Дизайн для стартапов зачастую можно сравнить с бездорожьем. Для неопытного дизайнера процесс может оказаться довольно тернистым, если он заранее к нему не подготовился.
К счастью, сами стартаперы осознают, что дизайн - неотъемлемый компонент стратегии роста, поэтому качественный дизайн становится сегодня всё более и более востребованным. Всё больше стартаперов понимают, что хороший дизайн - это не только цветовая палитра и карамельные кнопочки. Дизайн влияет на коммуникацию с аудиторией, продажи, конкурентоспособность и, как следствие, рост компании.
Невозможно игнорировать дизайн, когда есть такие компании как Apple. Вот уже и многие стартапы, Path, Airbnb, Square, Massive Health, делают дизайн ядром своего бизнеса и получают феноменальные результаты. Но что такое дизайн на самом деле? Логотип? Тема Вордпресс? Инновационный интерфейс? Дизайн - много больше чем всё вышеперечисленное. Дизайн - это образ мышления. Это подход к проблеме. Это про то, как надрать задницу конкурентам.
Ключевые качества дизайна
Дизайнер Велс Райли написал большую статью-исследование про
дизайн для стартапов. В своей статье Райли попытался объединить видение дизайна стартаперами и дизайнерами, которые разрабатывают для них сайты. Но, перед тем как начать исследование, Райли перечислил, по его мнению, те ключевые качества дизайна, которые отвечают его истинному предназначению.
Инновации. Возможности для инноваций не будут исчерпаны никогда. Новые технологии открывают новые возможности для инновационного дизайна. Инновационный дизайн всегда разрабатывается в тандеме с инновационными технологиями и никогда не может быть самоцелью.
Полезность. Чтобы продукт был полезен, он должен удовлетворять определённым критериям: функциональным, психологическим, эстетическим. Хороший дизайн подчёркивает полезность продукта.
Эстетичность. Эстетические качества продукта - неотъемлемая часть полезности. Продукты, которые мы используем каждый день, влияют на нас и на нашу жизнь. Только хорошо спроектированный продукт может быть красивым.
Понятность. Дизайн проясняет устройство продукта. Он позволяет продукту рассказать о себе. Продукт с хорошим дизайном не нуждается в инструкциях, он "саморазъясняющий" (self-explanatory).
Ненавязчивость. Дизайн - это не искусство и не мастерство декорирования. Дизайн - инструмент для решения определённых задач. Он должен быть нейтральным и сдержанным, чтобы оставить пользователям возможность для самовыражения.
Искренность. Дизайн не создаёт видимость того, что продукт более инновационный, мощный или ценный, чем он есть на самом деле. Он не пытается манипулировать пользователями и не даёт обещания, которые не может сдержать.
Вневременность. Хороший дизайн избегает быть модным, и поэтому никогда не будет старомодным. В отличие от моды такой дизайн живёт долгие годы даже в нашем одноразовом обществе.
Основательность. В дизайне не может быть случайных вещей и чего-то, оставленного на волю случая. Забота и аккуратность в дизайн-процессе демонстрируют уважение к потребителям.
Экологичность. Дизайн вносит серьёзный вклад в охрану окружающей среды. Он сохраняет ресурсы и минимизирует физическое и визуальное загрязнение на протяжении всей жизни продукта.
Минималистичность. Лучше меньше, но лучше. Хороший дизайн концентрирует внимание пользователя на фундаментальных аспектах продукта, и не обременяет его несущественными деталями. Чище, проще.
Какие качества дизайна наиболее важны для стартапов?
Для того чтобы ответить на этот вопрос Райли проинтервьюировал 78 директоров, маркетологов и дизайнеров. Опрос показал, что обе стороны дизайн-процесса видят дизайн примерно одинаково. Наиболее важным качеством для обеих групп является эстетика. На втором месте - способность дизайна подчеркнуть полезные свойства продукта. Закрывает тройку лидеров инновационность.
