Информационно-аналитическому аспекту в организации деятельности предприятий всегда уделялось достаточно много внимания. Однако сегодняшний пик интереса к этой теме нельзя объяснить только возросшей сложностью управления предприятием. Современные информационные технологии -- это тот долгожданный инструмент, который позволяет так реорганизовать деятельность предприятия, чтобы в условиях постоянно изменяющегося современного рынка максимально использовать имеющиеся ресурсы и возможности.
Что же изменилось? Если в эру централизованных информационных систем доступ к информационным ресурсам был ограничен только узким кругом лиц, принимающих "глобальные" решения, то с внедрением распределенных технологий, основанных на архитектуре "клиент/сервер", необходимая для принятия "локальных" решений информация стала доступна на каждом рабочем месте. Это позволяет "делегировать" принятие решений соотвествующего уровня непосредственно на рабочие места, где собственно и выполняется работа. Тем самым снимается отвлекающая от основной деятельности нагрузка, связанная с иерархией согласований, повышаются оперативность и качество, например, обслуживания клиента на одном рабочем месте без необходимости организации "конвейера" для выполнения простых заказов. А внедрение программных систем поддержки принятия решений обеспечивает приемлемый уровень компетентности, исключая возможность грубых ошибок со стороны новых сотрудников.
Почему же, наряду с примерами успешной реорганизации бизнес-процессов (наиболее яркие -- из жизни американских и западно-европейских компаний), чаще приходится сталкиваться с описанием неудач: реже -- в публикациях, гораздо чаще -- в "кулуарах" семинаров и конференций. "К сожалению, мы должны отметить, -- пишут Хаммер и Чампи в своей известной книге (Michael Hammer & James Champy "Reengineering the Corporation", HarperCollins Publ., 1993), -- что многие компании, проводящие реорганизацию, не добиваются в ней успеха. После всех усилий они оказываются на том же месте, с которого начали: никаких серьезных изменений не происходит. Качество выполнения работы не улучшается, и напрашивается вывод, что это еще одна неработающая программа усовершенствования бизнеса. По нашим оценкам, от 50 до 70 процентов всех организаций, предпринимавших усилия по реорганизации бизнес-процессов, не достигли тех результатов, на которые они рассчитывали".
"Однако, -- подчеркивают авторы книги, -- хотя реорганизация часто не приносит желаемых результатов, ее нельзя назвать рискованным мероприятием. Это вовсе не парадокс. Сравните, например, риск при игре в рулетку и в шахматы. Рулетка -- игра с высоким уровнем риска, а шахматы -- нет; однако человек может проигрывать в шахматы не реже, чем в рулетку. Исход игры в рулетку решает случай. Игрок ставит деньги и с этого момента не может влиять на исход игры. В шахматах, наоборот, случай не влияет на исход игры. Тот, кто играет лучше, может рассчитывать на победу. Проигрыш -- результат недостаточных способностей и недостаточно хорошо продуманной стратегии".
В шахматах даже при наличии огромного количества выигранных партий и рекомендаций по выбору правильной стратегии нет единственного "рецепта" достижения победы. Точно также и в реорганизации бизнес-процессов не существует универсального решения, и каждая организация должна выбрать из множества возможных путей решения своих проблем единственный ведущий к цели. Сложность выбора стратегии реорганизации бизнес-процессов усугубляется еще и тем, что возможные решения предлагаются фирмами, которые свой выбор уже сделали, а значит, считают его наилучшим проверенным выбором и для других. Поэтому вполне реальным становится риск стать на путь решения не "своих", а "чужих" проблем. С этой точки зрения, более объективным и полезным был бы опыт фирмы, которая на себе "проверила" несколько вариантов и технологий реализации проекта реорганизации бизнес-процессов в близких и смежных предметных областях.
В принципе, такой подход к реорганизации бизнес-процессов не только возможен, но и, в силу своей перспективности, становится довольно популярным. Речь идет о такой практике, когда фирма, заинтересованная в реорганизации своих бизнес-процессов, поручает эту работу другой, лучше всего, независимой (в смысле конкретной аппаратно-программной платформы) консалтинговой фирме, специализирующейся в области реорганизации бизнес-процессов. Для успешного решения именно своих проблем фирма-заказчик на время выполнения проекта реорганизации включает собственных экспертов в предметной области в состав коллектива исполнителей. Преимущество этого подхода в сравнении с решением подобной задачи силами собственного информационно-аналитического отдела определяется прежде всего гораздо большим опытом и компетностью специалистов фирмы-исполнителя в выборе наиболее удачного решения в широком спектре стремительно развивающихся информационных технологий.
