НОВОСТЬ | 26.05.03 |
© Мартин Ла-Моника (Martin LaMonica), CNET News.com
До конца июня заказчикам будет передан для тестирования новый серверный комплекс с кодовым названием Jupiter, сообщают представители компании
Этот комплекс, в который будут включены инструменты Microsoft для создания специализированных бизнес-приложений, служит краеугольным камнем амбициозных планов компании по расширению доли динамично развивающегося рынка программного обеспечения интеграции.
Стратегия Microsoft связывает в единый комплекс по крайней мере три серверных приложения компании: в Jupiter войдут ПО интеграции BizTalk Server; Content Management Server для хранения и представления бизнес-документов и Commerce Server для создания веб-сайтов электронной коммерции.
Например, компания может использовать ПО Jupiter для автоматизации процесса управления страховыми требованиями, в котором собираются данные из множества корпоративных систем и документы рассылаются для утверждения нескольким должностным лицам.
Jupiter наряду с ПО веб-сервисов .Net станет важнейшим орудием в продолжающейся борьбе Microsoft за выход на рынок крупных бизнес-систем, где доминируют конкуренты, продающие продукты на платформе Java. В процессе этой борьбы Microsoft надеется — после трехлетних попыток — доказать, что ее ПО веб-сервисов достаточно надежно для решения ответственных задач.
По словам аналитика Forrester Research Тэда Шедлера, важным преимуществом Microsoft служит наличие согласованной архитектуры, единой модели разработки и готового к применению программного обеспечения.
И все же Microsoft относительно поздно пришла на рынок ПО интеграции объемом 1,5 млрд $, который стал одним из самых горячих полей сражения. Отдельным закрепившимся на этом плацдарме софтверным компаниям приходится отражать мощнейшие атаки со стороны таких тяжеловесов, как IBM, Oracle и BEA Systems.
По данным Gartner Dataquest за 2002 год, в категории интеграционного промежуточного ПО лидирует IBM, за которой следуют специализированные компании WebMethods и Tibco Software. Шедлер отмечает, что производители промежуточного ПО на базе Java обычно предлагают более сложные системы, решающие трудные и объемные вычислительные задачи. «Но сегодня людям нужна просто достаточно хорошая технология, и Microsoft этим пользуется. У Microsoft удачное соединение продуктов».
Несмотря на скудные ИТ-бюджеты, ПО интеграции, по данным Gartner, динамично развивающийся сегмент рынка промежуточного ПО — во многом благодаря тому, что распределение данных между приложениями доставляет ИТ-менеджерам постоянную головную боль.
Большинство продаж веб-сервисов Microsoft вращается вокруг ее инструментов разработки Visual Studio.Net. Jupiter в сочетании с Visual Studio.Net способен стимулировать продажи серверного ПО компании, так как такой комплекс поможет связать приложения .Net с существующими бизнес-системами.
Первым шагом стратегии Jupiter станет выпуск модернизированной версии ПО BizTalk, которая используется для транспортировки документов и данных между подразделениями компании или бизнес-партнерами. Эта новая версия BizTalk, которая должна быть завершена к концу года, ляжет в основу стратегии комплекса серверных приложений Microsoft. Компоненты BizTalk, включая службы документооборота, администрирования и обеспечения безопасности, будут интегрированы с Microsoft Commerce Server и Content Management Server для улучшения связи между тремя продуктами. Полный комплекс приложений должен выйти в первом полугодии будущего года.
Новая версия BizTalk впервые предложит ПО управления процессом документооборота на базе стандарта Web Services Business Process Execution Language (WSBPEL) и обеспечит поддержку стандартов веб-сервисов для более надежного обмена сообщениями и защиты. BizTalk будет тесно интегрирован с Visual Studio.Net и настольными приложениями Office.
Microsoft уже пыталась продавать серверные продукты в комплексе. В начале 90-х она предложила BackOffice, комплекс, состоящий из СУБД SQL Server, коммуникационного сервера Exchange, инструментов управления и другого ПО. Однако критики говорили, что отдельные приложения так и не были как следует интегрированы, поэтому среди компаний оказалось мало желающих приобрести все приложения BackOffice за раз. В 2001 году Microsoft отказалась от идеи BackOffice.
Jupiter стал второй попыткой Microsoft, причем на этот раз приложения действительно созрели для комбинации. Компании часто приобретают отдельные продукты для интеграции, создания порталов и обработки транзакций, но многие бизнес-процессы можно упростить, связав все эти инструменты между собой.
