Вы находитесь на страницах старой версии сайта.
Переходите на новую версию Interface.Ru

МАТЕРИАЛ23.05.03


У Windows новый конкурент: она сама

© Джо Уилкокс (Joe Wilcox), CNET News.com

В прошлом году Microsoft сделала именно то, чего убедительно просила не делать суд: фрагментировала Windows

В апреле 2002 года председатель правления компании Билл Гейтс свидетельствовал в суде, что слишком много версий Windows — это плохо для потребителей и для конкуренции. Но с тех пор сама Microsoft практически удвоила число «одновременных» версий операционной системы — и довела их примерно до двух дюжин.

Цель такого размножения, по мнению аналитиков, заключается в том, чтобы создать конкуренцию внутри самого монопольного рынка Microsoft. Компания понимает, что потребители и предприятия хотят иметь выбор. К тому же увеличение числа версий может способствовать росту продаж и заполнению ниш, оставшихся пустыми из-за отсутствия внешних альтернатив. «Одним и тем же всех уже не удовлетворишь, — говорит аналитик Technology Business Research Линди Лесперанс. — Microsoft ищет способы создать спрос в новых сегментах рынка».

Так, с ноября Microsoft выпустила три новые версии только в семействе ОС Windows XP. «Фрагментация Windows означает, что... Microsoft конкурирует сама с собой, предлагая разные продукты по разным ценам для разных сегментов рынка», — комментирует юрист по антимонопольному праву Kelley Drye & Warren Гленн Манишин.

В то же время размножившиеся версии Windows создают путаницу. В начале месяца компания анонсировала новую программу shared source, которая откроет производителям и разработчикам более широкий доступ к исходному коду Windows СЕ. Но эта программа не распространяется на другие Windows СЕ-продукты, такие как Pocket PC.

Год назад девять штатов и округ Колумбия требовали, чтобы федеральный судья заставил Microsoft выпустить еще одну версию Windows ХР без так называемого промежуточного ПО, такого как браузер и поддержка цифровых медиа. Штаты утверждали, что этот второй вариант создаст конкуренцию на рынке настольных операционных систем и middleware-технологий, которые Microsoft «прикрутила» к Windows.

Но Гейтс, выступая три дня подряд в качестве свидетеля, уверял, что такие меры приведут к «фрагментации» Windows, запутают заказчиков и создадут экономический хаос на рынке ПО для ПК. Дифференциация Windows повредит многим компаниям, которые зависят от стабильности базового кода, уверял Гейтс. Он не согласился с утверждением одного из прокуроров, что Windows уже и так фрагментирована, потому что Microsoft продает и новые, и более ранние версии.

Юристы представили аргументацию Гейтса как классическую защиту монополии. На языке антимонопольного права и экономики дифференциация и фрагментация — синонимы конкуренции. И все же в ноябре федеральный судья отказался выполнить требование штатов о выпуске дополнительной, модульной версии Windows.

Относительно новых версий Windows Манишин говорит, что «монополистом можно назвать лишь того, кто может продавать один и тот же продукт по разным ценам». Microsoft уверяет, что то, как она поступает с Windows, принципиально отличается от возможных последствий передачи операционной системы во власть других компаний.

«Есть большая разница между компанией, выпускающей несколько разных версий своего собственного продукта для удовлетворения конкретных потребностей заказчиков, и тем, чтобы позволить сотням других компаний просто выбрасывать части продукта, разработанные и испытанные Microsoft», — говорит представитель Microsoft Марк Муррей. Microsoft убеждена: «Важно, чтобы заказчики и разработчики имели возможность опереться на наши продукты, зная, что там есть все нужные им функции и возможности».

Многоликая Windows

Восемь лет назад, когда Microsoft выпустила Windows 95, компания предлагала еще всего одну версию операционной системы — Windows NT, которая слабо распространялась до выхода в конце 1996 года версии 4.

К 2000 году Microsoft значительно увеличила число версий Windows. Потребители могли приобрести Windows МЕ, хотя многие продавцы и производители ПК все еще предлагали Windows 95 или 98. Предприятия сначала могли выбирать из двух версий Windows 2000, но в 2001 году Microsoft добавила еще две high-end версии. Продажи Windows NT тогда еще превышали продажи Windows 2000. К тому же компания выпустила Windows CE для таких устройств, как электронные органайзеры (PDA).

В течение 2002 года Microsoft быстро наращивала стратегию создания большего числа версий Windows — хотя Гейтс и уверял в суде, что дифференциация вредит потребителям. В то время, когда Гейтс выступал в суде, Microsoft предлагала три основные версии Windows ХР: Home для потребителей, Professional для предприятий и Embedded для таких устройств, как банкоматы и кассовые аппараты. К концу 2002 года Microsoft добавила еще две версии: Windows XP Media Center Edition и Windows XP Tablet PC Edition. Наконец, в прошлом месяце Microsoft выпустила шестую версию, Windows XP 64-bit Edition.

24 апреля Microsoft официально выпустила ОС Windows Server 2003, которая также выйдет во множестве версий. Три из них, Standard, Enterprise и Datacenter, уже знакомы по Windows 2000. Четвертая версия, Windows Server 2003 Web Edition, новая. Версии Enterprise и Datacenter поставляются еще и в 64-разрядном варианте.

Windows CE .Net, как и Windows XP Embedded, предназначена для не-ПК продуктов со встроенными процессорами. Microsoft предлагает ПО для самых разнообразных устройств, включая ТВ-приставки и карманные ПК.

