Итак, интернет-маркетолог. Что же это за профессия такая? Логично было бы предположить, что под этим термином скрывается человек, занимающийся маркетингом в Интернете. Если вы подумали именно об этом, то принимайте поздравления - так оно и есть. Что такое Интернет, мы уже знаем. Осталось разобраться с маркетингом. Для этого обратимся к научным определениям. Маркетинг - деятельность, осуществляемая в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли. Что же получается? Интернет-маркетинг - это деятельность, направленная на увеличение продаж товаров и услуг через Интернет? В принципе, все правильно. Но в Сети понятие маркетинга несколько исказилось. Ведь далеко не все сайты предоставляют посетителям платные услуги. А значит, для многих веб-проектов интернет-маркетинг - это просто привлечение как можно большей целевой аудитории.
Ну что ж, с теорией, вроде, разобрались. Теперь можно перейти к практике и выяснить, чем же на самом деле занимается интернет-маркетолог. Первое, с чем приходится сталкиваться человеку с такой экзотической профессией в начале работы над каким-то проектом, - это исследование рынка. В нашем случае эта сфера деятельности делится на две части: поиск и анализ деятельности конкурирующих проектов и сбор и анализ статистических данных об интернетчиках, особенно о потенциальных потребителях предлагаемых сайтом услуг. И если с мониторингом конкурентов все ясно (достаточно отслеживать посещаемость этих сайтов, происходящие изменения и проводимые акции), то на исследовании аудитории стоит остановиться подробнее. Дело в том, что сбор и анализ статистической информации является чуть ли не ключевой позицией в деятельности интернет-маркетолога. Без этих данных, обработанных соответствующим образом, все принимаемые решения могут оказаться в корне ошибочными. Конечно, раньше, когда электронная коммерция находилась в зачаточном состоянии, интернет-маркетологи действовали, полагаясь только на собственные опыт и интуицию. Теперь же ситуация изменилась в корне. Ни один профессионал не сможет обойтись без знаний статистики и математического анализа.
Итак, первичная информация собрана, обработана и протестирована. Следующий шаг - разработка маркетинговой стратегии веб-проекта. А здесь уже нельзя обойтись без серьезных знаний интернет-технологий, веб-дизайна, компьютерной безопасности и так далее. То есть маркетолог должен быть интернетчиком со стажем. И это верно - ведение бизнеса в Сети достаточно сильно отличается от офлайновой коммерческой деятельности. Кстати, мы не упомянули еще об одной очень важной детали - о знании рынка интернет-рекламы. Причем желательно не только понимание терминов вроде "баннер", "флеш-ролик" и так далее, но и ориентирование в том лабиринте рифов, которым является на сегодняшний день этот рынок.
Исследование рынка в Интернете - это мониторинг проектов-конкурентов и анализ аудитории сайта У интернет-маркетолога есть еще одна немаловажная обязанность - поддержание связей с другими проектами. Причем речь идет не только о спорах с конкурентами и рассылке пресс-релизов в различные издания, но и общение с работниками каталогов, рейтингов, баннерообменных систем и т.п. А для всего этого нужно обладать немалой коммуникабельностью, которая является обязательным качеством любого интернет-маркетолога.
Конечно, рассмотреть все подробности деятельности интернет-маркетолога в одной статье невозможно. Поэтому мы остановились только на самых основных моментах. И, тем не менее, оказалось, что интернет-маркетинг, в принципе, похож на офлайновый - конечно, с некоторыми нюансами. Так, например, исследование рынка превратилось в исследование аудитории веб-проекта или определенного сегмента глобальной сети. Когда же речь идет о продвижении торговой марки, то имеется в виду раскрутка и привлечение посетителей на какой-нибудь сайт. Что же это получается? Нет в профессии интернет-маркетолога никакой романтики и таинственности, как считают многие люди, мечтающие об этой специальности. Зато есть другое. Есть необходимость ежедневно "прокачивать через себя" огромный объем самой разной информации в надежде выбрать из нее нужные "крупинки". Кроме того, интернет-маркетолог - универсальный специалист. Он должен хорошо знать Глобальную сеть не только не пользовательском уровне: ему необходимы знания статистики и математического анализа, умение хорошо и грамотно писать, обладание художественным вкусом, коммуникабельностью и многими другими качествами. Естественно, деятельность человека, обладающего всеми этими достоинствами должна хорошо оплачиваться. Да так, в общем-то, и обстоят дела. Хороших интернет-маркетологов не хватает, поэтому каждый профессионал всегда может найти себе работу и получить достаточно неплохие деньги за труд.
Коммуникабельность - обязательное качество интернет-маркетолога Ну, а что делать вам, уважаемые читатели, если вы хотите попробовать себя в роли интернет-маркетолога? Ответить на этот вопрос очень сложно. Оказывается, в России еще нет ни одного вуза, который бы выпускал специалистов с такой профессией. Конечно, существует множество курсов, выпускникам которых выдают различные удостоверения интернет-маркетологов, но... Но все эти бумажки не играют практически никакой роли. Гораздо важнее опыт работы по профессии и сертификат. Правда, пройти сертифицирование по специальности интернет-маркетолог очень непросто. И проблема не в том, что эта профессия чересчур сложна. Просто в нашей стране до сих пор нет сертификационных центров, принимающих экзамены у интернет-маркетологов. Так что придется учить английский язык и ехать за границу. Но если вы, несмотря на все препятствия, все же решили попробовать себя на поприще интернет-маркетинга, то лучше начинайте с маленького - попробуйте раскрутить собственный сайт. Потом устраивайтесь в небольшой веб-проект, а, получив достаточный опыт, переходите в компанию покрупнее. Успехов вам в этом нелегком деле!