В этой ситуации определяющим фактором успеха часто становится правильный выбор партнера по реализации проекта. Постоянно ощущавшаяся потребность в сравнении различных подходов и решений, накоплении и использовании имеющегося в различных организациях практического опыта применения информационных технологий в управлении производственными процессами, привела (как к одному из способов поиска возможных партнеров) к идее организации постоянно действующего научно-практического семинара "Информационные технологии в управлении бизнесом". Организация этого семинара является также откликом на многочисленные обращения партнеров и клиентов фирмы Interface Ltd., желающих иметь возможность для анализа и обсуждения актуальных проблем информационной поддержки управления бизнесом. Особенно остро необходимость совместного общения ощущают, с одной стороны, представители бизнеса, заинтересованные во внедрении новейших информационных технологий, а с другой -- специалисты в области информационных технологий, занятые активным поиском возможных сфер внедрения и конкретных технологий проектирования, разработки и применения информационных систем и систем поддержки принятия решений.
Первое заседание семинара, организованного фирмой Interface Ltd. совместно с Информационным центром Института машиноведения РАН, было посвящено наиболее актуальной на сегодняшний день теме: использованию информационных технологий при реорганизации бизнес-процессов. На этом заседании, основное внимание было уделено выбору стратегии реорганизации бизнес-процессов и ее реализации на основе применения современных инструментальных средств моделирования и анализа. Определившаяся уже на первом заседании направленность семинара на решение конкретных практических задач была продолжена на втором заседании семинара в докладе В.Дмитриева (АИН-инвест) "Управление проектами: планирование инвестиций в разработку информационных систем", в котором он на примере фирмы, занимающейся разработкой информационных систем, показал, как с помощью программного продукта Project Expert можно разработать бизнес-план проекта и проанализировать с точки зрения риска и экономической обоснованности различные варианты развития событий при реализации проекта. Интерес к этой теме, особенно в контексте разработки бизнес-плана проекта реорганизации бизнес-процессов, был настолько велик, что на семинаре возникла идея создания учебного курса по реорганизации бизнес-процессов с использованием известного CASE-средства моделирования процессов BPwin (фирма Logic Works) и средства планирования Project Expert. Эта идея была реализована на базе Учебного центра фирмы Interface Ltd. На демонстрации примеров был построен и доклад О.Чикало (Interface Ltd.) "Проектирование качественных баз данных с использованием ERwin". Тема этого доклада была близка многим присутствующим на семинаре, уже применяющим этот, наверное самый популярный продукт фирмы Logic Works, использующийся при проектировании реляционных баз данных. Те же, кто еще не успел этого сделать, смогли познакомиться как с возможностями ERwin, так и с достоинтвами BPwin, получив демонстрационные версии этих продуктов от фирмы Interface Ltd.
Третье заседание семина-ра было открыто докладом В.Лебедева (МакроПроджект) "Опыт разработки консалтинговых проектов по организации деятельности банков и их клиентов". Несмотря на довольно сложную и специфическую предметную область, доклад оказался очень интересным и вызвал оживленную дискуссию. Второй доклад на этом семинаре был откликом на пожелания слушателей продолжить обсуждение проблемы реорганизации бизнес-процессов, начатое на первом заседании семинара. В докладе "Применение BPwin для моделирования и реорганизации бизнес-процессов" упор был сделан на демонстрацию возможностей и удобство работы с программным продуктом на примере моделирования процесса реорганизации работы информационно-аналитического отдела компании.
Кроме тем, связанных с реорганизацией бизнес-процессов с использованием CASE-средств (Сапегин, Ивлев, Зиндер, Калянов), большой интерес вызвали вопросы автоматизации управления предприятием (Иванов, Колодкин, Шехватов, Колесников) и управления персоналом в условиях реорганизации бизнес-процессов (Терлецкая, Панькин, Кузнецова, Левицкий). Ряд заседаний семинара был посвящен актуальным вопросам реализации современных информационных технологий в программных продуктах лидирующих фирм-производителей (Орлик, Елманова, Водолазский, Сахаров, Сивашев, Сорокин).
По разным причинам, к сожалению, и по такой такой, как ограниченное число мест (не более 60 человек) в аудитории, далеко не все, из тех, кто хотел побывать на некоторых заседаниях семинара, смогли на нем присутствовать. Конечно, тезисы докладов и другие материалы, которые рассылались по соответствующим запросам фирмой Interface Ltd. по электронной почте, не может заменить самого участия в семинаре. По этой причине, а также, с учетом пожеланий продолжить обсуждение некоторых наиболее интересных тем, фирмой Interface Ltd. было принято решение организовать 2-х дневный семинар, на котором прозвучат "избранные" доклады. Все, кто интересуется данной темой, могут прислать свои предложения по содержанию обсуждаемых вопросов и докладов и заявки на участие в качестве докладчиков или слушателей на адрес фирмы Interface Ltd. (e-mail: mail@interface.ru).
В планах ближайших заседаний семинара (список планируемых докладов приведен в данном номере газеты) предполагается продолжить обсуждение тем, связанных с проблемами управления предприятием, и вопросами консалтинга, а также эффективным использованием корпоративной информации, включая программные средства систем поддержки принятия решений.