|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Редизайн сайтаИсточник: webplanet Анна Караулова
Редизайн сайта - термин неоднозначный. Он вошел в употребление с легкой руки Келли Гото и Эмили Котлер, написавших знаминитый "Веб-редизайн". Первое издание этой книги - одно из самых толковых описаний веб-проектов, которые я читала. К сожалению, книга во многом устарела. Однако я увлеклась… редизайн - это не только изменение внешнего вида сайта. Это анализ и модификация структуры, функционала и контента в связи с изменением рекламной политики компании или же трансформацией целей функционирования самого интернет-представительства. Редизайн - это технология, которая позволяет изменить внешний вид, функциональность и содержание сайта качественно, в разумные сроки и с выгодой для компании-заказчика. Она хорошо подходит для корпоративных сайтов с текстовой информацией о компании, ее продуктах и услугах. Если вы - представитель компании, и вам вскоре предстоит руководить или участвовать в изменении корпоративного сайта, если вы планируете создавать индивидуальный сайт, а не покупать шаблонное решение - эта статья написана для вас. Группы исполнителей Проект по редизайну сайта ведут две группы исполнителей: внутренние и внешние. Внутренние исполнители - это сотрудники компании: менеджер интернет-проектов, системный администратор, PR-менеджер, копирайтер, маркетолог. Все те, кто отвечает за размещение информации о компании в интернете. На что нужно обратить внимание при работе с внутренними исполнителями: - четкое определение целей, необходимость планирования проекта; Внешние исполнители - веб-агентство, которое будет выполнять работы по разработке нового сайта. На что нужно обратить внимание: - определить критерии выбора подрядчика (как именно это сделать я писала в статье "Проведение тендера на разработку сайта"), Очень важно, чтобы у проекта был владелец. Один со стороны исполнителя, один со стороны заказчика. В компании это человек, который отвечает за успех проекта как минимум своей зарплатой, и потому искренне заинтересован в том, чтобы все было сделано как можно лучше. Нужно чтобы оба владельца обладали необходимыми знаниями, а также могли брать на себя ответственность в принятии решений. Решения, обсуждаемые коллегиально, принимаются долго или не принимаются вообще. Несколько ответственных будут перекладывать друг на друга задачи и обвинять друг друга в возможных неудачах и срывах сроков. Этапы реализации проекта 1. Планирование Определение, ради чего осуществляется редизайн сайта: формулировка целей, задач и критериев оценки результативности проекта, заключение договора и внесение предоплаты.
- согласования и утверждения занимают много времени; Время: при условии отсутствия задержек при согласованиях - 27-30 рабочих дней.
Креатив-бриф. Заполняется заказчиком. Описывает видение, каким должен быть сайт. Отвечает на вопросы по дизайну, позиционированию и контенту. Содержит информацию о торговой марке, фирменных цветах, конкурирующих сайтах и предпочтениях руководителей компании. Заполнение креатив-брифа обычно занимает около 1 рабочего дня (при условии наличия бренд-бука). Согласования отнимают от 3 до 5 рабочих дней.
Разрабатывается совместно исполнителем и заказчиком. Представляет собой вложенный список разделов с указанием взаимосвязей между ними. При разработке структуры нужно помнить, что сайт создается в первую очередь для пользователя. Взаимосвязи между разделами должны быть спланированы таким образом, чтобы посетитель легко находил именно те данные, за которыми пришел. Время, которое требуется на разработку структуры, зависит от объемов контента. В среднем это от 3 до 7 рабочих дней. Столько же уходит на согласования и утверждения.
Внутренний документ компании-заказчика. Подробно описывает, каким будет сайт. Необходима для определения соответствия будущего сайта фирменному стилю, а также для предотвращения внесения последующих изменений сотрудниками компании. Концепция обычно создается методом "мозгового штурма". Итоговая версия в обязательном порядке должна быть подписана всеми участниками совещания. Написание и согласование концепции не требует много времени: примерно 2 рабочих дня уходит на создание документа. Примерно 2 дня документ согласовывается.
