|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Преодоление финансового кризиса: Функциональное моделирование с CA ERwin ProcessModeler. Часть 1
© Дубейковский В.И., 2008 год. Аналитик отдела внедрения и консалтинга rомпании "Интерфейс" Нынешний финансовый кризис отражается во всех основных областях жизни общества. В том числе:
В РФ усилия по преодолению финансового кризиса сконцентрированы, в настоящее время, в сфере законодательства и финансов и осуществляются, в первую очередь, мерами политического характера. Их общая направленность определяется - как объявлено властями РФ, на сохранение благополучия граждан и на восстановление и развитие реального производства. - см. "Программа антикризисных мер…". Связанные с этим работы должны осуществляться энергично и не должны быть основаны на ошибочных предпосылках. Представляется, что инструментом, способным обеспечить эффективную работу не только в бизнесе и в быту, но и в особенно ответственной политико-социальной сфере, является информационная технология ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ - моделирования работы различных систем. Любое моделирование позволяет эффективно проанализировать работу системы, а затем разработать проект её модернизации. На основе функциональной модели возможно, также, разработать проект новой системы. Предшествование моделирования работам собственно по созданию или модернизации системы ДЕЛАЕТ ДОСТУПНЫМ реализацию прагматичного принципа деятельности "СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ" не только традиционным профессиям, но в сфере менеджмента, то-есть при работе с организационными системами. Методика функционального моделирования (ФМ) регламентирована федеральным стандартом США IDEF0. Его компьютерная поддержка эффективно осуществляется пакетом прикладных программ (ППП) CA ERwin Process Modeler. Этот ППП поддерживает, также, моделирование в методиках IDEF3 и DFD. Этот методический комплекс является необходимым и достаточным для моделирования в любой предметной области. А для моделирования работы материальных систем является эксклюзивным[1]. Госстандарт России опубликовал аналогичный IDEF0 документ - Р50.1.028 - 2001. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. Информацию о технологии функционального моделирования (ФМ) и её компьютерной поддержке здесь не приводим. Информации по этому поводу достаточно в различных источниках - см., например, [2, 3, 4, 6]. Часть 1. Функциональное моделирование и политический обиход. "Общие свойства управления исследуются в кибернетике. Проблемы управления техническими системами без участия человека - в теории автоматического управления. Особенности управления в социальных и экономических системах изучаются в рамках менеджмента[2], управление в современных организационно-технических системах - предмет системного анализа в управлении. Во всех этих областях требуется знание общих законов функционирования систем, которые изучаются в рамках общей теории систем, включающей научные направления: системный подход, системные исследования, системный анализ. Системный анализ - наиболее конструктивное направление, используемое для практических приложений теории систем к задачам управления. Конструктивность системного анализа связана с тем, что он предлагает методику проведения работ, позволяющую не упустить из рассмотрения существенные факторы, определяющие построение эффективных систем управления в конкретных условиях" - см. [ 1]. Представляется обоснованным и эффективным использование инструментария системного анализа для совершенствования работы политических систем, являющихся инструментарием управления социально - экономическими системами. Одним из наиболее эффективных инструментов системного анализа является информационная технология функционального моделирования (работы систем). Между указанными выше сферами, затронутыми финансовым кризисом, существует иерархия, делающая 2, 3 и 4 существенно зависимыми от 1[3]. Работа политической системы любого государства аналогична работе базового программного обеспечения (операционная система, СУБД и др.) в компьютерной информационной системе - поддерживает универсальные функции работы государства. Это обозначает, что любая позитивная поддержка деятельности в политической сфере будет особенно полезной. Рассматривая возможность и эффективность использования информационной технологии функционального моделирования - на пользу преодоления кризиса, необходимо оценить:
Рассматриваемый финансовый кризис носит общенациональный характер. Поэтому в первую очередь требуется разработка направленных на борьбу с кризисом эффективных политико - социально - финансовых решений общенационального масштаба. Такие решения отражаются в документах в статусе ПРАВОВЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ (ПНА). Политические институты государства являются своего рода "фабрикой по производству ПНА". Эти документы являются высокоответственными, так как адресуются "один ко многим" - направлены на их использование миллионами и десятками миллионов граждан. От их "качества" зависит, в значительной степени, благополучие государства. При разработке таких документов принципиально важно обеспечить:
По признаку содержательной корректности к ПНА могут быть добавлены некоторые специфические группы документов. В частности в последнее время становится всё более очевидным, что созданию ПНА, предписывающего ( TO BE - как должно быть…) те или иные решения в какой бы то ни было сфере, должен предшествовать документ, являющийся инструментом анализа текущей ситуации (AS IS - как есть…) и подготовки обоснованных необходимых инноваций. Завершением этого цикла является документ, описывающий переход из одного состояния системы - в другое. Документная корректность и оптимальность ПНА является универсальным требованием, предъявляемым к каждому из подобных документов. Прагматичная трёхэтапность разработки обеспечивает высокое качество завершающего документа. Функциональное моделирование издавна предусматривает эти три этапа работ при модернизации систем:
