СТАТЬЯ
13.02.01

Интранет как инструмент корпоративного управления.

В. Ананьин
Jet Infosystems

Эта статья была размещена на сайте www.borlas.ru

Введение

Опыт внедрения Интранет в западных компаниях насчитывает несколько лет. Сейчас уже стало ясно, что внедрение только базовых Интранет-систем: внутренних Web-серверов, электронной почты и организации Web-интерфейса к корпоративным базам данных, способно оказать поистине революционные изменения во всех областях бизнеса компании. Однако эти изменения часто остаются в тени при описании технических сторон Интранет. В российской периодике по Интранет управленческие вопросы представляют собой просто "белое пятно". Исключением можно считать перевод работ одного из родоначальников Интранет Стивена Теллина.

Именно управленческие аспекты Интранет находятся в центре внимания данной статьи. В первой части статьи, опубликованной в 3 номере СУБД, определяется место Интранет в ряду других информационных технологий. Предлагаемая вторая часть статьи посвящена анализу связи Интранет с различными сторонами бизнеса: стратегией, организационными формами управления, корпоративной культурой и экономикой организации. Завершается статья кратким анализом перспектив использования Интранет в российском бизнесе.

Интранет и стратегия бизнеса. Эталонные стратегии

Использование Интранет-технологии особенно эфективно в тех случаях, где коммуникации являются критически важной составляющей стратегии бизнеса. В современном стратегическом менеджменте можно условно выделить два вида стратегий: ориентированные вовне, то есть на рынок, на проблемы клиента, и ориентированные внутрь компании, то есть на решение внутренних проблем: организационных, технологических.

О наступательных и оборонительных стратегиях можно говорить только как об идеальных типах хотя бы уже потому, что компании могут менять свои стратегии. Изменение стратегии - процесс длительный, требующий постепенной переориентации деятельности всей компании, обеспечивающей преемственность всего бизнеса.

Для наступательных стратегий критически важна поддержка коммуникаций с внешним миром: клиентами, партнерами, подрядчиками, конкурентами. Для оборонительной стратегии, особенно крупных компаний, важна поддержка внутренних коммуникаций.

В компании может действовать несколько самостоятельных бизнес-единиц (БЕ), например, дивизионы, которые имеют свои стратегии. В этом случае стратегия всей компании должна рассматриваться как система стратегий ее БЕ.

Информационная поддержка стратегии

Важнейшей задачей корпоративных информационных систем (КИС) является обеспечение доступа всех БЕ к стратегическим ресурсам компании при сохранении максимальной мобильности и целостности этих ресурсов. Интранет позволяет компании довольно просто создать единое информационное пространство, которое наряду с финансами, производством, логистикой и кадрами становится ее важнейшим стратегическим ресурсом. Корпоративное информационное пространство постепенно становится главным системообразующим фактором бизнеса. Приведем некоторые примеры.

Подобные решения могут оказаться чрезвычайно актуальными для многих российских компаний, начиная от гигантов типа РАО Газпром и кончая маленькими компаниями, оказывающими услуги по развязке неплатежей.

Информационная безопасность - элемент корпоративной стратегии

Создав корпоративное информационное пространство, компания становится более открытой, что сразу делает проблему информационной безопасности чрезвычайно острой. Об информационной безопасности следует сказать отдельно. К вопросу безопасности необходимо подходить комплексно. Технические и программные средства обеспечения информационной безопасности средствами Интранет должны входить как составная часть в общую концепцию безопасности, а не заменять ее. Если взглянуть комплексно на вопрос обеспечения безопасности бизнеса многих российских компаний, выяснится, что область защиты корпоративной информации является наиболее проработанной, например, по сравнению с финансовой, организационной, производственной, транспортной, юридической, кадровой или другими областями. В этом случае компания становится похожа на дом, у которого одна стена бронированная, а все остальные - картонные. К тому же, далеко не все стороны безопасности перечисленных областей определяются уровнем защиты информации. Из этого следует, что для обеспечения безопасности компании необходимо, прежде всего, иметь комплексную концепцию безопасности, в том числе и информационой. В этом плане Интранет становится мощным катализатором развития политики безопасности, которая является частью общей стратегии бизнеса.