Разрабатывается исполнителем. Утверждается и подписывается заказчиком. Содержит выжимку из всех предыдущих документов, а также подробное описание интерфейсов и функционала сайта. Основное назначение ТЗ - постановка задач дизайнерам, верстальщикам и программистам. Это итоговый документ, на который ориентируется рабочая группа. Большинство агентств работает по принципу "Делаем то, что описано в ТЗ". Дополнительные модули дорабатываются за дополнительные деньги и время. Поэтому к аудиту ТЗ нужно отнестись максимально серьезно. ТЗ является приложением к договору на разработку сайта и подписывается ответственными лицами как со стороны компании, так и со стороны агентства. На создание ТЗ требуется больше времени, чем суммарно на разработку всей предыдущей проектной документации. Написание самого документа занимает 7-10 рабочих дней, согласования добавляют еще 3 рабочих дня. ТЗ никогда не согласовывается за одну итерацию. При планировании стоит учитывать время, которое займут доработки и повторные рассмотрения. 2. Дизайн Отрисовка дизайн-макета главной, внутренних и служебных страниц.
- размывание задачи; Обычно студии предоставляют 2-3 варианта макетов главной страницы. Если ни один из предложенных вариантов не подошел, агентство или отрисовывает дополнительные за дополнительные деньги, или прекращает работу с компанией. Обеим сторонам выгодно понять друг друга. Время: разработка одного макета главной страницы занимает 3-5 рабочих дней. Разработка макетов внутренней и служебной страницы - максимум по 1 рабочему дню на каждый макет. В тайминг необходимо закладывать время на согласование (которое, как позволяет определить практика, занимает больше времени, чем разработка самого дизайна). Общее время, которое может занять разработка дизайна - 20-22 рабочих дня для простого сайта из 6-7 макетов.
1. распечатанные и подписанные обеими сторонами макеты дизайна; 3. Верстка Состоит из двух частей: нарезка дизайна и кодирование в HTML. Для заказчика этап верстки означает начало работ, качество и ход которых он практически не может контролировать.
Время: 2-3 рабочих дня на каждый шаблон. При условии верстки 6-7 шаблонов время, потраченное на этот этап (и включающее время на согласование), составляет 12-15 рабочих дней.
4. Программирование и сборка сайта Второй после верстки этап, на который заказчик никак не может повлиять. Включает в себя работы по программированию системы управления контентом (CMS), ее доработку под спроектированный функционал сайта. Работы по этапу выполняют программисты агентства. Главное - это соответствие ТЗ и того, что получилось в итоге. Этап удобно запараллелить частично с версткой, частично с написанием контента.
Время: зависит от проекта. Обычно программирование занимает около 10-15 рабочих дней.
1. функционирующая система управления контентом, 5. Написание и наполнение сайта контентом Определенные риски возникают на всех этапах проекта по редизайну сайта. Однако наибольшие трудности вызывают утверждение дизайна и написания контента. Что и понятно: эти два этапа наиболее творческие и потому здесь наиболее вероятен подход "Мне не нравится" без объяснения причин и озвучивания выводов, которые могут быть применены на практике.
Когда работы подходят к этапу наполнения сайта контентом, проект находится в следующем состоянии: дизайн нарисован, шаблоны сверстаны, программирование завершается, а текстов и иллюстраций нет. Вдруг оказывается, что трудозатраты на написание контента намного больше, чем думалось и оценивалось вначале, и что человека, который мог бы выполнить эту работу, нет или он занят.
6. Тестирование Тщательная проверка функционала сайта как сотрудниками заказчика, так и тестерами исполнителя. Выполняется в трех наиболее распространенных в Интернете браузерах: Internet Explorer, Opera и Mozilla Firefox. Главное - провести тестирование качественно и запланировать не менее двух (а лучше трех) итераций. По результатам тестирования составляется баг-лист, описывающий ошибки, найденные на сайте. Исполнители отчитываются по каждой ошибке, найденной на сайте.
Время: 5-10 рабочих дней. Результат: полностью функционирующий и наполненный сайт. 7. Перенос сайта на хостинг Готовый сайт размещается в Сети. До этого момента необходимо выбрать хостера и заключить с ним договор.
Результат: завершение проекта.
Заключение Важно помнить о том, что: Проект нужен не только компании или только агентству. Проект нужен обеим сторонам. И обе стороны достигают с помощью проекта свои цели. Поэтому задержки по срокам могут происходить по вине обеих сторон. Нужно искать точки соприкосновения и заранее учитывать возможные риски. Подробное описание будущего сайта в ТЗ позволяет сэкономить силы, время и деньги во время всех без исключения последующих этапов. Лучше потратить время на написание документа, чем на переделку сначала дизайна, потом шаблонов, потом CMS. Добавление функционала в ходе проекта ведет к увеличению сроков и стоимости. На все время разработки стоит запомнить принцип "лучшее - враг хорошего". К сожалению, никогда и ничего не получается делать сразу. Выгоднее начать с малого, сделать сайт, и только потом начинать его постепенно развивать и улучшать. Ссылки по теме
|
|