СТАТЬЯ
19.02.01

Предыдущий документ

Интранет как инструмент корпоративного управления.

В. Ананьин
Jet Infosystems

Эта статья была размещена на сайте www.borlas.ru

Интранет и экономика организаций

Функционирование КИС оказывает не прямое, а косвенное влияние на результат деятельности всей компании, поэтому общие экономические показатели эффективности могут лишь косвенно отражать эффект от внедрения Интранет. Количественная оценка показателей эффективности Интранет сопряжена также с серьезными методологическими проблемами, и это тема отдельного разговора. В этой статье будет уместным ограничиться лишь обозначением качественных экономических эффектов с указанием причин их появления.

С полномасштабным внедрением Интранет существенно изменяется структура капитальных вложений в КИС (рис.2.). В первых КИС, построенных в архитектуре Мэйнфрейм, наиболее капиталоемкой частью являлся аппаратный уровень (центральный сервер). С развитием архитектуры клиент-сервер с "толстым" клиентом основная капиталоемкость КИС сместилась в область программного обеспечения. С одной стороны, произошло удешевление серверов, а, с другой, увеличилась покупная стоимость прикладного программного обеспечения и трудоемкость его поддержки и модернизации, что связано с его распределенностю по "толстым" клиентам.

Рисунок 2.
Структура капитальных затрат на корпоративную информационную систему.

С внедрением Интранет клиент становится "тонким" (Communicator и Internet Explorer), простым и дешевым. Основное прикладное программное обеспечение сосредоточено на серверах, что снижает затраты на его администрирование и модернизацию. При этом, по сравнению с архитектурой клиент-сервер, в Интранет резко увеличивается масштаб корпоративной сети. Основная капиталоемкость смещается в область корпоративной информации или интеллектуального капитала. В компаниях, внедривших Интранет, интеллектуальный капитал становится наиболее значимым активом. Ставка на высокую квалификацию персонала резко повышает значимость корпоративного интеллектуального капитала. При этом Интранет-технология позволяет концентрировать коллективный опыт в корпоративной базе знаний, что, с одной стороны, значительно снижает зависимость компании от отдельных своих сотрудников, а с другой - придает интеллектуальному капиталу зримые формы.

Интранет и экономика рынка

На первый взгляд может показаться, что внедрение Интранет-технологии касается только деятельности самой компании. Но это не так. Во-первых, внешние Internet ресурсы становятся необходимой частью информационного пространства компании. Во-вторых, внешний Web-сервер компании, если он информационно насыщен, сам становится чьим-то Internet-ресурсом. Если границы аппаратного и программного уровня КИС еще как-то можно определить, то границы информационного уровня становятся весьма размытыми. Информационное пространство компании и всего рынка образуют единое целое. Этот факт требует по-новому взглянуть на вопросы эффективности управления, на проблему оптимального размера компании и идентификации ее границ, на проблемы безопасности и интеллектуальной собственности.

Перечисленные вопросы выходят далеко за рамки данной статьи, поэтому здесь ограничимся лишь несколькими практическими замечаниями.

Интранет в России. Специфика российского бизнеса

История развития менеджмента во всем мире показала, что внедрение любой управленческой технологии приобретает свою национальную специфику. Внедрение Интранет в российских компаниях не исключение. Специфика российских условий во многом определяется современными тенденциями в экономике. Выделим из них те, которые могут оказать существенное влияние на развитие Интранет в России.

  1. Процесс приватизации уже определил собственников, у которых появляется реальная потребность в повышении эффективности менеджмента. Однако, в отличие от западного, история российского менеджмента измеряется годами.
  2. Явно наметился процесс концентрации капиталов и укрупнения компаний. Рост крупных компаний за счет поглощения мелких и средних приводит к постоянной перестройке систем управления. Нарастают проблемы их управляемости и устойчивости. На первый план выходят задачи полномасштабной интеграции, особенно финансовой и информационной.
  3. Возросла потребность крупных российских компаний в иностранных инвестициях для реализации больших проектов.
  4. Большинство российских рынков становится конкурентными, что требует от российских компаний переориентации со своих внутренних проблем на проблемы клиентов.

Возможности использования Интранет

Интранет как одна из технологий поддержки управления, может решать как общие задачи управления, так и задачи, специфические для российских предприятий.

Сдерживающие факторы внедрения Интранет

Наряду с большими возможностями существует ряд факторов, сдерживающих полномасштабное внедрение Интранет-технологии в России.

Вместо заключения

Многие компании, внедрившие у себя Интранет и не изменившие своих старых форм управления, с удивлением обнаружили, что хваленая технология не дала никакого качественного эффекта. В таких компаниях электронная почта осталась продолжением телефона, а Web-сервер просто дополнил доску объявлений. Новая информационная технология часто не эффективна при поддержке старых форм управления. История развитя Интранет - яркое тому подтверждение.

Интранет - одна из наиболее бурно развивающихся информационных технологий. Внедрение этой технологии в практику бизнеса значительно активизировали поиски новых форм управления. Одним из самых интенсивно развивающихся направлений менеджмента стало управление знаниями (Knowledge Management), технологической базой которого все больше становится Интранет. С точки зрения информационного обеспечения КИС между Интранет и Knowledge Management не существует четких границ. И не случайно. Эти две области развиваются навстречу друг другу: Интранет - от информационных технологий, а Knowledge Management - от теории и практики управления.

Основная трудность эффективного применения этой технологии заключается в необходимости отхода от старых управленческих стереотипов. Интранет может стать находкой для тех компаний, которые ведут свой бизнес в постоянно меняющихся условиях, делают ставку на квалификацию и самостоятельность сотрудников, а также постоянно ищут новые формы своего бизнеса.

Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.

Обсудить на форуме
Отправить ссылку на страницу по e-mail


Interface Ltd.

Ваши замечания и предложения отправляйте автору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 19.02.01