Почему Google, Facebook и Yahoo выступают против антипиратского закона
Вокруг закона Stop Online Piracy Act (SOPA, Закона против интернет-пиратства), который 16 ноября внесен в Конгресс США юридическим комитетом палаты, накаляются страсти. Сначала 9 американских интернет-компаний, лидеры индустрии - Google, Facebook, Yahoo, Twitter, Mozilla, eBay, LinkedIn, AOL и Zynga - опубликовали совместное письмо в New York Times, выступив против радикального антипиратского закона. Суть обращения "We stand together to protect innovation" содержит старые аргументы: SOPA, а также закон Protect IP Act (Закон о защите IP-адресов) фактически означают установление цензуры в интернете, что не только противоречит демократическим принципам, но и крайне негативно отразится на развитии сети и вообще инноваций в ИТ-отрасли. Теперь же в кампанию против SOPA и Protect IP Act включилась американская "Ассоциация потребительской электроники" (Consumer Electronics Association (CEA) и правозащитная группа NetCoalition.
Разработчики законопроекта не скрывают, что SOPA - это попытка обойти ныне действующий в США Закон об авторском праве в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act, DMCA). Новый законопроект радикально меняет последовательность и механизмы борьбы с нелегальным контентом. Согласно DMCA, правообладатель может попросить администраторов сайта удалить контент, который он считает незаконным. В случае отказа правообладатель обращается в суд. SOPA предлагает правообладателям обойти стадию судебного разбирательства. Они могут обратиться к любым сторонним посредникам, которые являются системными партнерами сайта - к рекламодателям, провайдерам, поисковикам, платежным и рекламным системам, хостинг-центрам - с требованием ограничить работу ресурса. Например, заблокировать сайт, приостановить рекламный контракт, ограничить действие платежной системы, исключить сайт из поисковой выдачи. Фактически все партнеры нелегального сайта становятся его соучастниками и обязаны своими действиями доказать, что препятствуют распространению пиратского контента. В случае отказа применять ограничительные меры правообладатель может судиться - в том числе и с партнерами нелегального ресурса.
Понятно, что SOPA уже поддержали разработчики ПО - Microsoft, Apple, Adobe, Dell, Intel, McAfee, Corel и другие. Их юристам близка любая мера, которая упрощает борьбу с пиратами. Как сказал лидер NetCoalition, если бы предложили отключать сайты, которые подозреваются в пиратстве, одной кнопкой Delete на компьютере, эта идея крупными ИТ-разработчиками была бы полностью одобрена. Тревоги Google, Facebook, Yahoo и других противников законопроекта тоже понятны. В идеальной картине мира SOPA направлен против наглого пиратского сайта, не скрывающего, что агрегирует, раздает или продает пиратский контент. И тут все средства хороши: его работу можно быстро парализовать усилиями поставщиков сторонних услуг (например, потребовать у сотового оператора закрыть канал оплаты контента по SMS, путем списания денег со счета мобильного телефона, - эта возможность сторонников SOPA радует особенно сильно). На деле же законопроект позволяет завалить Google бесконечными требованиями и исками от правообладателей, которые, не дожидаясь судебного решения, будут инициировать расправу с предполагаемыми пиратами. Сейчас Google ежедневно принимает сотни мер по судебным решениям, связанными с авторским правом. Если закон будет принят, поток заявок и требований вырастет в десятки раз. Другие крупные сервисы при этом могут стать и прямыми жертвами - например, Dropbox¸который не может и не должен следить за всем контентом, который размещают в его "облаках" пользователи.
При этом сама идея SOPA остроумна и не лишена смысла. Итогом его применения может стать появление саморегулирующейся правовой интернет-среды. Бизнес на основе общепринятых правил и положений сам будет вычищать рынок, "санитарами леса" станут все без исключения. Сервисы в современном интернете сильно взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодополняемы. Стимул сохранения жизненно важных связей сильнее любых законов. При этом закон в этом случае будет гарантом выполнения обязательств перед правообладателями, а само регулирование де-факто возьмет на себя рынок. Так не получится, если SOPA будет без оговорок принят в существующем виде: слишком в общем виде прописаны процедуры, слишком декларативно описаны права участников процесса, слишком мало реальной практики заложено в предложенных механизмах. Скорее всего, SOPA в нынешнем виде и не пройдет Конгресс, но это не значит, что от него откажутся. Этот законопроект в любом случае станет основой для дальнейших предложений по реформированию американской системы авторских прав в интернете.
Самое же интересное случится дальше, когда (и если) SOPA будет принят. Это будет иметь далеко идущие последствия не только для американского интернет-рынка. Организации MPAA и RIAA опубликовали списки сайтов, в первую очередь попадающих под действие антипиратского закона. В списке MPAA, например, присутствует Rutracker.org и "ВКонтакте". А в списке RIAA "Вконтакте" и "Одноклассники" упомянуты отдельно как имеющие некоторые "функции", которые "умышленно и эффективно нарушают законодательство". И если сейчас любые подобные списки для наших соцсетей являются пустой формальностью (DMCA к нашим сайтам американцы практически применить не могут; единственный путь - идти в российский суд), то после того, как заработает SOPА, проблем им будет уже не избежать. Понятно, что "ВКонтакте" не сильно напугают возможные санкции со стороны Google (ни от поисковой системы, ни от AdSense), а вот полноценное взаимодействие с международными платежными системами, без которых ни один современный сервис не сможет жить и зарабатывать, окажется под угрозой.