(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

Не письмом единым

Источник: osp
Дмитрий Гапотченко

Экономический кризис заставляет обратиться к властям за незамедлительной помощью представителей едва ли не всех отраслей. Кредитов у государства просят даже нефтяники. Не осталась в стороне и ИТ-индустрия. На заседании правления Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий 15 октября было решено "Проработать возможность написания письма Президенту и Премьеру РФ в поддержку антикризисных мер Правительства... Обосновать в письме важность поддержки всей ИТ-отрасли (как залог эффективности работы всей экономики), указать на важную составляющую отрасли, как обеспечивающей свыше 1 млн рабочих мест". О возможных мерах по поддержке компьютерного бизнеса, взаимодействии с государством и работе на перспективу рассказывает Николай Комлев, исполнительный директор АП КИТ.

- Как обстоят дела с письмом о господдержке?

Идея написать единое большое письмо действительно была, на сайте у нас выложены протоколы заседаний, среди прочих упоминается и эта идея. Но именно как идея, которую можно проработать. Однако в ходе дальнейших обсуждений стало ясно, что компании из разных сегментов рынка нуждаются в разных мерах поддержки.

В условиях кризиса для ряда сегментов ИТ-рынка было бы полезно выделение целевых средств для кредитования компаний и крупнейших конечных потребителей. Не лишними оказались бы и правительственные гарантии тем поставщикам инфраструктурного ИТ-оборудования, которые возьмут на себя обязательство предоставлять серьезную отсрочку платежа.

Если в США, по некоторым данным, ожидается увеличение федерального ИТ-бюджета на 5-10% по сравнению с 2008 годом, то почему бы и нашему правительству не принять аналогичные меры? Скажем, пообещать увеличить свои расходы и расходы компаний с государственным участием на инфраструктуру в 2009-2010 годах и подготовить изменения в законодательство, позволяющие госструктурам осуществлять авансовые платежи за ИТ-поставки.

Для разработчиков программного обеспечения самая актуальная тема - планирующееся увеличение социальных сборов с 24 до 36%. У российских производителей электроники, тех, кто делает платы, специализированные приборы, жизненно важное требование - обнуление пошлин на компоненты. И так далее.

Вряд ли стоит все эти и ряд других тем сводить в одно письмо. К тому же ни одна из госструктур не обозначила пока желания погрузиться во весь комплекс проблем отрасли.

- На недавнем годовом собрании АП КИТ присутствовали представители государства. Каковы их позиции?

Алексей Солдатов, заместитель министра связи и массовых коммуникаций, подчеркнул готовность Министерства к диалогу с ИТ-бизнесом. Леонид Рейман, назначенный секретарем недавно созданного при Президенте Совета по развитию информационного общества, высказался по более широкому кругу тем. Касаясь вопроса господдержки, он сказал, что бытовавшие ранее мнения о необязательности поддержки отрасли, развивающейся и так значительнее быстрее других, на сегодня устарели. Что это может привести к потере достижений последних лет.

Он предложил ИТ-сообществу активизировать процесс по введению специального налогового режима для отрасли и воспользоваться решением президента и правительства о кредитовании компаний за счет активов государственных банков. Также он заявил о необходимости рассмотреть вопрос "введения протекционистской политики в отношении российских ИТ-компаний", которая должна касаться и госзаказа на отечественную ИТ-продукцию, и поддержки российских разработчиков на внешнем рынке. Судя по этому выступлению, Совет при Президенте достаточно полно информирован о ситуации в отрасли и обозначает вполне адекватные пути по сохранению и развитию ИТ-индустрии. Ведь без нее информационного общества не построишь.

- То есть письмо за подписью исполнительного директора АП КИТ, в котором ставится на повестку дня "обсуждение сложившейся кризисной ситуации в ИТ-отрасли и возможности целевого финансирования крупнейших ИТ-компаний", не является основой антикризисной программы?

Я бы вообще не сводил все к одному письму. АП КИТ играет некоторую координирующую роль при работе групп компаний в разных секторах в этом направлении. Одна группа готовит письмо в Правительство с предложением по конкретной проблеме. Другая готовит рекомендации партнерам по бизнесу. Третья пытается обобщить опыт других стран, где кризис начался раньше, чем у нас. И так далее - ведется поиск разных мер, чтобы сохранить индустрию, чтобы после кризиса не пришлось долго разгоняться. Письма - лишь одна из таких мер.

