© Сергей Лосев
Эта статья была опубликована на сайте Силиконовая Тайга
Рынок услуг, предоставляемых по схеме аутсорсинга, растет из года в год, не только обеспечивая компаниям работу с многофункциональными бизнес-приложениями, но и оказывая положительный эффект на развитие бизнеса в целом. И хотя здесь не исключены разного рода риски, связанные с потерей и кражей информации, несоблюдением договоров и некачественным сервисом, многие российские и западные предприятия пользуются аутсорсингом все чаще.
По оценкам аналитической компании Gartner Group, в ближайшие годы доля аутсорсинга в общем объеме рынка ИТ-услуг увеличится по меньшей мере вдвое - с 3% за предыдущий год до 6-7% к 2008-му, при этом наибольший рост произойдет в секторе ASP-услуг (Application Service Provider). Такая тенденция сохранится и в будущем, поскольку наблюдается все больший спрос на call-, data-центры, решения для электронной коммерции, арендуемые финансовые и аналитические системы, хранилища данных - это, пожалуй, основные причины растущей (хотя и очень неспешно) популярности аутсорсинга и услуг аренды приложений в России.
Каждая растущая компания сталкивается с нехваткой кадров, информации, времени, неподготовленностью ИТ-инфраструктуры - и все это мешает справляться с возросшими требованиями. Например, предприятия малого и среднего бизнеса пока не могут позволить себе тратить значительную часть бюджета на ИТ: покупку компьютеров, прокладку более производительных сетей, установку новых серверов и т.п. В том случае, когда невозможно пригласить специализированных специалистов (скажем, для решения вопросов безопасности), расширить инфраструктуру, решить вопросы, связанные с производственными процессами и взаимоотношения с клиентами, есть неплохой выход: прибегнуть к аутсорсингу либо арендовать необходимые бизнес-приложения, процессы или ресурсы (т.е. воспользоваться ASP-услугами).
Несмотря на кажущееся сходство - использование сторонних ресурсов и приложений, между аутсорсингом и ASP много различий, и выбор способа отношений между заказчиком и исполнителем зачастую зависит от ИТ-подразделений, а также от того, как в каждом конкретном случае решаются вопросы безопасности, управления и контроля данных. ASP-услуги - это типовой набор решений или приложений для использования многими клиентами, и если при взаимотношениях между клиентами и заказчиками аутсорсинг использует модель "один-к-одному", то ASP - "один-ко-многим". Различия есть и в подходах к созданию информационных решений. В модели ASP превалирует трехуровневая архитектура (хотя при этом ничто не мешает устанавливать приложения на рабочих станциях заказчика), благодаря которой можно сэкономить на оборудовании: все необходимые приложения располагаются на сервере провайдера, а клиент арендует их, используя только нужные ему функции.
Экономическая целесообразность аутсорсинга вполне может перевесить такие проблемы, как передача некоторых критически важных бизнес-функций (в том числе и управленческих) стороннему исполнителю, обучение чужих специалистов, утечка информации или невыполнение в срок определенных соглашений. Различные статистические исследования утверждают, что сократить издержки производства при аутсорсинге можно на 30-50%, хотя при этом появляются другие расходы, связанные, например, с поиском исполнителей и поставщиков услуг аренды приложений, доставкой продукции и т.п. Но их величина, как правило, несопоставима с расходами на реализацию ИТ-задач собственными силами.
Значительная часть таких расходов (до 80%) при использовании аутсорсинга достается владельцу ИТ-инфраструктуры, то есть компании, которая, собственно, и занимается продажей, сбытом ПО, услуг, обеспечивает хранение или доставку информации по сетям. Все эти расходы заказчика и клиента относятся к так называемым транзакционным издержкам, от которых и зависит выгодность аутсорсинга: если стоимость приобретения некой услуги на рынке высока, то соответствующие подразделения необходимо создавать на предприятии.
Компании, как правило, стремятся рационализировать свой бизнес, вынуждая сотрудников сосредотачиваться на определенных бизнес-целях, к примеру, на CRM-системах или системах бизнес-аналитики. По различным оценкам, установка и адаптация таких решений в зависимости от сложности занимает от двух-трех месяцев до полутора лет. При этом, как и в любом другом ИТ-проекте, последовательно выполняются разработка стратегии, выбор ПО и оценка его функционала, установка и тестирование. Если найдется партнер, способный предоставить лучший сервис, то игнорировать аутсорсинг становится попросту невыгодно: сэкономленные деньги позволяют оптимизировать внутрикорпоративные бизнес-процессы и повышать общий доход предприятия.