Интранет и организационные формы управления

Внедрение Интранет-технологии как технологии поддержки корпоративных коммуникаций оказывает значительное влияние на организационные формы управления.

Любые корпоративные коммуникации можно характеризовать с двух сторон:

Неофициальные коммуникации отражают индивидуальные отношения между сотрудниками, когда те представляют только самих себя. В официальных коммуникациях сотрудники выступают как представители подразделений или самой компании. В отличие от неофициальных, официальные коммуникации документируются и поддерживаются традиционной технологией документооборота.

Вертикальные коммуникации отражают отношения подчинения и управления, а горизонтальные - равноправного сотрудничества и координации.

Пока компания невелика и стркутурно проста, официальные и горизонтальные коммуникации обслуживают отношения с внешними организациями. Деятельность компании полностью наблюдаема, неофициальные и вертикальные коммуникации не являются ограничивающим фактором для принятия правильных управленческих решений. Потоки документов просты и удовлетворительно поддерживаются бумажной технологией в том классическом виде делопроизводства, который можно наблюдать в большинстве канцелярий (рис.1(а)).

Рисунок 1.
Интранет - технология централизованного управления корпоративными коммуникациями.

С ростом компании увеличивается количество уровней управления, появляется специализация подразделений, формируются новые виды деятельности. При сохранении старой технологии корпоративных коммуникаций быстро нарастает интенсивность, сложность и значимость всех неофициальных коммуникаций. Основная нагрузка ложится на среднее звено управления и канцелярию, они становятся "узким местом" организации. Это часто приводит к эффекту "рассеяния контроля", когда нарастает хаотичность управления, и руководство теряет контроль за тем, где на самом деле принимаются решения (рис.1(б)). Компанию начинает лихорадить от постоянных организационных преобразований, и само управление начинает терять устойчивость.

В этой сложной ситуации Интранет предлагает эффективное и сбалансированое решение, обеспечивающее централизованное управление всеми корпоративными коммуникациями. Все официальные коммуникации поддерживаются корпоративной системой электронного документооборота на базе Web-сервера, а неофициальные - средствами электронной почты и телеконференций. Интранет-технология обеспечивает глубокую интеграцию всех видов коммуникаций (Рис.1(в)). Она позволяет централизованно управлять корпоративными коммуникациями, не накладывая ограничений на организационные формы компании. При внедрении Интранет-технологии компания приобретает информационную и организационную мобильность, и корпоративные коммуникации больше не ограничивают руководство в выборе организационных форм своей компании. Решения на базе Интранет-технологии обеспечивают не только высокую степень интеграции и мобильности, но и масштабируемость. Территориальная распределенность и размер компании перестает являться ограничивающим фактором для выбора вида организационной структуры. Внедрение Интранет-технологии фактически перемещает проблему выбора между централизованным и децентрализованым управлением в сферу администрирования КИС.

Интранет-технология нашла свое практическое применение во многих организационных формах. Особенно широкое распространение она получила в проектных формах управления, когда вся деятельность компании рассматривается как поток проектов. Обслуживание клиента или изготовление изделия производится автономной группой, которая использует корпоративные ресурсы, находящиеся под централизованным управлением. После завершения обслуживания или выпуска изделия группа распускается и ее сотрудники становятся свободным корпоративным ресурсом, находящимся также под централизованным управлением. История проекта и каждого сотрудника сохраняется в КИС, которая становится концентратором коллективного опыта всей компании - корпоративной базой знаний.

Обычно в западной управленческой литературе Интранет связывается с децентрализацией управления. Это не совсем корректно. Внедрение Интранет приводит не к децентрализации управления, а к большей независимости организационных форм управления от корпоративных коммуникаций, в рамках которых возможна как децентрализация, так и централизация. Децетрализация корпоративного управления является одной из ведущих тенденций современного западного менеджмента. Эта тенденция сформировалась еще 60-х годах, задолго до появления Интранет.

Интранет и корпоративная культура

Как было показано в первой части статьи, внедрение Интранет оказывает глубокое влияние на корпоративную культуру. Остановимся лишь на важнейших аспектах этого влияния.

Продолжение статьи

Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.

Обсудить на форуме
Отправить ссылку на страницу по e-mail


Interface Ltd.

Ваши замечания и предложения отправляйте автору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 13.02.01