Сегодня почти в каждой компании существует информационная система (ИС) учета и манипулирования данными и, причем ни одна. Если выделить только основные, то среди них будут: кадровый учет, документооборот, почтовый клиент, бухгалтерия, учет продукции, АСУП, АСУТП и т.д. Как этот зоопарк в рамках одной компании и на рынке в общем уживается и сочетается между собой, является отдельной темой. Мы же рассмотрим более узко заданный вопрос, а именно качество работы "армии" пользователей этих ИС и организация доступа. Во всех информационных системах присутствуют как минимум три участника:
1. Инициаторы информации. Физическое оборудование, преобразующее свою деятельность в данные для загрузки в БД; Операторы, вносящие данные вручную или с помощи "самых современных средств автоматизации"; 2. Получатели информации. Физическое оборудование, преобразующие команды из БД в действия; операторы, выполняющие действия на основе полученных данных; руководство, пользующееся обработанной отчетной информацией для анализа; 3. Хранители информации. Серверное и коммуникационное оборудование, а также "яркие" представители Администраторов БД, системных и сетевых администраторов, разработчиков ПО.
Из теории и практики управлениям угрозами информационной безопасности (ИБ) известно, что самое слабое звено при обеспечении ИБ любой системы это - сотрудники компании, т.е. звено получателей и инициаторов информации, представленных группой "операторы". Нельзя сказать, что остальные группы не являются потенциальным источником угроз для ИС, но в данном материале исследуется проблематика работы именно с этим, самым массовым и неоднородным источником угроз для ИС. Ответ на вопрос, почему свои сотрудники являются наиболее массовой категорией нарушителей целостности и правильности данных, а также безопасности, нанося наибольшей ущерб компании, лежит в плоскости особенностей строения человеческого сознания. Ничего нельзя сделать с желанием человека видеть, говорить, писать, брать, наживаться, ошибаться, обманывать, завидовать, любить, мстить и т.д. и т.п. Существуют хорошо изученные и реализуемые методики "борьбы" с пользователями (операторами) ИС. В компаниях разрабатываться различные меры по обеспечению ИБ, создаются так называемые модели нарушителей, а также меры противодействия для каждой из них. Однако, даже самые защищенные, как физически, так и информационно компании могут получить очень сильный урон от преднамеренного и/или непреднамеренного вмешательства своих сотрудников в работу ИС.
Существующие схемы организации допуска к ИС
Но только ли трудовая дисциплина, правообязательство или технически меры контроля могут справиться с ошибочной или некомпетентной работой пользователей с ИС? Первопричиной такой ситуации является, прежде всего, не надлежащая подготовка персонала к правильной работе на своем рабочем месте, к работе на ПК в целом, и в конкретной ИС в частности. Для решения этой проблемы в каждом случаи разрабатываются различные схемы обучения, допуска, контроля и наказания, которые можно сгруппировать следующим образом:
1. Схема "Устроился в компанию - получил доступ ко всему что есть". Здесь нет какой-либо градации уровня допуска к информации, ни на логическом, ни на программном уровне. Устройство человека на работу предоставляет ему право общего для всех допуска в ИС компании. Схема допустима для малого и отчасти среднего бизнеса, но совсем не подходит для тех, кто имеет более сложную, разветвленную и секретную бизнес информацию; 2. Схема "Устроился в компанию - получил допуск согласно принадлежности к отделу или ко всему, что захотел сам или его руководитель". В компании имеется документированный регламент допуска к информации сотрудников, и на определенном уровне он воссоздан в ИС программно. При этом тот или иной допуск определятся фактом принадлежности сотрудника к структурному подразделению, а не его непосредственными обязанностями в рамках этого подразделения или же компетенцией. Здесь имеет место принцип устного или письменного "выклянчивания" себе новых полномочий в ИС, если ранее данные права не дают делать то же, что делают "все остальные" в отделе. Важным моментом является то, что новый сотрудник работе с ИС в своем сегменте информации не обучается вовсе или обучается сотрудниками, работающими с ним вместе; 3. Схема "Устроился в компанию - прошел специальное обучение - получил начальный допуск согласно результату обучения". Идеальный вариант, при котором хорошо существует документированный регламент допуска к информации, который гибко реализован в ИС программно. Новый сотрудник проходит обучение специальными людьми и/или внутри своего отдела, но с соответствующим документальным оформлением, после чего ему присваивается доступ, но не ранее чем обучение будет завершено успешно.