Предлагаемые аутсорсинговыми компаниями и ASP-провайдерами (среди них - вендоры, системные интеграторы, операторы связи и т.п.) услуги и решения можно разделить на три группы: аппаратные, телекоммуникационные и системные средства для поддержания инфраструктуры в работоспособном состоянии; поставка и внедрение бизнес-продуктов; сопровождение готовых информационных систем.
Заключив краткосрочный контракт, который вполне можно считать испытательным сроком провайдера, и в случае успеха продлив его, можно избежать проблем и в будущем снизить двухсторонние (!) риски, связанные с недостаточной осведомленностью о возможностях аутсорсинговых компаний, утечкой коммерческой информации, ограниченным контролем над проектом. Дальнейшие этапы взаимодействия заказчик - аутсорсер в общем-то очевидны: заключается соглашение об уровне обслуживания (service level agreement), в котором детально прописываются услуги, время исполнения, условия платежей, правовые вопросы и штрафные санкции.
Бизнес аутсорсинговых компаний обычно строится на тех же принципах, что и в любой другой организации, - несмотря на высокую динамичность рынка, аутсорсеры тоже заботятся о своей репутации и финансовой стабильности, стараются как можно дольше продержаться на рынке. При выборе аутсорсера или ASP-провайдера учитываются самые разные факторы: как долго претендент работает на рынке, каковы его опыт и знания, способен ли он справиться с нуждами заказчиков и обеспечить им необходимую поддержку. Но поскольку рынок аренды приложений еще очень молод, мало какая компания может похвастаться большим опытом, знаниями и профессиональными ИТ-специалистами. Возможно, это и объясняет невысокую популярность аренды приложений в России. Дмитрий Комиссаров, директор проекта DATA FORT компании IBS, называет еще одну причину слабого развития ASP-рынка в нашей стране. Она связана с неготовностью представителей малого и среднего бизнеса платить за лицензионное ПО или его аренду и использовать унифицированные стандартные решения в своей работе, со стороны же крупных предприятий есть желание "владеть" лицензией, а не арендовать соответствующее ПО.
Тем не менее схема ASP позволяет избежать значительных финансовых вложений на последующую модернизацию или смену программного обеспечения и адаптацию его под нужды предприятия - ведь все необходимые действия выполняются уже при выборе и оценке функциональных возможностей ПО, когда по сути еще не затрачено ни копейки. По логике это должно привести к росту интереса к ASP.
Кроме того, в России, как и во всем мире, все чаще используется аутсорсинг ресурсов, задач и процессов: для выполнения каких-то определенных бизнес-функций нанимаются специалисты, системные интеграторы или операторы связи. Так, если проранжировать причины обращения компаний к аутсорсерам, то на первых позициях окажутся именно необходимость найма квалифицированного персонала, сокращение времени реализации проекта и высвобождение внутренних ресурсов для других бизнес-задач.
Желание снизить риски при выполнении внутрикорпоративных и аутсорсинговых ИТ-проектов вынуждает компании искать новые подходы к управлению информационными службами, позволяющие эффективно решать бизнес-задачи. Один из таких подходов получил название ITSM (Information Technology Service Management - управление ИТ-сервисами); он строится на базе моделей и концепций, изложенных в ITIL (IT Infrastructure Library - библиотека инфраструктуры ИТ, по сути представляющая собой набор документов и правил об управлении информационными технологиями).
Модель ITIL/ITSM опирается на ИТ-службу организации, которая выступает главным партнером бизнеса и не только решает задачи функционирования компьютеров и сетей, но и участвует в принятии управленческих решений, формируя требования к набору и качеству услуг. ИТ-услуги при этом становятся главным продуктом ИТ-служб, а взаимодействие между организационными бизнес-единицами основано на процессном подходе.
На практике это требует полного анализа информационных потоков, выработки ИТ-стратегии и адаптации к ней ИТ-инфраструктуры. На этих трех этапах как раз и решается, насколько прозрачным надо делать бизнес и стоит ли передавать отдельные задачи партнерам. Конечно, не все участники ИТ-рынка безоговорочно принимают модель ITIL/ITSM; они считают, что не стоит экономить на собственной автоматизации и чрезмерно заботиться о вопросах окупаемости ИТ-отделов. В бизнесе существует немало форс-мажорных ситуаций, когда управленческое решение нужно принимать сразу и напрямую, а не передавать его через серию партнеров.
