СТАТЬЯ |
19.02.01
|
Интранет как инструмент корпоративного управления.
В. Ананьин
Jet Infosystems
Эта статья была размещена на сайте www.borlas.ru
Функционирование КИС оказывает не прямое, а косвенное влияние на результат деятельности всей компании, поэтому общие экономические показатели эффективности могут лишь косвенно отражать эффект от внедрения Интранет. Количественная оценка показателей эффективности Интранет сопряжена также с серьезными методологическими проблемами, и это тема отдельного разговора. В этой статье будет уместным ограничиться лишь обозначением качественных экономических эффектов с указанием причин их появления.
С полномасштабным внедрением Интранет существенно изменяется структура капитальных вложений в КИС (рис.2.). В первых КИС, построенных в архитектуре Мэйнфрейм, наиболее капиталоемкой частью являлся аппаратный уровень (центральный сервер). С развитием архитектуры клиент-сервер с "толстым" клиентом основная капиталоемкость КИС сместилась в область программного обеспечения. С одной стороны, произошло удешевление серверов, а, с другой, увеличилась покупная стоимость прикладного программного обеспечения и трудоемкость его поддержки и модернизации, что связано с его распределенностю по "толстым" клиентам.
С внедрением Интранет клиент становится "тонким" (Communicator и Internet Explorer), простым и дешевым. Основное прикладное программное обеспечение сосредоточено на серверах, что снижает затраты на его администрирование и модернизацию. При этом, по сравнению с архитектурой клиент-сервер, в Интранет резко увеличивается масштаб корпоративной сети. Основная капиталоемкость смещается в область корпоративной информации или интеллектуального капитала. В компаниях, внедривших Интранет, интеллектуальный капитал становится наиболее значимым активом. Ставка на высокую квалификацию персонала резко повышает значимость корпоративного интеллектуального капитала. При этом Интранет-технология позволяет концентрировать коллективный опыт в корпоративной базе знаний, что, с одной стороны, значительно снижает зависимость компании от отдельных своих сотрудников, а с другой - придает интеллектуальному капиталу зримые формы.
Основные затраты на владение КИС сосредоточены на информационном уровне, поэтому существенное снижение издержек на функционирование КИС может быть достигнута на пути использования внешних информационных ресурсов Интернет.
Большой интеграционный потенциал Интранет-технологии позволяет сохранить большинство ранее сделанных во все уровни КИС инвестиций. Небольшие по сравнению с системами клиент-сервер начальные вложения позволяют получить быструю окупаемость инвестиций в Интранет. Это дает возможность сделать внедрение Интранет-технологии управляемым и адаптивным, а инвестиции растянутыми и сглаженными.
Корпоративные Web-серверы постоянно находятся под пристальным вниманием сотрудников компании, которые смотрят на информацию с разных точек зрения. Это способствует раннему обнаружению проблем и является существенным фактором снижения рисков бизнеса.
На первый взгляд может показаться, что внедрение Интранет-технологии касается только деятельности самой компании. Но это не так. Во-первых, внешние Internet ресурсы становятся необходимой частью информационного пространства компании. Во-вторых, внешний Web-сервер компании, если он информационно насыщен, сам становится чьим-то Internet-ресурсом. Если границы аппаратного и программного уровня КИС еще как-то можно определить, то границы информационного уровня становятся весьма размытыми. Информационное пространство компании и всего рынка образуют единое целое. Этот факт требует по-новому взглянуть на вопросы эффективности управления, на проблему оптимального размера компании и идентификации ее границ, на проблемы безопасности и интеллектуальной собственности.
Перечисленные вопросы выходят далеко за рамки данной статьи, поэтому здесь ограничимся лишь несколькими практическими замечаниями.
Как уже было сказано, одним из эффективных средств снижения издержек компании на поддержку своего информационного пространства является использование внешних информационных Internet-ресурсов. Однако, в этом случае ограничивающим фактором снижения издержек становится качество информации Internet. Низкое качество информации Internet означает, что достоверной информации либо мало, либо велики затраты на доступ к ней. Для того чтобы снижение издержек компании за счет использования внешних ресурсов было существенным, Internet должен преодолеть некоторый порог информационной насыщенности. Но как это сделать, если свои внешние корпоративные Web-серверы мало информативны? Кто инвестирует "первый толчок"? На Западе этот "первый толчок" был дан университетами, профессиональными ассоциациями и государственными организациями, причем университеты и ассоциации спонсировались крупными коммерческими компаниями.
Расширяются информационные границы не только компаний, но и целых рынков, рынки становятся глобальными. Географическое положение компании и ее подразделений в гораздо меньшей степени является ограничивающим фактором для ее деятельности.
