|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Экономическое спам-зеркалоИсточник: securelist
Спам с относительно недавнего времени стал пусть и не самой лучшей, но все же частью нашей жизни, и на него, как и на многое в нашей жизни, влияет изменение экономической ситуации в мире. Разумеется, заглядывая на компьютере в свой почтовый ящик и находя там множество разнообразных, но совершенно ненужных писем, обнаружить какие-либо знаки, прямо или косвенно подтверждающие этот тезис, не представляется возможным. Однако если посмотреть на спам "сверху", разобраться в ключевых темах, понаблюдать за тенденциями, то можно отчетливо увидеть корреляцию ситуации в спаме с ситуацией в экономике в целом. Для того чтобы эту корреляцию понять и правильно трактовать в первую очередь необходимо ответить на вопрос: что такое спам? Есть распространенное емкое и достаточно точное определение спама - это массовая анонимная незапрашиваемая рассылка сообщений. А с точки зрения получателя - мусор в электронном почтовом ящике. Однако, с точки зрения спамеров, такие массовые анонимные незапрашиваемые рассылки - это в первую очередь бизнес. И, как и в любом другом бизнесе, в спаме есть свои бизнес-схемы. Эти бизнес-схемы определяют стиль взаимодействия между распространителем спама и его заказчиком. Основных схем в спам-бизнесе две: это партнерские программы и классическое взаимодействие на уровне "заказчик - исполнитель". Партнерская программа, или "партнерка", - это маркетинговый прием, когда распространитель товара платит спамерам не за рекламу как таковую, а за каждого пришедшего клиента. В некоторых случаях партнерская программа может быть организована непосредственно распространителем товара. Однако чаще партнерская программа бывает организована третьими лицами и является "площадкой для встреч" между фирмами, предлагающими товар, и спамерами, готовыми этот товар рекламировать. Во втором случае деньги за каждого приведенного клиента или процент с каждой покупки получает не только партнер, распространявший рекламу (т.е. спамер), но и организатор партнерской программы. Именно этой схемой пользуются продавцы самых распространенных в спаме товаров: виагры, реплик швейцарских часов и дешевого ПО. Кроме того, в партнерских программах часто задействованы распространители порно и рекламы многочисленных онлайн-казино. Процент "партнерского" спама в Рунете постоянно колеблется, хотя всегда остается достаточно высоким (30-60% от общего количества спама). Вторая схема работает по самому простому и понятному сценарию "заказчик - исполнитель". Исполнителем в этом случае выступает спамер, предлагающий свои услуги. Заказчик же - это человек или фирма, которые пользуются его услугами, чтобы организовать рекламу своего товара. Эта схема не менее популярна в Рунете, чем "партнерка". В начале статьи мы смело заявили, что на спам влияет изменение экономической ситуации в стране. Скажем больше, изучая спам, можно отслеживать развитие экономической ситуации. Разумеется, это не значит, что во время кризиса можно было просчитать все возможные сценарии развития событий или произвести глубокий экономический анализ. Однако общие тенденции спада или подъема просматривались достаточно четко. Надо было только знать, куда смотреть. Ярче всего симптомы кризиса проявились в спаме, распространяемом по схеме "заказчик - исполнитель", поскольку заказчиками в таких случаях являются в основном предприятия малого и среднего бизнеса, которые более всего пострадали во время кризиса. Ниже вы видите схему, наглядно показывающую изменения в количестве заказного спама. Первый спад на графике приходится на август 2008 года - месяц, признанный началом "российского" экономического кризиса. В тяжелый период с августа по октябрь 2008 года количество заказного спама, слегка увеличивается, но, не достигнув докризисного показателя, снова падает. Второй заметный спад на графике - это "дно кризиса", весна 2009 года. Такие заметные спады обосновываются нехваткой у клиентов спамеров денег на рекламу, а также тем, что множество мелких и средних фирм, пользовавшихся спамом как инструментом рекламы, не выжили в тяжелых экономических условиях. Среди рекламируемых в заказном спаме товаров и услуг только предложение покупки/аренды различных объектов недвижимости во время кризиса существовало, подчиняясь своим собственным законам. Количество такого спама в Рунете обычно незначительно, поскольку большинство компаний, работающих с недвижимостью, - крупные и не пользуются услугами спамеров. Однако аренду офисных помещений предлагают обычно