Так что, рассматривая возможности и особенности технологии функционального моделирования применительно к использованию при разработке ПНА, особенно - в процессе преодоления кризиса, можно увидеть и использовать ряд её достоинств, которые могут быть эффективно использованы при их создании:
К сожалению до настоящего времени не стало общепринятым разрабатывать констатацию исходного состояния функционирования системы (как есть). В процессе борьбы с текущим отечественным кризисом - как указывают многие источники - констатация исходного состояния также не была произведена[4]. Что может угрожать отсутствием надёжного материала для анализа причин и особенностей возникновения и протекания кризиса. И обоснованных инноваций для разработки ФМ2 TO BE и ФМ3. В качестве же описания планируемого функционирования РФ, выходящей из кризиса, (как должно быть - ФМ2 TO BE), официально представлен от имени Правительства Российской Федерации документ "Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год" (см. http://www.premier.gov.ru/anticrisis/ ). Ограничение действия этой программы пределами 2009 года приводит, скорее всего, к рассмотрению её как частичной, неокончательной. Рассматривая функциональное моделирование в качестве инструмента поддержки борьбы с кризисом, естественно было бы воспользоваться им, в первую очередь, для разработки ФМ, иллюстрирующей текущее политико - социальное состояние РФ. Позволяющей его инструментально проанализировать, а затем обоснованно сформировать инновационную модель и программу выхода из кризиса. В качестве примера ФМ1 AS IS - не претендующего на политический профессионализм - представляем ФМ "Развитие финансово - экономического кризиса" - см. рис. 1-10. Модель приводится как иллюстрация возможного использования ФМ в политическом обиходе. Для создания - с её помощью - информационной основы принятия реальных политических решений, эта ФМ должна быть углублена и расширена. На рисунках приводим диаграммы, иллюстрирующие текущее состояние отечественной социально - экономической сферы. Эта ФМ является моделью AS IS - "как есть"; иллюстрирует основные процессы в обществе и позволяет проследить связи между ними. Уже только факт письменно - графического представления информации об основных факторах кризиса и связях между ними приносит существенную пользу для понимания этих вопросов и повышает эффективность поиска выхода из кризиса. Рис. 1. Развитие финансово - экономического кризиса в РФ. Рис. 2. Развитие финансово - экономического кризиса в РФ. Детализация в декомпозиции. Рис. 3. Декомпозиция "Рост цен на продукты повседневного спроса". Рис. 4. Диаграмма А4. Потеря продаж продукции и её последствия. Рис. 5. Диаграмма А7. Сокращение производственных и непроизводственных затрат. Рис. 6. Диаграмма Node Tree. Структура функциональной модели. Рис. 7. Частичная диаграмма Node Tree. "Активизация борьбы с безработицей". Рис. 8. Частичная диаграмма Node Tree. "Потери продаж продукции и её последствия". Рис. 9. Частичная диаграмма Node Tree. "Рост цен на продукцию повседневного спроса".
Рис. 10. Частичная диаграмма Node Tree. "Сокращение производственных и непроизводственных затрат". На примере этой ФМ представлена черновая версия (Working) картины связи событий кризиса. Последующая многоэтапная, многосторонняя проработка модели (этапы Working, Draft, Recommended, Publication) с привлечением экспертов и консультантов, формирование на её основе функционально - стоимостной модели (стоимость функций, их длительность и повторяемость…), создание имитационной модели, оптимизация плана - при поддержке MS Project создают основу для достаточно корректного предсказания последующего поведения моделируемой системы. Технология работы в политической сфере связана - очевидно - с анализом текущей финансово - технически - социальной ситуации и разработкой мер её предстоящей оптимизации. Рис. 11. Настройка отчёта Diagram Object Report (см. рис. 12) При настройке как на рис. 11 приводим также Diagram Object Report (отчёт по объектам диаграммы), позволяющий более эффективно анализировать функции анализируемой системы и их связи (выбраны ключевые связи Control - Output и связь Input. Сгенерированный список (в формате Labeled) приводится лишь частично. Рис. 12. Diagram Object Report. Сгенерирован в настройке как на рис. 11. Разработка AS IS ФМ требует внимания, настойчивости и терпения при сборе информации о функционировании системы. Для задач такого масштаба как описание функционирования страны в условиях кризиса даже такая незамысловатая задача становится совсем непростой. Использование программно - технического инструментария функционального моделирования становится в этой ситуации, поэтому, просто неизбежным. Здесь надо отметить, однако, ещё один позитивный результат работы с информацией - в технологии функционального моделирования. Этот позитив состоит в обеспечении однозначности понимания документов, если они созданы при соблюдении правил функционального моделирования. Значительно более сложным и ответственным является создание описания работы системы "Как должно быть" - ФМ2 TO BE. Эта задача может быть оценена как задача ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО. Вопросы разработки ФМ2 будут рассмотрены в следующей публикации. ЛИТЕРАТУРА
Ссылки по теме
|
|