Трехмерная бизнес-модель оффшорного программирования
Предыдущая часть
Алексей Меандров
статья была опубликована на сайте www.v6.ru
Преимущества создания производственного центра в России
- Возобновление трудовых ресурсов программной индустрии, несмотря на переживаемые российской системой высшего образования трудности, все-таки происходит. Общий интеллектуальный уровень и численность студентов остаются достаточно высокими.
- Высокий образовательный уровень российских разработчиков известен. Многие из них уже вовлечены в работу подразделений таких фирм, как Sun, Intel, Motorola и IBM.
- Ориентация кадров на обучение и адаптацию. Отечественные специалисты давно зарекомендовали себя как профессионалы, способные не только легко усваивать новую информацию, но и нестандартно мыслить, предлагая компактные и красивые решения.
- Применение всех современных технологий практически одновременно с их выходом в свет. Большинство российских программистов тщательно следят за появлением новинок в своей отрасли и участвуют в бета-тестировании только что созданных систем и продуктов.
- Сравнительно низкая себестоимость разработки обычно не оказывает существенного влияния на решение клиента о размещении заказа, но помогает российским фирмам на стадии становления.
- Реальный опыт создания сложных проектов есть, к сожалению, не у всех фирм, но с каждым днем растет число разработчиков, участвовавших в реализации сложных по структуре, длительных по времени и дорогих проектов.
Условия достижения успеха компанией офшорного программирования
- Для успешной деятельности необходимо предоставление широкого спектра услуг, в перечень которых обязательно должны входить следующие
1. Постановка проблемы, определение способа ее решения, подготовка требований
и согласование их с клиентом, составление задания на разработку. Это консультационное
обслуживание, не требующее постоянного прямого общения с персоналом заказчика.
Качество данного сервиса обеспечивается наличием региональных центров присутствия
и зрелостью процессов взаимодействия между географически распределенными подразделениями
компании (рис. 3).
Рис. 3. Распределение работ при удаленном оказании услуг в области
программирования для Интернета
2. Системный анализ, техническое проектирование комплекса программных средств (в некоторых случаях - включая разработку его технической архитектуры), создание спецификаций на программирование.
3. Программирование и отладка программного обеспечения. Услуги по системному анализу, техническому проектированию, разработке спецификаций, программированию и настройке ПО базируются на основных производственных процессах, осуществляемых персоналом фирмы-производителя заказного ПО [3, 5, 6, 8, 9]. Главное требование клиента - создание высококачественной продукции точно в срок [5, 6, 8, 14], поэтому ключевым для его выполнения является процесс управления качеством - как для стандартов серии ISO [12], так и для модели SEI CMM [16, 22, 25, 27]. Принципиальная схема постоянно действующей системы управления качеством, основанная на рекурсивном определении процесса разработки ПО (не только на заказ), приведена на рис. 4.
Рис. 4. Схема постоянно действующей системы управления качеством
4. Сопровождение и дальнейшее развитие разработанного программного обеспечения.
5. Перепроектирование (реинжиниринг) разработок, созданных для клиента третьими фирмами.
- Наличие региональных центров присутствия обязательно. В каждом регионе, в котором ведется работа с клиентами или планируется ее вести, нужно создавать такие центры.
- Опыт управления процессами разработки заказного ПО необходимо накапливать. Следует проводить постоянную переподготовку специалистов, повышать их уровень владения иностранными языками.
- Наличие одного или нескольких международных сертификатов, подтверждающих уровень зрелости процессов, обязательно. Требуется приложить все усилия для постановки процессов на нужном уровне, для внедрения систем управления качеством и получения сертификатов ISO и CMM. Без этого весь остальной труд можно считать напрасным.
- Наличие успешных проектов международного уровня очень желательно. Историю благополучной деятельности компании следует изложить достаточно интересно для потенциального клиента. Ссылки на проекты, выполненные для предыдущих клиентов, должны быть реальными и яркими. Новые клиенты неизбежно почувствуют ауру удовлетворенности, которая исходит от солидных и уважаемых потребителей, уже воспользовавшихся предлагаемыми услугами.
