|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
ИТ помогают ФАС следить за конкуренцией на ИТ-рынкеИсточник: pcweek Ольга Павлова
В течение всего года мы неоднократно беседовали с руководителями ИТ-подразделений государственных ведомств. И это не случайно. Сегодня в государственном секторе, который традиционно считался отстающим в области использования ИТ по сравнению с бизнесом, идут активные процессы: внедряются современные информационные системы, обновляется штат сотрудников. Об этом, а также о проблемах автоматизации государственного ведомства научному редактору PC Week/RE Ольге Павловой рассказал начальник Управления информационных технологий Федеральной антимонопольной службы Владимир Кудрявцев. PC Week: Когда и с какой целью было создано возглавляемое вами управление? Владимир Кудрявцев: Вместе с образованием Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в 2004 г. было сформировано Управление информатизации, автоматизации и общественных связей, которое впоследствии было преобразовано в Административное управление. В нем было два отдела: один занимался вопросами инноваций, а второй решал текущие задачи по обеспечению работы информационных систем в Центральном аппарате ФАС России. В августе текущего года эти два отдела (ныне они называются Отдел развития и Отдел эксплуатации и поддержки) были переданы из Административного управления в наше, плюс был образован третий - Отдел контроля в области ИТ, ради которого, собственно говоря, и проводилась данная реформа. Этот последний - отдел уже профильный, он занимается именно контролем за соблюдением Закона о защите конкуренции в ИТ-отрасли и рассматривает возможные признаки нарушения антимонопольного законодательства. PC Week: В чем конкретно заключается деятельность управления? В. К.: Если говорить о развитии ИТ и информационном взаимодействии центрального аппарата и территориальных органов ФАС России, то основные направления работы нам были переданы вместе с двумя существовавшими ранее отделами. А что касается основной нашей деятельности, то здесь приходится всё создавать практически с нуля, поскольку в прошлом подобными функциями занимался Отдел рынков услуг связи, входящий в состав Управления контроля транспорта и связи. Как можно видеть даже из названия, данный отдел был не профильным, хотя, в принципе, к ИТ-отрасли можно отнести и предоставление услуг Интернета, которые в регионах, как правило, оказывают операторы проводной связи. Поэтому и основные дела, связанные с нарушениями антимонопольного законодательства в ИТ-области, касаются именно предоставления услуг Интернета. Известно, например, насколько сильно отличается стоимость подключения по территории Российской Федерации. Практически везде, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, она составляет более тысячи рублей. Кроме того, наша структура управляет развитием ИТ в рамках всего ведомства и разрабатывает общую стратегию развития этих технологий. И наконец, уже более года у нас действует приказ "О промышленной эксплуатации системы контроля стадий рассмотрения дел". Это означает, что когда в каком-либо территориальном органе возбуждается дело о нарушении антимонопольного законодательства, то в систему вносится оперативная информация о факте возбуждения соответствующего дела и ходе его дальнейшего рассмотрения. Это позволяет осуществлять анализ эффективности работы территориальных органов и центрального аппарата по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. Раньше это делалось с помощью чуть ли не факсов. Помимо этого мы еще создаем базу знаний, куда заносятся электронные версии документов - докладные записки, решения судов и т. д. И когда мы имеем дело с "близнецовыми" делами, это очень сильно облегчает нашу работу. PC Week: В чем вы видите особенности деятельности вашего управления как государственной структуры? В. К.: Отрадно, что довольно большой объем финансирования развития ИТ в ФАС России осуществляется через ФЦП "Электронная Россия". Я уверен, что без этой программы мы вряд ли смогли бы сейчас похвастаться полученными результатами; в частности, сюда можно отнести обновление парка вычислительной техники нашего ведомства. Кроме того, через нее нам удалось реализовать ряд проектов, среди них: создание подсистем базовой информационной инфраструктуры и документооборота и их интеграция в единое информационное пространство ФАС России; проектирование и реализация подсистемы сбора данных для комплекса задач сбора ведомственной периодической отчетности; создание комплекса задач сбора данных для информационно-аналитической системы по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе. Буквально сейчас осуществляется этап внедрения системы документооборота в Ростовском и Владимирском территориальных органах ФАС России. Конечно, любая программа не без недостатков, но так или иначе "Электронная Россия" оказала нам большую помощь в работе. А что с этой программой будет в дальнейшем - время покажет. Отрицательный же момент связан с тем, что нам труднее подбирать кадры, поскольку зарплаты ИТ-сотрудников у нас ниже, чем в коммерческих структурах. Тем не менее наше управление уже практически укомплектовано и поэтому особо в персонале не нуждается. Вообще говоря, на примере моего управления могу сказать, что оно здорово омолодилось, к нам приходит много молодых людей. К