Но Microsoft дифференцировала Windows CE во многих версиях. Одна — это базовый код, на основе которого другие компании создают собственные продукты. Продаются также так называемые Windows Powered версии СЕ: Pocket PC, операционной системы Pocket PC Phone Edition и Smartphone. Еще одна версия, Windows CE for Smart Displays, предназначена для плоских мониторов, которые можно отсоединять от ПК и использовать со стилусом. Microsoft работает еще над одной версией Windows CE с кодовым названием Media2Go — для портативных видео- и музыкальных плееров.

На сегодняшний день Microsoft предлагает около полудюжины разных версий каждой из операционных систем Windows XP, Windows Server 2003 и Windows CE .Net. Windows 2000 Microsoft тоже считает «текущим» продуктом. С учетом 64-битных версий Microsoft предлагает еще около шести разных версий Windows 2000, что доводит общий счет до 24. В эти две дюжины версий не входят более старые продукты, такие как Windows 98, которые все еще продаются в розницу и некоторыми производителями ПК.

«Очевидно, что фрагментация налицо», — говорит Манишин.

Голова кругом

Аналитики считают фрагментацию Windows обдуманным всеохватывающим планом Microsoft, особенно если учесть, что компания начинает разнообразить операционные системы и по функциональным возможностям. Например, версии Windows XP Home и Professional нацелены на потребителей или предприятия. Media Center Edition обслуживает развлекательные функции, такие как цифровая видеозапись, а Tablet PC составляет основу отдельной версии ОС для лаптопов.

Три главные версии Windows ХР по существу содержат одни и те же базовые компоненты, отмечает аналитик Directions on Microsoft Майкл Черри. «Но Media Center и Tablet PC — разные системы. Это надстройка над Windows — то есть в них имеются компоненты, отсутствующие в других версиях, или такие, которые в других версиях скрыты».

Аналитик IDC Роджер Кей считает, что со временем Microsoft еще больше разнообразит спектр своих продуктов. Одно из важных отличий Tablet PC от Windows XP заключается в поддержке сенсорных дисплеев, позволяющих писать на экране портативного устройства посредством стилуса. По мере того как все больше производителей будет вводить такие дисплеи в конструкцию своих лаптопов, Microsoft может выпустить Tablet PC-версию Windows XP для ноутбуков. Аналогичным образом может развиваться и Windows Media Center, первоначально появившийся как потребительская версия ХР.

С точки зрения продуктов ключевым элементом конкурентного рынка служат функциональные возможности, пользовательские интерфейсы или компоненты, нацеленные на определенный круг покупателей, как на современном рынке сотовых телефонов. «Потребители знают, какие функции им нужны, и ищут именно их, — говорит Лесперанс. — Но интересует ли их, какая ОС работает в телефоне?».

Обычно разнообразие обеспечивается множеством производителей оборудования, которые, подстраиваясь под покупателей, добавляют или исключают функции, или другими производителями ПО, выпускающими такие операционные системы, как Symbian для сотовых телефонов. В случае же Microsoft конкурирующие продукты строятся вокруг базового кода Windows. «Философский вопрос о неприемлемости наличия множества редакций операционной системы существовал лишь до тех пор, пока Microsoft их не выпустила. Теперь в этом нет ничего предосудительного», — говорит Кей.

Черри согласен с этим, но выдвигает технологическое обоснование подхода Microsoft: «Похоже, что преимущество такого разнообразия заключается в том, что Microsoft может оптимизировать Windows для разных приложений».

Аналитики согласны с заявлением Гейтса по поводу запутывания потребителей. От слишком большого числа версий Windows при выборе продуктов или поправок голова может пойти кругом. В последнем случае проблема — в разнообразии в пределах одного и того же семейства ОС, особенно для настольных ПК. «Допустим, я системный администратор компании, в которой используются ПК, лаптопы и планшеты, — рассуждает Черри. — Теперь мне надо отслеживать две версии — Professional и Tablet. Или, допустим, у меня дома есть ПК и медиацентр. Мне, опять же, придется следить за двумя версиями».

Черри отмечает, что все труднее становится определить, какие поправки или секьюрити-патчи применять к тем или иным версиям Windows. А Кей ссылается на свой опыт тестирования Windows Media PC, когда операционная система постоянно загружала обновления, предназначенные для основной версии ХР. «Это может вывести ОС из строя, — говорит он. — Дело не только в путанице, но и в вероятности технических проблем».


Обратиться в Interface Ltd. за дополнительной информацией/по вопросу приобретения продуктов
Курсы по продуктам Microsoft

О компании Microsoft

Основанная в 1975 году, компания Microsoft является ведущей мировой корпорацией, специализирующейся на производстве программного обеспечения. Microsoft разрабатывает передовые программные продукты для персональных компьютеров, которые позволяют существенно повысить эффективность труда и использовать новейшие достижения информационных технологий на работе, дома и при обучении. Программные продукты корпорации Microsoft пользуются огромной популярностью среди заказчиков во всем мире и получили широчайшую поддержку сторонних компаний, предлагающих сервисные услуги на компьютерном рынке.

Подробнее о продуктах Microsoft
Приобрести продукты Microsoft в Интернет-магазине ITshop.ru

За дополнительной информацией обращайтесь в Interface Ltd.

Обсудить на форуме Microsoft

Рекомендовать страницу

INTERFACE Ltd.
Телефон/Факс: +7 (495) 925-0049
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Rambler's Top100
Ваши замечания и предложения отправляйте редактору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Дата публикации: 23.05.03