Сергей Андреев, президент ABBYY: В 2009 году российский рынок ПО сменил курс

Источник: cnews
Елена Гущина

CNews: Итоги этого года для многих ИТ-компаний весьма показательны: кризис каждый день выявляет для нас новые, болезненные зоны взаимодействия российских поставщиков, заказчиков и государства, выступая ключевым регулятором отрасли. Какие "зоны риска" оказались наиболее опасными для российских разработчиков и насколько эти проблемы сродни мировым тенденциям?

Сергей Андреев: В разных странах ситуация на рынке ИТ в этом году развивалась довольно неравномерно. Если оценивать объемы продаж ПО ABBYY, то их падение в России по итогам первого полугодия 2009 года оказалось значительно выше - приблизительно 25%, в то время как на Западе аналогичный показатель варьировался в пределах 16%. На текущий момент прослеживается тенденция к улучшению, но, как мне кажется, это лишь временное затишье, поскольку ключевые причины, которые породили этот кризис и сдвинули с мертвой точки мировую финансовую систему в августе-сентябре прошлого года, еще не устранены.


Сергей Андреев: Даже в условиях такой неопределенности очень важно работать на перспективу

В разрезе клиентских рынков, основной удар, конечно же, пришелся на розницу, но оживление ощущается и здесь: например, если в первом квартале продажи "домашних" продуктов сократились на 80%, то во втором они составили уже 60%. Корпоративный сектор, наоборот, ведет себя более инерционно и уравновешивает ситуацию, так как отказаться от реализации намеченного проекта гораздо сложнее, чем от похода в магазин за "коробочным" продуктом.

CNews: Как в ситуации, когда российские ИТ-бюджеты сокращаются, отечественным разработчикам ПО cохранить свои позиции и, возможно, найти точки роста? Ведь кризис - это еще и дополнительный стимул к развитию.

Сергей Андреев: Скорее даже - импульс и возможность определить запас своей прочности. Изначально наша компания не предпринимала каких-либо резких действий, а оценивала ситуацию, не меняя параметров бизнеса, пересматривала каждое свое направление с точки зрения возврата инвестиций. Дело в том, что нынешний кризис отличается особой динамичностью - его невозможно спрогнозировать, как это было в 1998 году, когда произошел резкий негативный скачок, после которого ситуация довольно быстро стабилизировалась. Тем не менее, даже в условиях такой неопределенности очень важно работать на перспективу. Например, в бизнес-портфеле нашей компании на каждые два прибыльных проекта приходится около пяти инвестиционных, экономической прибыли от которых можно ожидать лишь по прошествии вполне ощутимых сроков. Подобной стратегии ABBYY придерживается уже 20 лет, и это всегда позволяло поддерживать кэш-позитивный баланс, а накопленную прибыль реинвестировать в будущие разработки. В текущей ситуации мы не отказались ни от одного нашего проекта, но, как и в любой другой компании, нам пришлось незначительно сократить численность персонала (примерно на 10%). Основное же преимущество - технологии, профессиональный уровень и позитивный настрой в команде единомышленников - нам удалось сохранить. К слову сказать, именно инженеры и их способности совершать прорыв в сфере hi-tech, решать интересные исследовательские задачи составляют главный потенциал нашей страны, и ИТ-компании должны использовать его именно сейчас.

CNews: С момента образования вашей компании происходило достаточно много экономических спадов, тем не менее ABBYY удалось их не только преодолеть, но и найти своих пользователей в других странах. Вы разработали собственную стратегию "выживания"?

Сергей Андреев: Почему "выживания"? Всегда нужно жить - ведь это прекрасно, а экономические спады рано или поздно заканчиваются хотя бы в силу того, что мировая экономика развивается циклично, просто нужно понимать и быть готовыми к подобным явлениям. В ABBYY две основные ценности: командный подход к работе и общность интересов. Именно команда является тем самым фактором, который позволяет стабилизировать обстановку в компании и, при необходимости, поступаться какими-то личными целями в пользу корпоративных. Потому что если бы у людей были только свои персональные цели, как, cкажем, карьера и заработок, то в случае кризиса такой коллектив начинает быстро распадаться. А это уже критично для любой компании в любой кризис. Поэтому при найме сотрудников мы всегда очень внимательно следим за тем, чтобы это все-таки были люди команды: люди, которым интересно работать, и люди, которым важно, с кем они работают, как они работают, над чем они работают. К сожалению, в капиталистическом обществе таких людей очень мало. Известная американская поговорка "если ты такой умный, то почему ты такой бедный" не только характеризует стремление к деньгам, но и демонстрирует неустойчивость общества, которое интересуют лишь материальные ценности. Для ИТ такое отношение - риск вдвойне, так как продолжительность любого серьезного проекта (например, разработка очередной версии программы ABBYY FineReader) длится не менее двух лет, что требует высокой профессиональной отдачи, долгосрочных рабочих связей между специалистами и диктует определенные организационные формы внутри компании.

 


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=22624