Как стало известно РБК daily, в Минкомсвязи готовится проект решения о предоставлении льгот производителям программного обеспечения, которые разместят центры разработки в России. В частности, им будет проще выиграть тендеры для госструктур. Госзаказ - это около 30% российского рынка IT, который в 2014 году, по прогнозу IDC, составит около 34 млрд долл. Российские производители ПО говорят, что полученные льготы помогут им успешно конкурировать с международными "монстрами".
На рассмотрение Минкомсвязи будет представлен проект поправок к ряду федеральных законов, в том числе ФЗ "О госзакупках". Если эти документы будут приняты, госструктуры и, возможно, компании с госучастием должны будут учитывать "происхождение" программного продукта при выборе поставщика. Ранее уже были приняты документы, обязывающие госструктуры в тендерах на поставку телеком-оборудования отдавать предпочтение отечественным производителям. Сейчас уточняется, кого именно можно причислить к таковым. О планах распространить такую практику на программное обеспечение знают несколько источников в Минкомсвязи. Сейчас по просьбе министерства отраслевые союзы разрабатывают конкретные меры поддержки для местных производителей программного обеспечения. В частности, сегодня свою версию мер должен будет предложить союз производителей программного обеспечения "Руссофт".
По мнению президента НП "Руссофт" Валентина Макарова, офсетные сделки (когда необходимым условием при заключении контракта с зарубежной компанией является обязательство инвестировать в экономику страны. - РБК daily) широко применяются в мировой практике. "До сих пор разработка ПО не входила в структуру таких сделок в России, хотя является наиболее перспективным сектором, где такого рода операции могли бы стимулировать отрасль и принести новые компетенции", - считает г-н Макаров.
Генеральный директор компании "Инфовотч" Наталья Касперская считает, что без протекционизма со стороны государства российским производителям ПО сложно играть на одном поле с иностранными. "Когда компания-гигант приходит на российский рынок, она уже имеет компетенции и разработки. Единственное, на что она будет тратить деньги, - рекламные и маркетинговые бюджеты. Более того, крупный иностранный игрок может предложить при госзакупках льготные для заказчика условия, чего российские производители сделать в силу объективных причин не могут", - считает г-жа Касперская. Генеральный директор компании Abbyy Сергей Андреев полагает, что принятие подобного решения "создаст дополнительные преимущества для российской экономики".
В пресс-службе компании Microsoft в России отметили, что в настоящее время только оценивают возможные последствия "обрусения" ПО. "На данном этапе мы затрудняемся оценить, какой эффект