небольшие фирмы, которые и активизировали свою рекламную деятельность во время кризиса. Что логично: множество обанкротившихся и прекративших существовать фирм оставили после себя пустующие офисы с неоплаченными счетами. При этом организации, все еще державшиеся на плаву, зачастую предпочитали снизить расходы на офисное помещение и снять офис за меньшие деньги. Такое масштабное перетекание клиентов в этом секторе привело к тому, что сами арендодатели оказались в очень нестабильном положении и были вынуждены снижать цены на свои услуги, а также прибегать к крупномасштабным рекламным кампаниям, в том числе и в спаме. Первый всплеск активности такого спама наблюдается в октябре 2008 года. Пика он достигает весной 2009-го. При этом уже не раз говорилось, что спам - это бизнес, и в этом бизнесе есть не только заказчик, пострадавший во время кризиса, но и исполнитель. И хотя распространители спама являются представителями теневой экономики, их "предприятия" также относятся к малому и среднему бизнесу и, соответственно, по ним тоже ударил кризис. Отток клиентов заставил спамеров направить большую часть своих мощностей на рассылку рекламы собственных услуг. Конечно, такой спам существовал и раньше, но он никогда не был так агрессивен, как во время кризиса. К тому же, стремясь привлечь новых клиентов взамен тех, что не выдержали экономической бури, в своих рассылках спамеры заявляли, что такой вид рекламы идеален для небольших предприятий, и всячески старались обелить себя, утверждая, что их деятельность не является противозаконной. На графике четко видно, что впервые недостаток в клиентах спамер ощутил в октябре 2008 года, однако основной взлет такого спама начался с января 2009 и достиг своего пика в марте 2009 года. Параллельно развивалась и ситуация со спамом, относящимся к партнерским программам. Был реальный клиент у спамера или нет, партнерские программы продолжали действовать, и участие в них сулило спамерам реальные прибыли. Смысл партнерской программы для спамера как раз и заключается в том, что являясь партнером той или иной организации, он в любой момент может получить вознаграждение за пришедшего благодаря ему клиента. Поэтому в те моменты, когда отток заказчиков рассылок был особенно ощутим, спамеры обращались к партнерским программам в надежде получить свой обычный среднемесячный доход. На следующем графике отчетливо видна корреляция между количеством заказного спама и количеством спама, распространенного с целью получения прибыли от участия в партнерских программах. Возникает вопрос: а почему бы спамерам вообще не забыть о заказчиках спама как таковых и не заниматься только рассылкой спама по партнерским программам? Ответ очень прост. Дело в том, что мы изучаем спам в Рунете. А российские пользователи в абсолютном большинстве случаев не покупают товары, рекламируемые через партнерки. Поэтому, российским спамерам гораздо выгоднее работать с реальным заказчиком, который платит реальные деньги, нежели ожидать, что хоть один пользователь из нескольких миллионов получивших рассылку купит несколько таблеток виагры. В июле 2009 года стали заметны первые сдвиги в сторону улучшения ситуации в спам-бизнесе, однако говорить о появлении каких-либо серьезных тенденций было еще рано. В августе тенденции уже наметились ярко. К спамеру вернулся его клиент, и количество спама от реального заказчика начало резко расти. В сентябре оно перешагнуло свой нормальный порог в 50%. При этом на спад пошли рассылки, относящиеся к партнерским программам. Количество саморекламы спамеров также заметно снизилось, поскольку нужда активно рекламировать спам отпала с возвращением клиентов. Тема недвижимости тоже вернулась к своим нормальным, докризисным показателям. Что является хорошим показателем общего оздоровления экономики: арендодателям офисных помещений больше не нужно обращаться к спаму как к орудию рекламы, для того чтобы их офисы не пустовали без клиента. Суммируя все вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что ситуация со спам-бизнесом, пострадавшим во время кризиса не меньше других, уже стабилизировалась, что, в свою очередь, говорит об относительной стабилизации малого и среднего бизнеса в России в целом. Ведь стабилизация в спам-бизнесе свидетельствует о возвращении к спамерам клиентов, которые способны оплатить его услуги. А возвращение спам-рекламы аренды офисных помещений к прежним показателям позволяет оптимистично заявлять, что малый и средний бизнес, являющийся самым уязвимым во время подобных экономических встрясок, выходит из кризиса. Ссылки по теме
|
|