Самой нежелательной из всех является вторая схема, т.к. если в первой такой подход может быть оправдан очень скромной бизнес информацией, а в третьей сложная информационная структура хорошо описана и защищена, то именно вторая схема, используясь в компании со сложными ИС, является источником серьезных угроз для ее бизнес информации. Очевидно, что для большой компании лучше не экономить и использовать делопроизводственные регламенты и программные механизмы, соответствующие наиболее безопасной третьей схеме. Понятно, что каждая компания вольна сама выбирать подходящую для себя схему работы сотрудников с ИС. Однако сегодня уважающий себя бизнес вкладывает не малые ресурсы на внедрение в свою работу стандартов качества из семейства ISO или ГОСТ на их основе. Управление качеством работы всех составляющих компании в процессе выпуска продукции и/или предоставления услуг, обеспечивает "система менеджмента качества" СМК, регламентируемая стандартами линейки ISO9000/9001 и т.д. Помимо этого, область обеспечения ИБ регламентируется еще и стандартом ISO27001:2005 "построение, документальное оформление и сертификация системы менеджмента информационной безопасности". Естественно, что если при внедрении в работу компании философии норм и практик указанных стандартов не подходить формально или даже безразлично, то именно это и позволит подготовить в компании ту самую, оптимальную схему взаимодействия персонала и ИС. В этом случае также может быть достигнуто максимальное соблюдение принципа баланса интересов безопасности бизнес информации с одной стороны, и прав пользователей (сотрудников) этой информации с другой стороны. Но, как же быть если в реальности даже очень хорошо продуманная схема больше состоит из "бумажных" этапов или в компании применяются несколько разнородных ИС, к которым нужно индивидуально разрабатывать свои схемы. Решение может быть в попытки объединения всех схем в единую политику компании в этом вопросе и созданием на этой основе отдельной интеллектуальной надстройки, которая охватит в себе всю логику управления информацией об ИС и сотрудниках компании, а также об их тренингах, результатов тестов и уровне предоставленного доступа.
Система авторизованного обучения, тестирования, допуска и контроля
Рассмотрим работу схемы, выбранной ними в качестве идеальной на уровне регламентов. Итак, что сие означает и каким требованиям должно отвечать. Для начала зададим критерии, по которым можно определить наличие или задатки наличия в компании той "совершенной" схемы, на базе которой может строиться надстройка в виде системы авторизованного обучения и допуска.
Во-первых, компания должна обладать одной или несколькими крупными ИС, причем под объемом больше подразумевается число разнородный пользователей, нежели физический объем занимаемого места в хранилищах данных (БД). Во-вторых, бизнес информация в одной или нескольких ИС должна быть разветвленной, сложной по составу, но при этом хорошо структурированной и документально описанной в соответствии с требованиями стандарта качества, применяемого в компании. В-третьих, допуск и работа большого числа сотрудников в ИС должна быть также документально описана и регламентирована в соответствии с требованиями стандарта качества, применяемого в компании. В-четвертых, регламенты допуска и прав при работе с информацией должны быть, хотя бы частично, реализованы программно в самой ИС и/или надстроенных над неё сервисах.
Если все пункты или их большая часть соответствует вашей компании, то можно смело начинать разработку новой концепции. Суть ее заключается в том, что можно создать интеллектуальную надстройку, в виде новой единой ИС внутреннего авторизованного обучения и допуска сотрудников, которая дополнит и объединит в себе существующие для всех ИС компании документальные регламенты и частично реализованные программные механизмы управления доступом. При этом новая ИС должна охватить полный цикл процессов связанных с обучением, тестированием, наделением и отзывом полномочий, информационной поддержкой и контролем сотрудников в период их работы с различными ИС компании. В результате на выходе мы можем получить следующую схему, из которой будет состоять новая ИС:
1. Единая БД для учета всех сотрудников компании, имеющих или претендующих на права доступа к одной или несколько ИС; 2. Единый программный комплекс (интерфейс), построенный как клиент-серверное приложение или как WEB технология, позволяющий проводить предварительное обучение и авторизованное тестирование сотрудника по темам тех ИС, на работу с которыми он претендует. Уже в процессе работы с различными ИС комплекс служит банком справочной информацией по темам для каждой из ИС, а также формой обратной связи со службой внутренней технической поддержки; 3. Интеллектуальный программный комплекс взаимодействия между всеми ИС, который вносит данные о пользователе и его полномочиях в соответствующие ИС на основе информации из своей БД, после успешного прохождения сотрудником авторизованного тестирования. Комплекс может частично управляться специалистом, специально выделенным для обеспечения контроля доступа к ИС компании, например администратором БД или домена.
