СТАТЬЯ
19.10.01

Основные понятия и терминология стандартов SEI SW-CMM (SW-CMM Glossary)

Статья была опубликована на сайте www.adj.ru

Термин

Term

Определение

Components of the CMM

Установление Institutionalization Полное внедрение процесса до его становления частью корпоративной культуры организации.
Уровень зрелости Maturity level Уровень зрелости – это четко определенная ступень развития на пути к зрелости процессов разработки ПО. Пять уровней зрелости представляют собой высокоуровневую структуру СММ.
Устойчивость процесса Process capability Устойчивость процесса разработки ПО описывает диапазон ожидаемых результатов, которые должны быть получены путем выполнения процесса. Устойчивость процесса разработки ПО в организации предоставляет единый показатель по предсказанию наиболее вероятных выходов предстоящих проектов, выполняемых организацией.
КРА

Ключевая группа процессов

Key process area Каждый Уровень зрелости состоит из Ключевых групп процессов. Каждая Ключевая группа процессов определяет набор взаимосвязанных процессов, совместное применение которых обеспечивает достижение основных целей, необходимое для повышения устойчивости процесса до определенного Уровня зрелости. Ключевые группы процессов были выделены таким образом, чтобы они характеризовали конкретный Уровень. Например, одной из КРА Уровня 2 является Планирование проекта.
Цели Goals Цели резюмируют основные действия КРА и могут использоваться для определения эффективности внедрения организацией или проектом этой КРА. Цели определяют объем, границы и назначение каждой КРА.

Пример цели из КРА “Планирование проекта”: “Оценочные значения документируются и используются при планировании и мониторинге проекта”.

Основные атрибуты Common Features

Практические действия разделены по пяти секциям Основных атрибутов: Обязательство по выполнению, Способность выполнения, Выполняемые действия, Измерения и анализ и Проверка внедрения. Основные атрибуты отражают внедрение и установление КРА: эффективность, повторяемость и устойчивость.

Основной атрибут “Выполняемая деятельность” описывает работы по внедрению. Оставшиеся четыре атрибута описывают, насколько процессы установились в организации, стали частью корпоративной культуры.

Базовые практики Key practices Каждая Ключевая группа процессов (КРА) описывается посредством Базовых практик, которые, будучи выполненными, помогают достичь целей этой КРА. Базовые практики описывают инфраструктуру и работы, которые во многом способствуют эффективному внедрению и установлению КРА.

Например, одной из базовых практик КРА “Планирование проекта” является: “План проекта по разработке ПО разрабатывается в соответствии с документированной процедурой”.

Подпрактики Subpractices Подпрактики (или иначе, подчиненные базовые практики) приводятся под текстом базовых практик и описывают, что ожидается от организации по выполнению данной базовой практики. Подпрактики могут использоваться в качестве помощи при определении, удовлетворительно ли внедрены базовые практики.
Дополнительная информация (примеры) Supplementary information Информация, заключенная в рамки и приводящаяся по тексту базовых практик. Дополнительная информация включает примеры, уточнения и ссылки на другие КРА.
Обязательства по выполнению Commitment to Perform Обязательства по выполнению описывают действия, которые необходимо предпринять организации для обеспечения гарантии, что созданный процесс будет установлен. Обязательства по выполнению обычно содержит заявление политик организации и поддержки высшего руководства

» Ответственность руководства (ISO 9001)

Способность выполнения Ability to Perform Описывает начальные условия, которые должны существовать в проекте или организации, для успешного выполнения проекта разработки ПО. Способность выполнения обычно включает ресурсы, организационную структуру и обучение.

» Обеспечение ресурсами (ISO 9001)

Выполняемые действия Activities Performed Описывает роли и процедуры, необходимые для выполнения требований КРА. Атрибут “Выполняемые действия” обычно охватывает установление планов и процедур, выполняемые работы, ее отслеживание и корректировка в случае необходимости.
Измерения и анализ Measurement and Analysis Подчеркивает необходимость измерения процесса и анализа результатов измерения. Измерения и анализ обычно включает в себя примеры измерений, которые должны быть выполнены ля определения статуса и эффективности выполненных действий.
Проверка внедрения Verifying Implementation Описывает шаги, обеспечивающие выполнение работ в соответствии с установленным процессом. Обычно Проверка внедрения включает проверки и аудиты, проводимые руководством и группой SQA.

