|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Как запустить государство в облакаИсточник: ibusiness Олег Грешнев
Очередное обращение к "модным" темам, будь то мобильные приложения или облака, вызывает оскомину. Это вполне естественно, по той простой причине, что и в облаках, и в мобильных приложениях стремятся "отметиться" практически все. Тем не менее, делать это приходятся. Хотя бы для того, чтобы облака, превратившись в реальность (а именно этот процесс мы сейчас переживаем), не стали в одночасье реальностью жестокой. Смена парадигмы выстраивания ИТ-сервисов ― не шутка, и, как бы мы не относились к модным темам, имеет смысл рассмотреть их внимательнее. SaaS, как известно, понятие составное. Здесь пойдет речь о технологиях AaaS (Application as a Service) и PaaS (Platform as a Service). Причем в последнем случае говорится не об инфраструктурной платформе, а о прикладной платформе более высокого уровня - предназначенной для создания специализированных приложений. IaaS (Infrastructure as a Service) оставим за рамками. Применение облачных технологий меняет модель учета стоимости ИТ-сервисов. Где хранятся приложения - это один вопрос. Не менее важно, во сколько они обходятся организации. При потреблении услуг из облака их стоимость становится прозрачной и понятной для бизнеса - в отличие от обычной ситуации, когда при расчете затрат на ИТ существует довольно много неясных моментов, таких например, как распределение стоимости аппаратного обеспечения по подразделениям.. Проблемы Одна из главных проблем, мешающих развитию облачных технологий в России - отсутствие необходимой инфраструктуры. В настоящее время услуги широкополосного доступа в Интернет развиты исключительно в крупных мегаполисах, где сосредоточены основные управляющие структуры предприятий. При этом основные бизнес-активы нередко располагаются в регионах с неразвитой телекоммуникационной инфраструктурой, что вынуждает собственников формировать ИТ-активы на местах и препятствует созданию даже частных облаков в пределах единого хозяйствующего субъекта. И проблемы существуют не только с каналами связи. Надо понимать, что облако - не просто хостинг приложений. Облако - это предоставление сервиса on demand. А это предъявляет особые требования и к программной инфраструктуре, операционным системам, базам данных. Microsoft Azure (дата-центры, нацеленные на облачные технологии, с установленным серверным ПО и ПО обработки баз данных, в частности, SQL - необходимой составляющей СЭД) еще только появляется в России. А они лучше подходят в качестве базы для облачных приложений, чем традиционные Windows и SQL, поскольку предоставляют другие возможности по масштабируемости и т.п. Но их бурный рост в России еще не начался. Впрочем, и самой Azure в России пока нет. Другая проблема - стереотип небезопасности хранения информации в "посторонних" организациях. Это заложено, похоже, на уровне менталитета - неприемлемость того, что конфиденциальными данными владеет кто-то другой. Основные опасения руководителей связаны с возможностью утечки данных при вынесении их за пределы своей сети, в том числе и при передаче их по открытым каналам внутри собственных облаков. Риски утечки значительно возрастают для тех предприятий, чья система учета хозяйственной деятельности не совсем прозрачна. Отсутствие контроля физического доступа к информационным активам, по мнению руководителей, увеличивает шансы использования их конкурентами или государственными надзорными органами. Усложняет ситуацию и отсутствие обкатанных средств защиты. При облачных технологиях на одном устройстве хранится информация разных компаний, причем данные динамически перемещаются в рамках облака. В такой ситуации велик риск, что из-за какого-либо сбоя конфиденциальные данные будут случайно считаны третьими лицами. С другой стороны, облачные приложения хостятся на базе серьезных дата-центров. Так называемое continuity бизнеса - непрерывность его процессов - требует избыточной ИТ-инфраструктуры. Дата-центры с большей вероятностью, чем обычный бизнес, смогут обеспечить ее. А ведь есть области, в которых непрерывность процессов чрезвычайно важна, например, биллинговая система в ритейле. В дата-центрах доступность приложений существенно выше, чем обычная компания может себе позволить. Тем не менее, практические примеры использования облачных приложений, даже в России, есть. Среди компаний, которые используют программное обеспечение по модели SaaS - например, российское представительство Bacardi, Sony, автохолдинг РРТ. Конечно, это более характерно для зарубежных компаний с "продвинутым" менталитетом - они не мучимы инстинктами контроля за нажитым добром. Довольно популярны облачные SFA-системы (Sales Force Automation, подкласс CRM-систем, автоматизирует работу торговых агентов) - например, Salesforce.com. Пожалуй, она - самое проработанное и популярное облачное приложение, которое есть на рынке в принципе. СЭД несколько отстают в движении к облакам. На рынке есть лишь отдельные примеры ― в частности, SpringCM (на этой платформе существует приложение Privia для автоматизации подготовки тендерной документации для участия в государственных конкурсах), или такие collaboration-платформы как Google Docs или пока только планирующийся Office 365. При этом надо иметь в виду, что, западный рынок, конечно, развивается довольно активно, но российские СЭД и западные ECM - разные системы с разными задачами. Документооборот по-русски - это, во многом, способ управления компанией, в то время как ECM - это способ управления корпоративной информацией. В России очень многое построено на делопроизводстве: приказах, поручениях, входящих-исходящих документах, контроле исполнения и т.