То как может работать и взаимодействовать такая система, можно проследить по алгоритму ее функционирования:
1. Новый сотрудник принимается на работу и заводится в необходимые начальные ИС как объект информации; 2. Новый сотрудник добавляется в ИС обучения, допуска и контроля, где в соответствии с регламентом и штатным расписанием ему устанавливается пакет из ИС компании, с которыми он будет работать в будущем; 3. На рабочем месте с помощью инструктора и/или самостоятельно сотрудник в интерактивном режиме изучает материалы по предстоящей работе с соответствующими ИС; 4. После прохождения тренинга, так же на рабочем месте и/или в специальном центре, сотрудник сдает итоговые авторизованные тесты, которые выполнены в виде защищенной компьютерной программы; 5. По результатам тестов и в соответствии с заявленными категориями, сама система автоматически определяет успешность пройденной проверки и уровень знаний сотрудника в заданной области; 6. На основе определенного уровня выдается предписание (программное или иное) для предоставления данному сотруднику минимально необходимого и достаточного доступа к той или иной ИС компании уже как субъекту информации; 7. На основе предписания в каждую ИС вносятся данные (программно или по-иному) для организации доступа сотрудника к работе с ИС как субъекту информации; 8. В процессе дальнейшей работы сотрудник может/должен проходить регулярные тренинги или новые курсы, результате которых может/должен изменяться уровень доступа к ИС и их число, как в большую, так и меньшую сторону; 9. При существовании системы фиксации ошибок в различных ИС компании, данная информация может быть направлена в ИС обучения, допуска и контроля, где на ее основе будет инициироваться вопрос о дополнительном тренинге/тесте; 10. В случаи увольнения сотрудника в обязательном порядке обхода должно быть получено заключение об удалении учетных записей сотрудника, как из ИС обучения, допуска и контроля, так и из остальных ИС компании. При этом желательно, чтобы удаление учетных записей из остальных ИС компании было произведено автоматически именно ИС обучения, допуска и контроля.
Преимущества и недостатки концепции внешней надстройки
Необходимо понимать, что любая ИС, а тем более выполняющая роль интеллектуальной надстройки над существующими, должна быть не только хорошо продумана и реализована, но и отвечать нуждам самой компании с понимаем необходимости ее внедрения вообще. Помимо критериев определения потребности компании в новой ИС, описанных выше, отметим возможные основные преимущества и недостатки, связанные с разработкой и эксплуатацией.
Преимущества: 1. Сосредоточение всей информации о сотрудниках и их отношению к ИС компании, что исключает дублирование части информации о сотрудниках в каждой ИС; 2. Сосредоточение учебных материалов по каждой ИС, что позволяет гарантировать единообразие методов подготовки и организовать дистанционное обучение персонала прямо на рабочем месте, вне зависимости от размера компании; 3. Организация вводного обучения и последующего обмена опытом через систему специальных сотрудников-тренеров и/или самостоятельно на основе четкого учебного плана; 4. Ведение данных об изученном сотрудниками материале и уровне сданных тестов, что должно обеспечить обратную связь и объективную историю развития сотрудника в период после прохождения обучения и во время дальнейшей работы; 5. Предоставление доступа в определенную ИС согласно регламента и на основе уровня показанных знаний, что снижает риск причинения ущерба от некорректных действий сотрудника, не имевшего необходимые знания, но получившего излишний доступ к ИС компании.
Недостатки: 1. Самостоятельная реализация данной надстройки в компании потребует качественное проведение комплексного анализа всех ИС, технологических схем, создания и разработки новой ИС, что будет стоить немалых усилий и может быть недоступно компаниям с малым бюджетом и/или не имеющих соответствующих квалифицированных специалистов; 2. Не качественная реализация в целом или одного участка цепочки новой ИС, может привести к сбою и ошибке в работе с другими ИС компании. Это в свою очередь, может принести ощутимые убытки для компании, т.к. помимо нарушения безопасности информации может быть отказано в технической поддержке тех ИС, которые были приобретены у сторонних производителей и пострадали от действий новой программной надстройки; 3. При попытке приобрести и внедрить существующие готовые коммерческие решение в области конгломерации персональных данных сотрудников и управления уровнем доступов для ИС, возможны большие несоответствия требованиям и особенностям данной компании, что не позволит в полной мере реализовать задуманное, а затраты будут существенно выше чем при самостоятельной разработке.
Заключение
При решении вопроса о необходимости реализации в той или иной компании описанной интеллектуальной надстройки, необходимо руководствоваться, прежде всего, интересами компании и ее возможностями. Не стоит городить лишнюю систему там, где существует одна или две малые ИС, или же в них самих хорошо реализованы методики доступа и контроля. Если в компании налицо необходимость приведения всего ассортимента ИС к единому принципу управления, то сначала должны быть разработаны логичные документальные регламенты, которые в новой ИС просто примут форму программного продукта. Нужно учесть, что регламенты должны еще и соблюдаться самой компанией, а то может быть так, что если кого из новых сотрудников руководство "захочет" принять на работу, то потребуют выдать ему доступ к нужным ИС без всякого обучения и тестов! Так что "… думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь…".
Подтвердить полученные знания можно, сдав сертификационные экзамены. Учебный центр "Интерфейс" является авторизованным центром тестирования Pearson VUE
Учебный центр "Интерфейс" оказывает консалтинговые услуги по построению моделей бизнес-процессов, проектированию информационных систем, разработке структуры баз данных и т.д.
Возможна корректировка программ курсов по желанию заказчиков! Мы расскажем Вам о том, что интересует именно Вас, а не только о том, что жестко зафиксировано в программе курса.
Где Вам удобнее учиться? В Москве? Санкт-Петербурге? Подмосковье? В вашем собственном офисе? Позвоните нам по тел.:+7 (495) 925-0049 и мы обсудим удобный для Вас вариант обучения.