Хороший качественный дизайн укореняется в стартап-культуре. Похоже, что множество людей готово к переменам. Мало того, что многие предприниматели, разработчики и инженеры видят реальные возможности улучшения их продукта посредством дизайна, они также в массе своей уверены, что дизайнер должен быть полноценным членом команды. Дизайн становится ключевым конкурентным преимуществом, позволяющим получать финансирование, внимание прессы и лояльность аудитории.
Многие годы пары сооснователей состояли из исполнительного директора и инженера. Это cработало у Facebook, Apple, Microsoft и многих других. Сейчас в этих копаниях работаю превосходные дизайнеры, потому что это необходимость, которую они не могут игнорировать. Похоже, что дизайн действительно становится всё более и более значимым и в стартапах.
Как дизайнеру следует выстроить отношения со стартапом?
Однако не всё так радужно. Чтобы успешно работать со стартапами, дизайнер должен принимать во внимание специфику этого бизнеса. Ниже перечислены основные сложности работы со стартапами.
Быстрые изменения
Цели и задачи работы могут меняться ежедневно, поэтому особое внимание следует уделить четкому регламенту работ и такому же чёткому описанию вознаграждения. Если задание будет написано абы как, то у вас есть все шансы потратить на проект гораздо больше времени, чем вы рассчитывали, но получить ровно столько денег сколько попросили.
Подробно опишите ваши обязанности и регламент работы, а также включите в договор условия, определяющие вознаграждение для любой дополнительной работы, которая выходит за рамки первоначальных задач.
Примечание: Конечно, это касается любого проекта, но в случае со стартапом повышенное внимание к договорённостям особенно актуально из-за беспорядочной деятельности молодого бизнеса.
Беспорядок в бизнес-процессах
Дизайн для стартапов требует от дизайнера стрессоустойчивости. Стартапы постоянно сталкиваются с какими-то сложностями, поэтому для них свойственны беспорядочные бизнес-процессы. Это болезни роста, с которыми дизайнеру придётся смириться, если он хочет работать со стартапами. Ваша способность оставаться спокойным в любых ситуациях работает в вашу пользу и на вашу репутацию.
Смутные представления об аудитории
Одна из задач создания эффективного дизайна для стартапа - составить себе ясный портрет пользователя. Вам необходимо выудить как можно больше информации из клиента, даже если он не до конца представляет, для кого он делает сайт или приложение.
Вы должны представлять себе аудиторию, даже если она вымышленная. Вы должны предугадать поведение пользователей на сайте. Всё ваши знания о свойствах аудитории надо применять в дизайне, тем самым повышая конверсию сайта.
Не бойтесь делиться с клиентом своими идеями относительно аудитории. Тем самым вы не только проявите себя как эксперт, но и поможете вашему дизайну стать эффективнее, поскольку эта информация является ключевой для успеха сайта.
Когда я начинаю работать с клиентом, то прошу его заполнить вопросник. Вопросник разработан таким образом, чтобы выпытать у клиента как можно больше информации о целевой аудитории. Без этой информации мой дизайн будет бессмысленным, потому что я не смогу пробудить нужные эмоции и удержать пользователя на сайте.
Для того, чтобы удержать пользователя на сайте нужно буквально залезть к нему в голову и узнать, что им движет. Какие у него привычки? Потребности? Переживания? Проблемы? Понимание целевой аудитории даёт вам преимущество и позволяет разрабатывать высоко-конверсионный дизайн, не противоречащий видению владельца.
Спасибо за внимание!
Расскажите про свой опыт дизайна для стартапов и про своё видение ключевых качеств эффективного дизайна.
От переводчика
Перевод литературный: по смыслу то же, но местами совсем другими словами. Во-первых, я сам и дизайнер, и стартапер, тема мне близка, поэтому позволял себе всякие авторские вольности. Во-вторых, хоть в целом статья интересная и правильная, но в некоторых местах автору явно помогал "кэп". Такие места либо вырезал, либо старался сокращать. В-третьих, половина оригинальной статьи оказалась не совсем оригинальной. Автор своими словами пересказывает
промо-сайт-статью-исследование Вела Райли. К сожалению, при проверке оказалось, что "своими словами" у девушки получилось гораздо хуже, чем у Райли, поэтому текст про ключевые качества дизайна я брал у первоисточника.