п. Западные облачные ECM-системы не то, чтобы не пришли в Россию - их предложение не соответствуют потребностям местного рынка. Надо отметить, что это проблема не только облачных, но и классических проприетарных западных решений: компетенция по российскому рынку сконцентрирована у российских компаний, которые в большей степени нацелены на работу с российскими же платформами. Поэтому, если облачная СЭД и появится, то она появится именно в России, у российской компании. Облачное государство В ряде случаев применение облачных технологий может существенно повысить эффективность расходования средств на СЭД. Пример, ― автоматизация документооборота в региональных и муниципальных органах государственной власти. Конечно, применение облачных СЭД в государственных организациях требует серьезной проработки в связи с требованиями по защите и качеству удаленного соединения с системой. Одним из способов решения проблемы безопасности является размещение СЭД для муниципальных предприятий не в интернете, а в сети регионального (или вышестоящего муниципального) органа управления с организацией защиты каналов, учитывающей соответствующие требования. Сейчас муниципальные органы государственной власти вместе с муниципальными организациями и предприятиями представляют собой десятки и сотни отдельных объектов автоматизации в любом регионе России. При этом они, как правило, должны использовать общие регламенты организационно-распорядительного документооборота, во многом определяемые региональным правительством. В большинстве случаев муниципальные органы государственной власти не имеют достаточных бюджетов и не обеспечены необходимой инфраструктурой и компетенцией (опытных ИТ-специалистов в них не хватает хронически). Поэтому зачастую "внедрение СЭД" на муниципальном уровне выглядит так: автоматизируется документооборот вышестоящего органа власти (крупного муниципального или регионального), а каждому подведомственному муниципалитету или организации выделяется одно рабочее место для работы с документами вышестоящих инстанций. Собственная же деятельность этой подведомственной организации остается никак не автоматизированной, и такая ситуация "закрепляется" на неопределенное время. И это при том, что объем документооборота в последнее время заметно увеличился. Это связано как с активным распространением электронных госуслуг, так и инициативой Администрации Президента и Аппарата Правительства по внедрению межведомственного электронного документооборота. Где же выход? Одним из решений может быть использование модели частного облака. На уровне региона, при использовании этой схемы создается частное облако, в котором разворачиваются все решения, необходимые как для автоматизации самого регионального органа государственной власти, так и всех подведомственных муниципальных. Это и система управления деятельностью органа государственной власти на основе автоматизации организационно-распорядительного документооборота, и "Общественная приемная" для автоматизации взаимодействие органа государственной власти с населением с помощью Интернета, и специализированное рабочее место руководителя, и межведомственный документооборот. Интеграция этих решений проводится изначально, непосредственно в рамках облака. Это обеспечит бесшовную передачу документов как в вышестоящие органы, так и между муниципалитетами, и прозрачный контроль состояния исполнения по документам, поступившим из вышестоящих учреждений. За счет управления правами доступа работа пользователей не отличается от работы на выделенном сервере. При этом обеспечиваются единые подходы как к защите информации, так и к регламентам работы. Такая схема решает задачи автоматизации документооборота головного муниципального (регионального) органа управления, документооборота и электронных регламентов оказания госуслуг муниципальных учреждений по единым правилам и регламентам, процедур взаимодействия муниципального органа и муниципальных учреждений. При этом эффективность внедрения увеличится, а сроки автоматизации всех муниципальных объектов сократятся в десятки, если не в сотни раз. Процедуры управления будут унифицированы на базе "лучших практик" и в соответствии с нормативными документами с полным учетом специфики региона.
|
|