ИНФОБИЗНЕС | 13.10.03 |
© Игорь Соболевский, Джошуа Гринбаум
Статья была опубликована в журнале «ИнфоБизнес»
Для начала давайте разъясним одну вещь: мне кажется, попытка Oracle приобрести PeopleSoft не была конечной целью. Ларри Еллисон (Larry Ellison) сказал журналисту на недавней конференции Oracle World только, что у них на уме был список кандидатов на покупку. И тщательный анализ состояния Oracle показывает, что одной покупки PeopleSoft было бы недостаточно, чтобы изменить текущий порядок вещей.
Во-вторых, Oracle нуждается во встряске. Oracle – все еще великолепный механизм для получения прибыли, но ни у кого уже не вызывает сомнения, что он нуждается в основательной смене курса. Бизнес баз данных компании находится под угрозой, серверы приложений не вызывают ажиотажа, а приложения уже около года не продвигались в сколь либо серьезных маркетинговых кампаниях. Доходы падают, и хотя уменьшение затрат позволяет извлечь прибыль даже в сложившейся ситуации, капитан Ларри должен осознавать в каком направлении дует ветер.
Ветер, которым Эллисон обеспокоен больше всего, по-моему, дует от IBM. Конечно, Microsoft тоже маячит на горизонте, но IBM – игрок, имеющий огромный опыт на этом рынке, может причинить много бед Oracle. Тройная угроза, которую представляет IBM, - профессиональный бизнес консалтинг, системное ПО и базы данных, лидирующие позиции в продаже аппаратного обеспечения, должна волновать Эллисона день и ночь. Другие компании, вроде SAP, составляют прямую конкуренцию Oracle, но, все же, IBM – главный соперник, желающий доминировать на рынке. Доминирование же не то слово, которое Эллисону хотелось бы услышать в контексте другой компании.
Итак, хотя PeopleSoft и было бы интересным приобретением, оно не решило бы проблему с IBM. Покупка ведущего предприятия, производящего приложения, дала бы Oracle возможность расширить базу пользователей, но оказало бы малозначимое влияние на ее собственные позиции в области современных технологий и баз данных, которые уже заняты PeopleSoft. И приобретение PeopleSoft теперь было бы доказательством слабости положения Oracle на рынке приложений. Я допускаю, что Oracle ведет успешную политику лицензирования своих продуктов, но в то же время мало делается для продвижения самих разработок компании.
Взгляд на профессиональный бизнес-консалтинг
Предполагаю, что следующим шагом Oracle станет приобретение компании PriceWaterhouseCoopers. Логика проста: консалтинг на рынке профессиональных устройств задает тон в определении рамок и инновационных подходов, связывая индустрию с рынком сбыта.
Хотя это, собственно, и является конечной целью производителей ПО вроде Oracle, такие компании, как PWC, умудряются оттягивать инновационные доллары от Oracle, SAP, PeopleSoft и т.п. Приобретение интегратора, вроде PWC, помогло бы Oracle оставаться на гребне инновационной волны и стабильно получать прибыль с продажи своих баз данных и инструментария к ним.
Как только покупка случится, Oracle сможет поставить точку в споре, приобретя Sun Microsystems. Не смейтесь, ведь я не имею ввиду сегодняшнюю Sun, которая пусть и находится с сложной ситуации, но все еще конкурентоспособна. Я говорю о компании Sun 18 месяцев спустя: новейшей компании из списка DEC, которую можно будет купить заметно дешевле, чем кто-либо мог думать. Не думаю, что Эллисон сделал бы это ради прибылей. Скорее, его могла бы заинтересовать пользовательская база и модель продаж без потерь, которая в силах обуздать IBM.
Альтернативным решением для Oracle, чтобы не копировать IBM, является выжидательная позиция на рынке – наблюдение за тем, как ее бизнес постепенно прогнивает и теряет свои позиции в сфере технологий и инновации. Программное обеспечение всегда идет по пути поиска нововведений перед лицом угрозы устаревания: вчерашние ультрасовременные находки сегодня становятся обыденностью. У софтверных компаний тот же императив, что и у Oracle.
Так что, PeopleSoft – явно не последний ход, скорее, начало перемен. Как бы ни разрешилась судьба сделки, Oracle только вступает в борьбу.
Дополнительная информация
INTERFACE Ltd. |
|