уже больше года развиваем ее особенно активно. Всю разработку и альфа-тестирование выполняли в Москве, а уже пилотное бета-тестирование проводили в региональных офисах. Какие преимущества от перемещения сервиса в облако вы получили? - На эту тему можно долго говорить, но если в двух словах - нам обещали, что сервис не будет падать, что эластичное масштабирование легко вести в обе стороны - как вверх, так и вниз. Ну и платить мы будем только за использованные ресурсы, то есть при пиковых нагрузках больше, а при снижении - меньше. По факту оказалось, что мы получили скорее обычную виртуальную среду, лишь немного усовершенствованную. Удобство есть, но только с точки зрения администрирования, потому что нам не надо обращаться непосредственно к поставщику, чтобы добавить, например, оперативной памяти. Для этого достаточно нажать пару кнопок. Проблема в том, что это хотя и облегчает наше положение, все-таки далеко от ожиданий, поскольку при каждом изменении конфигурации (например наращивании мощностей) сервис приходится приостанавливать. А в силу специфики бизнес-процесса останавливать его можно, например, лишь по ночам и в выходные. Такая ситуация у всех провайдеров? - В среднем раз в квартал мы общаемся с компаниями, которые предлагают облачные сервисы, и пытаемся оценить их предложения. Все обещают примерно одно и то же, но по факту возможности провайдеров не одинаковы. Какие основные проблемы провайдеров вы отметили бы? - Практически ни один российский провайдер не может гибко наращивать оперативную память. Это общая проблема. Если у заказчика функционирует система управления базой данных промышленного масштаба (например, SQL-сервер), то для более быстрого доступа к данным он значительную часть дисковой памяти копирует в оперативную, тем самым "съедая" практически все свободное пространство ОП. Облачные среды требуют настройки, чтобы память наращивалась или освобождалась в соответствии с задачами вычислительного процесса. Но платой за это становится падение производительности. И если проблему с наращиванием процессорных мощностей уже как-то научились решать, то вопрос с добавлением и освобождением ОП пока еще остается камнем преткновения, в том числе и для российских провайдеров. Хотя, к сожалению, и в отношении процессорных мощностей еще ни один поставщик нам не продемонстрировал на деле полную гибкость. И еще один минус: ни один провайдер пока не предоставил тестовую среду, в которой процессорные мощности, память и дисковое пространство могли бы динамически изменяться в рамках каких-то коридоров. При этом хотелось бы платить только за то, что потребляем. Биллинг настолько непрозрачный, что мы не чувствуем, как изменения в потреблении ресурсов отражаются на стоимости услуги. Провайдер предоставляет нам график изменений, но из него трудно понять зависимость между изменениями и ценником. Хотя должен отметить, что провайдер предложил нам весьма выгодные условия. Думаю, что если бы нам предложили этот сервис на тех условиях, на которых он продается обычно, то мы бы в облако не перешли. Сейчас мы платим устраивающую нас цену, и она гораздо ниже, чем предлагалось изначально. Какое-то время мы даже пользовались этим сервисом бесплатно, "обкатывая" технологию. Бывают ли сильные пики при работе приложения "ПТС"? - Да, бывают. В конце месяца идет выгрузка счетов. И приложение в облаке не всегда справляется с увеличенной нагрузкой, а даже час простоя для этого бизнес-процесса - это много. Для того чтобы решить проблему, нам пришлось создавать отдельную инфраструктуру под модуль отчетности. То есть мы держим сейчас дополнительно один сервер приложений и один - базы данных. Это весьма мощные серверы, за которые приходится отдельно платить, хотя они большую часть времени простаивают. А работают два-три дня в месяц, во время операции по выгрузке отчетности, когда три тысячи сотрудников начинают выгружать эти данные по каждой станции, которых у нас очень много. А помимо станций, еще есть подрядные организации, агентства, - словом, все это создает пик нагрузки. Но 90% оставшегося времени ресурсы не используются. Конечно, мы предпринимаем какие-то действия, пытаемся элементарным администрированием эти ресурсы перебрасывать, но тратить на это время наших администраторов - неэффективно и неудобно. Нам предлагают нанять у третьей стороны администратора, который занимался бы регулированием ресурсов. Но тогда теряется всякий смысл отдавать этот сервис в облако. Поэтому мы продолжаем общаться с другими участниками рынка, сигнализировать им о наших потребностях и рассматриваем их предложения. Вы встречали таких провайдеров, у которых изменение цены при изменении уровня потребления ресурсов происходит более гранулярно, нежели раз в месяц? - Дело в том, что схема биллинга действительно сложна, и в этом нет ничего удивительного. Одно дело, когда надо изменить параметры одного сервера. А представьте систему в кластере - например, когда нужно динамически изменять не только параметры отдельно стоящих машин, но и их количество, типы в зависимости от множества факторов. Но обычно все-таки западные компании предлагают такого рода тарификацию не на уровне каких-то транзакций в базе или количества трафика, а на уровне так называемых узлов (Node) кластера, когда происходит добавление или изъятие из него какого-то количества серверов. Та же T-Systems предлагает схему тарификации, при которой клиент платит базовую стоимость, а дальше для него определяется коридор, где он отчисляет деньги за используемое количество ресурсов. А то, что мы сейчас покупаем… Хотя это и называется облаком, но, строго говоря, таковым не является. По сути, мы покупаем просто виртуальные машины с опцией, позволяющей добавлять параметры в заданных пределах, не прибегая к помощи поставщика. Такого рода услуги предлагают практически все провайдеры на российском рынке: они гарантируют заказчику максимальные ресурсы, сами их как-то меняют, но заказчик фактически вносит абонентскую плату. Облако, если говорить о концепции, а не о технологии, здесь ни при чем. Другие сервисы вы пока не планируете отдавать на сторону? - Планируем, и таких сервисов много. У нас локально функционируют примерно 100 информационных систем, из них около 80 - не очень крупные, но мы должны их постоянно администрировать в зависимости от нагрузки. Идеально было бы перевести многие из этих сервисов в облако. Для этого понадобится один общий сервер баз данных, один производительный сервер приложений: на них будет функционировать много мелких баз и приложений. А на случай подключения новых систем нужна облачная тестовая среда, где на протяжении какого-то периода времени можно было бы мониторить загрузку серверов и на основе полученных данных изменять конфигурацию виртуальных машин в рабочей среде, добавлять новые приложения. И платить за реальное потребление. Из крупных систем в первую очередь необходимо перевести в облако приложение по внутриофисной логистике. Оно обеспечивает процесс согласования документов и их перемещения по кабинетам. Это приложение конфигурируется под определенного клиента, но сложность в том, что оно предполагает связывание между собой большого количества компонентов. Но какой смысл выполнять копирование всей системы, всех ее параметров, если в итоге все равно надо все заново устанавливать? Проблему лицензирования крупные компании вроде Microsoft как-то решают. Но вот более мелкие пока не готовы к этому. И это реальная проблема. А проблема интеграции в облаке возникает? - Многие компании (например, Amazon) предоставляют возможность использовать их программные интерфейсы по управлению облаком средствами самого приложения. Ввиду того что весь софт разрабатывался 5-10 лет назад, проблемы возникать, конечно, будут. Для того чтобы задействовать полностью возможности облака, необходимо писать программные приложения уже на основе новых фреймворков, специально разработанных под облачные среды. И воспользоваться этой возможностью могут себе позволить компании, которые только выходят на рынок, - или под эту схему можно подводить только какие-то совсем новые сервисы, специально создаваемые под облачные среды.
|
|