- Какие еще меры принимаются?

Кризис подталкивает бизнес к тому, чтобы уйти в тень. Коллеги с рынка бытовой электроники прогнозируют рост серого импорта. Мы будем агитировать ИТ-бизнес оставаться в "белой" зоне. Конечно, тут многое зависит от длительности и глубины кризиса.

Вендоры и дистрибьюторы обсуждают вопросы условий поставок и финансовой дисциплины. Вообще говоря, единые правила игры на рынке очень важны. К примеру, поставщикам ПО полезно договориться относительно единой политики в отношении передачи лицензий, которая по закону может оформляться как с НДС, так и без НДС. В случае "разнобоя" фискальные органы могут счесть какую-либо практику незаконной.

- Каковы прогнозы относительно глубины кризиса?

По некоторым данным, уже в четвертом квартале возможно падение продаж массовых продуктов на 10-20% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Дальше неясно.

Мы выпускаем каждый год различные исследования по кадрам, с прогнозами относительно востребованности тех или иных специальностей, но сейчас, когда пришло время его печатать, мы притормозили: кризис резко меняет картину спроса.

- А что с работой на перспективу?

Продолжаем заниматься темой образования, разработкой новых профессиональных стандартов, рамок квалификации и т. д. По итогам предыдущей работы появился опыт, который необходимо учесть в корректировке старых норм и разработке стандартов по новым профессиям. Есть необходимость модификации профстандартов под новый макет РСПП.

Государство, как обычно, уклонилось от финансирования. Если оно не нашло на эти в общем-то инфраструктурные задачи средств в "тучные" годы, то не много надежды на него и сейчас.

Компании в условиях роста на эти нужды деньги выделяли легко, но сейчас, подозреваю, могут возникнуть некоторые сложности. Впрочем, надеюсь, крупные компании по-прежнему будут поддерживать эту работу: кризис кончится, и кадры будут нужны.

Продвигается работа и по пресловутому товарному рейдерству. Его удалось остановить, острота несколько уменьшилась, но угроза не миновала. Мы очень надеялись попасть в пакет антикоррупционных мер. Но не получилось, к нам не прислушались.

- Почему?

Государство хоть и говорит, что нужно расширять опору на общественные объединения, но реально пока нет никакого делегирования полномочий "вниз", практики широкого привлечения каких-либо общественных структур к решению государственных проблем.

- Нет механизмов?

Механизмы эти несложные, но их не создают. Мы беседовали с другими объединениями, например ОПОРА России, Ассоциацией менеджеров, обсуждали вопросы - надо ли регистрировать саморегулирующиеся организации и как еще можно взаимодействовать с государством. Но при всем этом нет ощущения, что государство готово привлекать нас к решению вопросов или передавать какие-то функции, естественно, взамен чего-то требуя.

Как правило, позиция чиновников такова: "Мы хотим контролировать индустрию с вашей помощью. В том числе и вас самих. Но при этом никаких полномочий не передавать. А то вдруг что не так сделаете".

- Государство боится, что через эти советы начнется совсем неприкрытый лоббизм?

Лоббизм в его "плохом" смысле легко отфильтровать. Скажем, постановить, что чиновники не должны разговаривать с отдельными компаниями, а диалог с отраслевыми объединениями - наоборот, вменить в обязанность.

Еще один механизм, о котором уже не раз говорили, - это экспертные советы. Но реально он не работает, хотя на бумаге чуть ли не при каждом министерстве такие советы, экспертные или общественные, существуют. В общем, диалог - это то, чего очень не хватает. Причем его можно устроить, не тратя вовсе государственных средств.

Еще есть проблема, что при реформах во власти, при передаче ИТ из одного министерства в другое, договоренности, достигнутые в результате того диалога, который все же удается организовать, отменяются. Все приходится начинать заново.

Ссылки по теме


 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 27.11.2008 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
FastCube FMX Single License
Microsoft Office 365 Персональный 32-bit/x64. 1 ПК/MAC + 1 Планшет + 1 Телефон. Все языки. Подписка на 1 год.
ABBYY Lingvo x6 Английская Домашняя версия, электронный ключ
SAP® Crystal Presentation Design 2016 WIN INTL NUL
VMware Workstation Pro 12 for Linux and Windows, ESD
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
СУБД Oracle "с нуля"
Delphi - проблемы и решения
ЕRP-Форум. Творческие дискуссии о системах автоматизации
 
Статьи по теме
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100