Впрочем, на это можно возразить тем, что такие ситуации случаются лишь при недостаточном участии ИТ-подразделений в планировании и управлении компанией. Не исключено, что в сервисных соглашениях с партнерами не были учтены такие важные критерии, как уровень доступности, производительность, стоимость и поддержка, а потому впоследствии анализ качества управления услугами оказался затруднен. Четко определив, где и почему возникают проблемы и насколько хорошо выполняется обслуживание, можно оптимизировать предоставление услуг, определять и минимизировать убытки от простоев, задавать приоритеты решения задач, а также выявлять проблемы, как говорится, до того, как грянет гром…
В рамках модели ITIL/ITSM куда проще рассчитывать и окупаемость ИТ-проектов, поскольку грамотное управление ИТ-услугами не только сокращает простои, но и увеличивает прибыли организации. Впрочем, чтобы добиться всего этого, ИТ-подразделению компании необходимо выполнить ряд мер, направленных на совершенствование технического обслуживания, предотвращение проблем и сбор информации для диагностики и обнаружения причин сбоев, поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры без увеличения численности персонала. Так, по мнению IDC, которая регулярно оценивает эффективность ИТ-служб компаний, инвестиции в ИТ позволяют за короткие сроки (от трех месяцев до полугода) получить возврат инвестиций и добиться многократной экономии средств.
На российском рынке уже доступны услуги аренды приложений, рассчитанные на частных, корпоративных клиентов. По последним исследованиям Forrester Research, более 95% малых предприятий заключают соглашение с датацентрами, call-центрами, крупнейшими производителями бизнес-ПО (Microsoft, Novell, Siebel Systems, SAP AG и др.), налаживая таким образом прямую связь с вендорами. Видя столь живой интерес со стороны некрупных компаний, многие вендоры и сами стали серьезнее относиться к малому и среднему бизнесу. Подобной позиции придерживаются такие гиганты, как Microsoft, которая предлагает аренду Microsoft Office, семейство приложений Microsoft Business Solution и других продуктов; Oracle, образовавшая подразделение Oracle Business Online; Sun Microsytems, продвигающая свои бизнес-решения с помощью партнеров Lucent Technologies и iPlanet; IBM, распространяющая СУБД DB2 и другие собственные продукты по подписке. Все это лишний раз подтверждает тенденцию роста доли программного обеспечения в общем бюджете ИТ-проектов. Данный подход позволяет не растрачивать огромные усилия на создание команды специалистов; вместо этого можно сосредоточиться на выборе правильных схем аутсорсинга, определения стратегии и управления аутсорсинговыми проектами.
В России же, во-первых, ввиду отсутствия госзаказа на корпоративные информационные системы и слабой заинтересованности крупных корпоративных заказчиков в инновациях, а во-вторых - из-за недостаточной насыщенности отраслевых компаний компьютерным оборудованием и неготовности приобретать высокотехнологичное ПО аутсорсинг и аренда приложений все еще весьма редки. Комментируя эту ситуацию, Алексей Скоробогатов, директор отделения разработки информационных систем компании "Форс - Центр разработки", поясняет, что аутсорсинг и ASP в нашей стране появились сравнительно недавно, и потому доверие заказчиков к этим услугам невысоко. С одной стороны, тому виной факт, что далеко не всегда приходится иметь дело с надежным поставщиком, который будет воспринимать проблемы заказчика как свои собственные, но с другой - не исключаются факты недобросовестного отношения привлекаемых специалистов к работе и банальной утечки информации. И при этом еще ограничиваются возможности контроля, ведь трудно контролировать каждый шаг сотрудников, которые могут находиться за тысячу километров.
Тем не менее - и с этой оценкой согласны многие аналитики и участники рынка аутсорсинговых услуг - в ближайшее время ситуация коренным образом должна измениться: поскольку ИТ-бюджеты ограничены, а проекты требуют серьезных затрат и к тому же становятся все более сложными, разумнее поручать их профессиональным исполнителям.
За дополнительной информацией обращайтесь в компанию Interface Ltd.
INTERFACE Ltd. |
|