сожалению, до начала кризиса они довольно-таки быстро приобретали опыт и уходили в бизнес, так что текучка была, прямо скажем, большая. Но сегодня я вижу, что появилась новая порода людей, которым до тридцати лет и которые настроены именно на работу в государственном секторе. То есть проявляются какие-то уже другие мотивы помимо финансовых. Бывают также и случаи, когда люди уходят, а потом возвращаются. Да, зарплата в коммерческих организациях выше, но там совсем другое отношение к персоналу и уровень решаемых задач гораздо ниже. И вообще, я считаю, что у нас работать гораздо интересней. Да и разница в оплате труда постепенно сокращается - уже видно, что в ИТ-отрасли идет процесс снижения зарплат. И наконец, еще одна особенность в работе именно нашего подразделения связана с тем, что мы очень внимательно относимся к соблюдению Закона о Госзакупках. ФАС России сама его разработала и контролирует, поэтому мы не можем просто купить то, что нам хочется. Мы обязательно проходим через конкурсные процедуры и в результате не всегда приобретаем именно ту технику, что хотели, а работы для нас выполняет только та организация, которая лучше всех себя зарекомендовала. Но вместе с тем этот закон обеспечивает нам и хорошую защиту. PC Week: В адрес государства раздаются упреки в том, что предлагая использовать открытое ПО школам, оно не торопится внедрять его в собственных структурах. А какие у вас планы в отношении Open Source? В. К.: У нас уже был положительный опыт внедрения свободного ПО в Тамбовском управлении, руководитель которого сейчас возглавил Московский областной территориальный орган ФАС России. И мы надеемся этот опыт транслировать на другие территориальные органы. Здесь, правда, нужно учитывать эффект масштаба. То есть в организации численностью в 20 человек это внедрить несколько проще, а нашему управлению, например, понадобится интегрировать данное ПО со всеми имеющимися системами (кадровой и другими), что уже гораздо сложнее. Но вместе с тем я считаю, что это перспективное направление, требующее, правда, еще довольно тщательного изучения. В сентябре мы проводили консультации с Microsoft, и в целом трудно не согласиться с их тезисом о том, что свободное ПО имеет более низкую стартовую цену внедрения, но его последующая поддержка обходится намного дороже. Так что здесь надо всё очень хорошо просчитать, но мы открыты для любых инициатив и стараемся не костенеть в этом плане. PC Week: Какие задачи вы решаете сегодня? В. К.: Планов у нас много. Во-первых, мы собираемся проводить интеграцию с нашими территориальными органами. Сейчас все они подключены к Интернету на высокой скорости и могут пользоваться нашими базами данных, но этого, конечно же, недостаточно. Во-вторых, у нас идет процесс накопления учетных систем, а в дальнейшем мы планируем перейти к аналитическим системам, используя вот эти накопленные данные. Благодаря этому мы сможем осуществлять контроль за концентрацией, связями и т. д. И в-третьих, мы продолжаем работу над нашим порталом, к которому сейчас подключены все территориальные органы и через который вводится информация в централизованные базы данных. Но, к сожалению, сотрудники ФАС пока не очень привыкли к этому порталу и используют его в основном в качестве справочника о днях рождения сослуживцев. Поэтому перед нами стоит задача его популяризировать, в частности, путем расширения функционала и пополнения актуальной информацией о деятельности нашей службы. Нам также предстоит реализовать функцию Help Desk, и мы сейчас анализируем существующие решения, для чего провели уже ряд консультаций. Так или иначе нам надо переходить на электронную форму работы - хотя бы просто для учета распределения рабочего времени сотрудников. Мы уже примерно подсчитали временные затраты на исправление той или иной проблемы, определили уровень решения. Понятно, что зависший компьютер - это проблема уровня технического специалиста, а замена ПК на более современную модель - задача сотрудника более высокого ранга. И сегодня мы уже ведем подготовительную работу для реализации данной функции. PC Week: Как, по-вашему, кризис может сказаться на деятельности возглавляемого вами управления? В. К.: В последнее время я много читаю периодических изданий на эту тему, но всё сводится к тому, что прогнозировать что-либо сложно, а любые более или менее разумные прогнозы с цифрами начинаются с предложения: "Когда закончится экономическая нестабильность...". А когда она закончится и чем именно, никто не говорит. Поэтому можно ожидать, с одной стороны, увеличения внимания участников ИТ-рынка к госзаказам и соответственно повышения конкуренции, что всегда положительно влияет на цены и качество. Но, с другой стороны, в связи с тем, что государственные закупки на большой период планируются заранее, а курс рубля к доллару последнее время нестабилен и стоимость того же компьютерного оборудования может возрасти, мы, возможно, будем испытывать определенные проблемы в этой области. Поэтому не хочется давать очередной N-ный по счету прогноз с очень низкой долей вероятности его исполнения. Объем финансирования у нас на следующий год уже определен, но сказать, по каким статьям он будет распределяться и на что мы будем тратить основные средства, пока трудно. Ясно только, что корректироваться в сторону увеличения он вряд ли будет. Ссылки по теме
|
|