СТАТЬЯ 24.07.01

Стратегии и структуры холдинговых компаний

Предыдущая часть

Николаич Д. А., к.э.н.,
менеджер-консультант фирмы БИГ-СПб

Статья была опубликована на сайте www.big.spb.ru

Параметры организационной структуры для различных корпоративных стратегий.

Стратегия несвязанной диверсификации

Вследствие отсутствия технических и рыночных взаимосвязей между бизнесами, для реализации данной стратегии возможно формирование наиболее простой и дешевой, с точки зрения управления, организационной структуры.

В этом случае наиболее приемлемой является максимально децентрализованная дивизиональная структура - так называемая конгломератная модель. Поскольку направления практически независимы в своей деятельности, но имеют общий источник финансов, то основная задача корпоративного центра сводится к эффективному перераспределению капитала между бизнесами с целью обеспечения максимальной прибыльности суммарного инвестиционного портфеля.

Задачи корпоративного офиса ограничены выполнением универсальных функций в сферах финансов и налогообложения, бухгалтерского учета, юридического обеспечения, связей с общественностью. Глубоко вмешиваться в управление бизнесами корпоративный центр не может, так как товарный ряд, производственные технологии и рынки сбыта у различных направлений слишком несхожи между собой.

Соответственно, руководители дивизионов должны самостоятельно заниматься разработкой конкурентных бизнес-стратегий, оперативным управлением рабочим процессом, выбором поставщиков и механизмов сбыта, планированием объемов производства и т.д. Основные сферы деятельности (маркетинг, производство, НИОКР, инжиниринг) должны быть распределены по автономным дивизионам. Подчинение  корпоративному центру происходит, главным образом, посредством принятия заданных сверху целей в области прибыли.

Так как взаимосвязи между направлениями отсутствуют, то способы координации деятельности дивизионов тоже могут быть достаточно простыми: определенная стандартизация и ограниченный прямой надзор за работой «центров прибыли» со стороны корпоративного уровня менеджмента.

Доминирующей формой контроля бизнесов является рыночный контроль через сравнение финансовых показателей деятельности направлений, что также вызвано отсутствием потребности в интеграции  деятельности дивизионов. Каждый дивизион  имеет размер бюджета, пропорциональный прибыли с вложенных в него инвестиций (ROI). Контроль результата деятельности не эффективен, так как корпоративный офис компетентен только в финансовых вопросах деятельности направлений.  Если бизнес постигнет неудача в достижении поставленных перед ним целей, корпоративный штаб осуществляет корректирующие акции (смена руководства или выделение дополнительных финансовых ресурсов, продажа направления и т.п.). 

Стратегия взаимосвязанной диверсификации

В случае реализации стратегии взаимосвязанной диверсификации координируемыми должны быть потоки не только финансовых, но и других ресурсов, переводимых из одного бизнеса в другой. Между основными дивизионами (бизнесами) появляется  обоюдная  взаимосвязь. Должен осуществляться интенсивный обмен оперативной информацией, исследованиями и разработками, людскими и материальными ресурсами, что значительно усложняет и «удорожает» систему управления.

Поскольку бизнесы взаимосвязаны между собой, корпоративному руководству труднее оценить автономные результаты деятельности дивизионов и осуществлять процесс перераспределения капиталов между ними, что не позволяет активно использовать рыночные формы контроля. Кроме того, сами дивизионы с одной стороны выступают как конкуренты в борьбе за инвестиционные фонды корпорации, а с другой вынуждены интенсивно взаимодействовать. Выходом является установление трансфертных цен на внутрикорпоративные услуги. Нередко для стимулирования взаимодействия дивизионов в сфере достижения эффекта синергии осуществляется контроль результата деятельности по конечным целям.

Функции, выполняемые штабными корпоративными отделами, должны быть более разносторонними, чем в рамках конгломератной структуры, но менее многочисленными, нежели в вертикально интегрированной системе. Функциональные направления, обеспечивающие достижение эффекта синергии, должны быть  либо   интенсивно  координируемыми на уровне взаимодействующих дивизионов,  либо полностью реализовываться на уровне корпоративного центра – управляющей компании.

  Если руководство корпоративного уровня слишком активно вмешиваются в повседневную деятельность центров прибыли, то дивизионные менеджеры могут потерять возможность на практике определять будущее развитие своего подразделения. Поэтому  функции руководства оперативной деятельностью и разработки бизнес-стратегии должны находиться в руках дивизионных менеджеров. Однако постановку конечных целей деятельности дивизионов и ротацию кадров, руководящих бизнесами, должны осуществлять менеджеры корпоративного уровня.  Выбор поставщиков для обслуживания бизнесов, вероятно также должен осуществляться менеджерами корпоративного уровня в тесном контакте с руководителями дивизионов.

Стратегия вертикальной интеграции

С точки зрения организации управления, стратегия вертикальной интеграции - тоже дорогое удовольствие, т.к. в вертикально интегрированных компаниях между основными блоками структуры (одноотраслевыми бизнесами) наблюдается тесная технологическая взаимосвязь. Поэтому, основным механизмом координации бизнесов должно быть планирование их взаимодействия, осуществляемое на корпоративном уровне менеджмента и система управления в высокой степени централизована. Возникает необходимость в формировании штабных корпоративных групп, которые занимаются мониторингом, координацией и планированием деятельности направлений, а также оценкой предложенных руководством дивизионов планов в различных сферах стратегической и оперативной деятельности (маркетинга, инжиниринга, производства и т.д.). Корпоративный штаб вынужден осуществлять обширный рыночный и бюрократический контроль для обеспечения процесса обмена ресурсов между дивизионами. Так как дивизионы не взаимосвязаны с рынком непосредственно, то их руководителей наделяют властными полномочиями, необходимыми только для осуществления управления оперативной деятельностью своих подразделений. Вопросами постановки конечных целей деятельности  дивизионов (контроль результата деятельности), разработкой их бизнес-стратегии, выбором поставщиков, назначением руководящих кадров должны управлять, прежде всего, корпоративные менеджеры.