- Развитый маркетинговый компонент бизнеса необходим для успешного продвижения своих услуг на рынки развитых стран. Разумеется, всякий товар, в том числе программистский сервис, требуется упаковать. Высокий профессионализм разработчиков или уникальные качества программного обеспечения должны быть описаны адекватным языком и представлены в доступной потребителю форме. При этом нужно придерживаться западных стандартов качества и учитывать особенности менталитета клиентов в том регионе, где ведутся продажи. Значительные (по российским меркам) средства придется затратить на создание привлекательного имиджа компании. В то же время просто больших расходов недостаточно: необходимо исследовать спрос на каждом потенциальном рынке и выбрать стратегию представления своего уникального торгового предложения в соответствии с выявленными предпочтениями потребителей. Для создания и реализации успешной маркетинговой программы нужно знать принятые в развитых странах принципы работы в этой области и их отличия от современной практики маркетинга в России. Творчески сочетая преимущества обоих методов, российская фирма может успешно преодолеть достаточно многочисленные барьеры непонимания и недоверия, расставленные на пути к успеху на Западе.
Организация хорошо работающей компании офшорного программирования - действительно
очень сложная задача, которая требует точного планирования, значительных инвестиций,
исчерпывающего знания современных технологий и методов ведения бизнеса. Успех
такого проекта во многом определяется действиями высшего руководства фирмы. Зарубежные
(Wipro, Infosys, ApTech и т. д.) и отечественные (ACTIS, Auriga, V6, X-project,
''Аргуссофт'', ''Новософт'' и др.) примеры показывают: на подготовку и развертывание
подобного проекта нужны годы, а затраты измеряются миллионами. Прежде чем приступить
к прямым инвестициям, необходимо провести тщательное бизнес-планирование, привлечь
специалистов, имеющих опыт решения подобных задач, предусмотреть различные формы
финансирования.
Большую помощь становящимся на ноги компаниям могло бы оказать государство. Опыт правительства Индии, создавшего благоприятный налоговый и юридический климат для деятельности предпринимателей в области заказной разработки программного обеспечения, свидетельствует: от введения выгодных условий до появления ярко выраженного экономического эффекта проходит примерно пять лет. Стимулирование выхода отечественного высокотехнологического бизнеса на мировые рынки достойно стать одним из приоритетов государственной политики. Серьезный успех в создании отрасли заказного программирования возможен только при четком взаимодействии властей и представителей бизнеса. Необходимо создать особые, льготные условия для развития именно этой, особенно перспективной в новом тысячелетии, формы предпринимательства.
В итоге энергия и талант успешных отечественных бизнесменов помогут нашей стране выйти на качественно новый уровень . Положительные перемены в отрасли станут заметны в течение ближайших двух лет, а уже через три-четыре года эти сдвиги приведут к существенному изменению геополитического положения России. Успех в данной области будет способствовать превращению страны из сырьевого донора и поставщика трудовых ресурсов в лидера одной из самых перспективных сфер информационной революции. Положительный опыт Израиля, Индии и Ирландии показывает, что решить такую задачу вполне реально.
Серьезную помощь в этом могла бы оказать независимая отраслевая ассоциация. Рабочее название ''Российская ассоциация офшорного программирования'' (РАОП) уже прозвучало на проходившем в декабре прошлого года симпозиуме по информационным технологиям. К слову, там же было высказано мнение, что создание подобного рода организаций зачастую связано с наличием ''внешнего врага''. Его у нас нет, но есть общая цель - занять достойное место на рынке заказного программного обеспечения. Компания V6 предлагает свое содействие всем заинтересованным в организации такой ассоциации. Заменив ''общего врага'' на ''общую цель'', отечественные фирмы станут ''дружить'' не ''против кого'', а ''зачем''. Мы готовы также поддержать любые начинания, связанные с созданием РАОП или другого индустриального партнерства, и открыты для конструктивного сотрудничества.