Microsoft выходит на рынок ПО интеграции в момент, когда специализированные компании, разрабатывающие только эти продукты, борются за выживание. Например, некогда преуспевающая Vitria никак не может вернуться к рентабельности. С прошлого года стоимость ее акций не поднимается выше 1 $. Gartner считает, что в прошлом году у специалистов отобрали долю рынка компании, специализирующиеся на промежуточном ПО Java, которые сами действуют на рынке интеграции относительно недавно.
Microsoft обратила рост конкуренции себе на пользу. Стратегию объединения ПО в комплекс, хотя бы и специально для Windows, вряд ли можно назвать оригинальной. IBM, BEA, Oracle и другие компании уже создали «комплексные платформы приложений». В такие комплексы серверного Java-ПО входят сервер приложений Java 2 Enterprise Edition (J2EE), ПО корпоративного портала, а также «брокеры» интеграции.
Серверному ПО Microsoft недостает и продолжительной истории, особенно в области решения наиболее ответственных вычислительных задач, таких как управление сложными финансовыми системами или веб-сайтами с интенсивной обработкой транзакций. Напротив, промежуточное ПО Java и специальное ПО интеграции от компаний вроде WebMethods и Tibco специально предназначено для управления крупными интеграционными проектами на многих операционных системах.
Руководитель одного из конкурентов Microsoft, WebMethods, утверждает, что Jupiter будет пользоваться ограниченным спросом у компаний с несколькими операционными системами и приложениями, разработанными при помощи разных моделей программирования. Так что Jupiter обращен главным образом к малым и средним предприятиям, решившим стать 100%-ными пользователями Windows, считает старший вице-президент WebMethods по развитию бизнеса Скотт Опиц.
Перед Microsoft стоят и сложные проблемы компоновки. Например, компания еще не решила, продавать ли ей самостоятельную версию BizTalk независимо от комплекса Jupiter и включать ли в комплекс Host Integration Server, извлекающий данные из мейнфреймов.
Еще не определенные цены на Jupiter тоже проблема. Хотя приобретать серверные продукты комплексом удобно, заказчики могут не пожелать платить за весь пакет, если им нужны не все его функции. Это стало одной из причин неудачи BackOffice.
Но даже до того, как появится полный комплекс Jupiter, новая версия BizTalk будет достаточно зрелой, чтобы конкурировать с утвердившимися игроками, отмечают аналитики. Microsoft не преминет воспользоваться плодами повышенной возмужалости своей операционной системы Windows Server 2003 и СУБД SQL Server 2000 Enterprise Edition, которые значительно улучшили надежность Windows-приложений индустриального уровня.
Одно из важнейших преимуществ Microsoft по отношению к конкурентам на рынке серверного ПО заключается в ее доминировании на рынке настольного ПО. Компания опирается на это, чтобы упрочить свои позиции в сегменте серверного ПО индустриального уровня. Например, инструмент программирования Microsoft Visio в результате проектирования многошаговых бизнес-процессов будет вырабатывать BPEL-совместимый код.
В Jupiter войдут и так называемые инструменты контроля за бизнес-активностью, позволяющие пользователям электронной таблицы Excel наблюдать за ходом бизнес-процесса. Например, менеджер call-центра может поручить механизму документооборота помечать в таблице входящие звонки, обслуживаемые с длительной задержкой.
Серверное ПО Jupiter тесно взаимодействует со средствами построения форм InfoPath, которые Microsoft встроила в Office 2003. InfoPath позволяет создавать формы, определенные как XML-документ. Связывая формы с механизмом документооборота на базе XML из Jupiter, можно задать этапы утверждения простого бизнес-процесса оформления заказ-нарядов.
Тесная связь настольных и серверных приложений Microsoft в сочетании с традиционными преимуществами компании в сфере цен и простоты эксплуатации позволяет ей нанести сильный, хотя и запоздавший, удар по рынку серверного ПО.
«Microsoft мобилизует свой традиционный ресурс, каковым является доминирование на рынке десктопов, и усиливает его новыми преимуществами в области серверного ПО, — говорит аналитик ZapThink Рон Шмельцер. — Я не представляю, кто еще мог бы сделать это, кроме Microsoft».
INTERFACE Ltd. |
|