С учетом того, что интересы каждого из дивизионов находятся в зависимости от результатов деятельности других, их руководство должно иметь возможность оказывать влияние на процессы принятия решений, связанных с переводом ресурсов в рамках вертикально интегрированной системы. Поэтому, для осуществления интенсивной коммуникации между дивизионами принято формировать некоторые механизмы горизонтальной интеграции, координирующие общую деятельность.

С учетом всего вышесказанного можно составить приведенную ниже сводную таблицу типовых решений по взаимосвязи корпоративных стратегий и параметров организационных структур.

Бизнес-инжиниринг, как средство управление изменениями

Современные условия работы российских компаний таковы, что проведение реструктуризации системы управления превратилось из чрезвычайного события в постоянный планомерный процесс – изменения становятся их «образом жизни». Компании вынуждены становиться гибкими, постоянно реагировать на изменения внешней среды, вырабатывать новые управленческие стратегии, реализовывать локальные и глобальные проекты реструктуризации. Специалисты считают, что и на обозримую перспективу умение разрабатывать и проводить изменения системы управления является необходимым ответом менеджмента на новые вызовы XXI века.

В решении этих проблем могут быть применены современные средства бизнес-инжиниринга, обеспечивающие создание и мониторинг электронных моделей организационно-функциональных структур предприятий. С их помощью преобразование структуры и проектирование нового варианта деятельности  корпорации может осуществляться виртуально, что позволяет получить следующие преимущества:

-         Во–первых, за счет введения специальных управленческих регистров, такие модели позволяют точно идентифицировать и объективно оценивать систему управления предприятием, аналогично тому, как наличие регистров бухгалтерского учета позволяет отслеживать и оценивать его финансовое состояние.

-         Во-вторых, модели позволяют точно зафиксировать в специальных форматах  стратегические предпосылки деятельности компании (цели, стратегии, политики), а также поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры, оговаривающие порядок реализации функций (процессов) предприятия.

-         В третьих, для всех дивизионов становится значительно проще внедрять, в случае необходимости, единые корпоративные стандарты – как на уровне организации бизнес-процессов, так и в области управленческой отчетности.

-       И, наконец, модели позволяют быстро изменять организацию и регламенты деятельности предприятия, пользуясь стандартными библиотеками решений и обеспечивая протекание процесса реструктуризации в контролируемых условиях.

Теперь, чтобы перевести предприятие из одного состояния в другое надо описать в этой системе его начальное и конечное (желаемое) состояния, а также задать управление движением между ними - программу реструктуризации (см. рисунок ниже).  

      

Что еще, кроме возможности оперативно перестраивать структуру, дают технологии бизнес-инжиниринга владельцу фирмы, который в российском бизнесе обычно является ее главным менеджером?

Таблица 1
Несвязанная диверсификация
Взаимосвязанная диверсификация
Вертикальная интеграция
Базовые параметры структуры
Модель Структуры
Конгломерат
Дивизиональная
Дивизиональная
Размер корпоративного офиса
Малый (несколько десятков человек)

Средний (более сотни человек)

Большой (несколько сот человек)
Централизация управления на корпоративном уровне
Низкая

Умеренная

Высокая
Способы интеграции
Стандартизация финансового учета

Горизонтальная интеграция (в сферах достижения эффекта синергии), планирование

Планирование, стандартизация, умеренная горизонтальная интеграция

Способы контроля

контроль

Доминирует (ROI)

Используется в малой степени

Обширное использование (трансфертные цены, ROI)
Контроль результата деятельности
Используется в малой    степени
Использование умеренное      либо в малой степени (иногда применяется в сфере достижения)
Обширное использование (цели в области объемов производства, сбыта и т.д.)
Бюрократический контроль
Умеренное использование (бюджетирование)
Обширное использование (стандартизация, бюджетирование)
Обширное использование (стандартизация, бюджетирование)
Клановый контроль
Используется в малой степени
Обширное использование (корпоративные нормы и ценности)
Умеренное использование (корпоративные нормы и ценности)

Распределение  сфер деятельности (основных функций)

Маркетинг

Б

Б , Б(К), К (Б) – в области синергии

К

Исследования и разработки (НИОКР)

Б

Б , Б(К), К (Б) – в области синергии

К

Инжиниринг

Б

Б , Б(К), К (Б) – в области синергии

Б (К)

Производство

Б

Б , Б(К), К (Б) – в области синергии

Б

Распределение управленческих функций

Разработка корпоративной стратегий и постановка целей для бизнесов
Б
К
К
Кадровые вопросы в сфере управления бизнесом
Б
К
К
Разработка бизнес-стратегии
К
Б - Б(К)
К
Планирование выпуска продукции
К
Б - Б(К)
К
Выбор поставщиков и сбытовых структур.
К
Б - Б(К)
К
Оперативное управление бизнесом
К
Б - Б(К)
Б
Вспомогательные сферы: Финансы, Бухгалтерия и  налогообложение, Юридическая сфера.
Б
К - К(Б)- Б(К)
К

Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.

Отправить ссылку на страницу по e-mail
Обсудить на форуме


Interface Ltd.
Тel/Fax: +7(095) 105-0049 (многоканальный)
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Ваши замечания и предложения отправляйте автору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 24.07.01