Список литературы
- Гуманитарные исследования в Интернете. Под ред. А. Е. Войскунского. М.,
2000.
- Аутсорсинг в Россию. Материалы фирмы ACTIS / Октябрь 2000 http://www.actis.ru.
- Зотов А. Ю. Компания V6: Web-консалтинг или Web-производство / Доклад на
конференции ''Интернить-2000''. Новосибирск, ноябрь 2000.
- Развитие торговли, промышленности и предпринимательства. Развитие инфраструктуры
Интернета в странах с переходной экономикой.
- Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций и Европейская экономическая
комиссия. 2000.
- Basili V. R., Rombach H. D. The experience factory // The Encyclopedia of
Software Engineering. John Wiley and Sons. 1994.
- Brooks F. No silver bullets - essence and accident of software engineering
// IEEE Computer. April 1997. P. 10-18.
- Forrestier E. Will Russia become a knowledge economy? / World Bank Conference.
Manger. 18.07.2000.
- Glass R.L. Software Runaways, Lesson Learned from Massive Software Project
Failures. Prentice Hall PTR. 1998.
- Grady R. Successful Software Process Improvement. Prentice Hall PTR. 1997.
- Gremb J., Myers C. The IDEAL model: A practical guide for improvement. http://www.sei.cmu.edu/ideal/idealbridge.html.
- International Standards Organization. ISO 9000-p. Guidelines for the Application
of ISO 9001 to the Development, Supply and Maintenance of Software. 1991.
- International Standards Organization. ISO 9001. Quality Systems - Model
for Quality Assurance in Design/Development, Production, Installation, and
Services. 1987.
- Jalote P. CMM in Practice: Processes for Executing Software Projects at
Infosys. Addison-Wesley. 1999.
- Kalan C., Clark R., Tang V. Secret of Software Engineering. Addison-Wesley.
1995.
- Kan S.M. Metrics and Models in Software Quality Engineering. Addison-Wesley.
1995.
- Ker S., Murphy T., Del Valle C. Mapping offshore: A New Competitive Landscape.
IDC. 1999.
- McKinsey & Company, Inc. Findings of NASSCOM McKinsey Study. Indian I.T.
Strategies 1993-2008. 17.12.1999.
- Morgan Stanley Dean Witter. B2B e-Commerce in Europe. Equity Research. Europe.
May 2000.
- Morgan Stanley Dean Witter. Global Investment Perspectives. How the Internet
is Transforming the Value Chain. Equity Research. Global. June 2000.
- Morgan Stanley Dean Witter. The B2B Internet Report. Collaborative Commerce.
Equity Research. North America. April 2000.
- Oskarson O., Glass R. L. An ISO 9001 Approach to Building Quality Software.
Prentice Hall PTR. 1996.
- Paulk M. C., Weber C. V., et al. The Capability Maturity Model: Guidelines
for Improving the Software Process. Addison-Wesley. 2000.
- People Capability Maturity Model (P-CMM). http://www.sei.cmu.edu/cmmp/.
- Putnin L. B., Myers W. Industrial Strength Software - Effective Management
and Measurement. IEEE Computer Society Press. 1997.
- Software Engineering Institute. CMM Based Appraisal for Internal Process
Improvement (CBA IPI). Team Training Material. 1996.
- Software Engineering Institute. Maturity Profile Report. http://www.sei.cmu.edu/profile.html.3.download.html
- Software Engineering Institute. Maturity Questionnaire. Special Report.
CMU/SEI-SR-7.
- Software Engineering Institute. Software Engineering Process Group Guide.
Technical Report, CMU/SEI-90-TR-4.
- UK Department of Trade and Industry and British Computer Society. TickIT:
A Guide to Software Quality Management System Construction and Certification
Usage EN29001. 1992.
Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.
Отправить ссылку на страницу по e-mail
Обсудить на форуме