Информационная насыщенность рынков делает товары более индивидуальными. Однотипные товары начинают различаться не только ценами, но и специфическими качествами. Индивидуализация товара оказывает сильное влияние на механизм ценообразования, а он, в свою очередь, - на модель построения корпоративного управленческого учета.
История развития менеджмента во всем мире показала, что внедрение любой управленческой технологии приобретает свою национальную специфику. Внедрение Интранет в российских компаниях не исключение. Специфика российских условий во многом определяется современными тенденциями в экономике. Выделим из них те, которые могут оказать существенное влияние на развитие Интранет в России.
Интранет как одна из технологий поддержки управления, может решать как общие задачи управления, так и задачи, специфические для российских предприятий.
Интранет может быть использован как первый "мягкий" эшелон интеграции крупных компаний. За созданием единого информационного пространства может следовать как финансовая, так и другие уровни интеграции. Эта проблема особенно актуальна для новых быстро развивающихся финансово промышленных групп.
Использование Интранет позволяет вывести на качественно новый уровень управление большими инвестиционными проектами. Инвестиционный проект становится наблюдаемым для всех его участников, в том числе и для инвесторов. Способность компании создавать и умело вести проектное информационное пространство на базе Интранет-технологии позволяет существенно повысить инвестиционную привлекательность этой компании.
Быстрое и стихийное развитие информационных систем в российских компаниях привело к созданию в компаниях "зоопарка" аппаратных и программных средств, построенных в основном на базе PC. Большой интеграционный потенциал Интранет-технологии делает реальным решение задачи превращения такого "зоопарка" в единую КИС. Внедрение Интранет позволит не просто сохранить уже сделанные инвестиции в информационные системы, но и заложить серьезную базу для перехода от стихийного к планомерному развитию КИС.
Критическим фактором эффективности управления стал уровень квалификации среднего управленческого звена. В этом плане Интранет-технологии могут стать средством как внутреннего, так и внешнего удаленного консультирования и обучения. Из высоко квалифицированных специалистов и внешних консультантов в больших компаниях могут формироваться группы, выполняющие роль корпоративных центров компетенции.
Наряду с большими возможностями существует ряд факторов, сдерживающих полномасштабное внедрение Интранет-технологии в России.
Несмотря на бурное развитие рынка Internet-услуг, масштабы его распространения ограничиваются, главным образом, большими промышленно развитыми центрами. Это создает серьезные трудности включения в КИС удаленных от центров предприятий.
На российских предприятиях еще очень слабо развита сетевая инфраструктура. Большинство существующих локальных сетей не поддерживает базовый протокол Internet - TCP/IP.
Качество российского информационного пространства в Интернет пока еще достаточно низко. Информативность большинства внешних Web-серверов низка и основное их содержание можно выразить фразой: "Мы существуем". Это связано с неразвитостью маркетинга в российских компаниях. Насыщенность информацией пока еще не достигла того уровня, когда можно получить экономию за счет использования внешних информационных ресурсов Интернет. Языковый барьер делает недоступным для большинства российских пользователей богатые возможности мировых англоязычных ресурсов Интернет.
Существует значительный дефицит знания об опыте мирового менеджмента и возможностях использования информационных систем. Здесь ограничивающим фактором стал уровень развития высшей школы и консалтинга. Если рынок российского консалтинга сейчас интенсивно развивается, то высшая школа пока еще только начинает выходить из состояния "шока".
Многие компании, внедрившие у себя Интранет и не изменившие своих старых форм управления, с удивлением обнаружили, что хваленая технология не дала никакого качественного эффекта. В таких компаниях электронная почта осталась продолжением телефона, а Web-сервер просто дополнил доску объявлений. Новая информационная технология часто не эффективна при поддержке старых форм управления. История развитя Интранет - яркое тому подтверждение.
Интранет - одна из наиболее бурно развивающихся информационных технологий. Внедрение этой технологии в практику бизнеса значительно активизировали поиски новых форм управления. Одним из самых интенсивно развивающихся направлений менеджмента стало управление знаниями (Knowledge Management), технологической базой которого все больше становится Интранет. С точки зрения информационного обеспечения КИС между Интранет и Knowledge Management не существует четких границ. И не случайно. Эти две области развиваются навстречу друг другу: Интранет - от информационных технологий, а Knowledge Management - от теории и практики управления.
Основная трудность эффективного применения этой технологии заключается в необходимости отхода от старых управленческих стереотипов. Интранет может стать находкой для тех компаний, которые ведут свой бизнес в постоянно меняющихся условиях, делают ставку на квалификацию и самостоятельность сотрудников, а также постоянно ищут новые формы своего бизнеса.
Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.
Обсудить на форуме
Отправить
ссылку на страницу по e-mail
Interface Ltd.Отправить E-Mail http://www.interface.ru |
|
Ваши
замечания и предложения отправляйте
автору По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру Документ опубликован: 19.02.01 |