Термин

Term

Определение

Commitment to Perform

Заявления политики Policy Statements Заявления политик обычно относятся к тому, что проект должен следовать письменной политике организации, касающейся Базовых практик по той или иной КРА. Это подчеркивает связь между корпоративными обязательствами и выполняемыми проектами.

Утверждения, развертывающие заявления политики, обычно резюмируют деятельность, которая описывается в КРА, и могут использоваться для установления процессов посредством письменной политики.

В некоторых КРА (например, Ориентация на корпоративные процессы) фокус КРА направлен на организацию, а не на проект. В таких случаях заявления политики относятся к следованию организации письменной политике.

Лидерство Leadership В некоторых КРА “Обязательство по выполнению” содержит утверждение, связанное с назначением роли лидера (например, руководителя проекта разработки), либо с действиями спонсора, необходимыми для успешного установления КРА.

Термин

Term

Определение

Ability to Perform

Ресурсы и финансирование Resources and funding Большинство КРА содержат Базовые практики, отражающие необходимость в ресурсах и финансировании работ по данной КРА. Эти ресурсы и финансирование, описанные в подпрактиках, обычно делят на три категории: доступ к специальным знаниям, адекватное финансирование и обеспечение требуемыми инструментами. Различные инструменты, используемые при выполнении работ по КРА, указываются в Примерах.

Слово “финансирование” используется вместо слова “бюджет” для того, чтобы подчеркнуть: то, что уже выделено в проект, более влияет на реальный процесс, чем то, что просто запланировано.

Обучение Training В контексте СММ термин “обучение” рассматривается шире, чем в обычном смысле. Обучение проводится для того, чтобы улучшить навыки сотрудников при помощи специализированных инструкций и практик. Такое обучение может проводиться формальными или неформальными методами, направленными на передачу знаний и опыта между сотрудниками организации. Несмотря на то, что аудиторные занятия являются наиболее предпочитаемым видом обучения среди организаций, СММ также предполагает такие виды, как: видео-курс, компьютеризированные инструкции, наставничество и ученичество. КРА “Программа обучения” описывает конкретные действия, связанные с реализацией этих видов обучения.

Для отражения обучения СММ обычно используются два словосочетания. На Уровне 2 – “receive training”, а на Уровне 3 – “receive required training ”. Основное различие между этими словосочетаниями заключается в том, что обучение на Уровне 2 не является установившимся процессом в организации. Предполагается, что на Уровнях 3 и выше базовые практики Программы обучения управляют всеми действиями по обучению в организации.

Во всех КРА темы потенциального обучения выделены в рамки с примерами. Это подчеркивает, что различные организационные ситуации требуют различных подходов к обучению.

Ориентация Orientation В некоторых КРА присутствуют базовые практики, описывающих ориентацию. Термин ориентация используется в широком смысле, для отражения наименьшей глубины передаваемых знаний и опыта, чем при обучении. Ориентация – это обзор или введение в какую-либо область деятельности для надзора за ней или взаимодействия с ответственными за выполнение этой деятельности.
Начальные условия Prerequisite Items Некоторые КРА включают базовые практики, которые отражают необходимость в начальных условиях (например, План разработки ПО – является начальным условием для КРА “Прослеживаемость и контроль проекта”). В некоторых случаях эти начальные условия являются выходными данными другой КРА. В других случаях они являются объектами, получаемые извне по отношению к реализуемому проекту (например, системные требования в отношении ПО являются начальным условием для Управления требованиями).

В рамках философии СММ, делающая упор на базовых практиках, не все начальные условия перечислены по каждой КРА. Приведены только те, которые являются достаточно критичными для внедрения той или иной КРА.

Курсы по управлению качеством на основе CMM

Продолжение статьи будет опубликовано в течение недели

Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.

Отправить ссылку на страницу по e-mail
Обсудить на форуме


Interface Ltd.
Тel/Fax: +7(095) 105-0049 (многоканальный)
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Ваши замечания и предложения отправляйте автору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 19.10.01