Если бы Ильич ходил на семинары по CASE-технологиям, он бы точно знал, как ему реорганизовать Рабкрин

Михаил Острогорский

Одни информационные технологии только отражают реальный мир, в то время, как другие выплескиваются из компьютеров и заставляют мир изменяться. К последним наряду с Internet и виртуальной реальностью относятся технологии CASE (Compu-ter Aided System Engineering). Дело даже не в том, что они превращают построение информационных систем из ремесла в индустрию. CASE-технологии предлагают регулярный метод анализа и оптимизации деятельности любых организаций. Ну, а если возможен анализ, т.е. декомпозиция, растаскивание сложной системы на составные части и последующее их описание, то возможен и синтез, т.е. конструирование из этих частей чего-то нового. CASE-технологии позволяют анализировать, моделировать и конструировать бизнес-процессы. С помощью таких программ, как, например, BPwin фирмы Logic Works, можно анатомировать какую-нибудь компанию или гос. структуру, создать своеобразную карту происходящих в ней бизнес-процессов, выявить дорогостоящие, неэффективные и просто лишние бизнес-процессы, а потом заменить их новыми, специально сконструированными. CASE-технологии, а именно та их область, которая получила название "реинжениринг (перепроектирование) бизнес процессов" (BPR), на замену отдельным надуманным попыткам предлагает систему, методологию, парадигму. В настоящее время CASE-технологии бурно развиваются, а продвигающие их фирмы, если верить обзорам в финансовой прессе, попадают в число наиболее быстро растущих. Время от времени в различных изданиях появляются сообщения о том, что та или иная крупная фирма или организация провела реорганизацию, использовав для этого CASE-продукты. Эти технологии находят все новые и новые применения, и я верю, что наступит время, когда революции будут делаться не при помощи пушек, а при помощи компьютеров, оснащенных CASE.

Более узкая, но очень хорошо разработанная область CASE-технологий - автоматизация проектирования корпоративных информационных систем. Традиционно постановка задачи предполагала изучение деятельности организации и последующее проектиро-вание информационной систе-мы, соответствующей выявленной структуре деятельности. Все имеющиеся в организации бизнес-процессы, формы внешних и внутренних документов и пр. - все это должно было найти отражение в создаваемой информационной системе. Разработчикам следовало, как портным, сначала обмерить клиента, а затем сшить костюм, учитывая все особенности его фигуры. Если клиент оказывался горбат и к тому же страдал ожирением третей степени, портные были обязаны пошить соответствующий костюм. Используя эту метафору, можно сказать, что BPR предлагает прежде вправить клиенту горб и заставить его совершать в течение трех месяцев пробежку каждое утро, чтоб похудел, а уж после этого и чувствовать себя он будет лучше, и костюм на него будет сшить легче. Теперь одним из этапов информатизации предприятия становится его реорганизация. Идея на первый взгляд просто абсурдная. Все и всегда пытались приспособить компьютеры к человеку, а тут вдруг целую организацию предлагается перестроить так, чтобы ее структура как можно лучше ложилась на информационные технологии. Тем не менее, этот подход активно применяется и дает положительные результаты. В чем же "изюминка"? А в том, что организация перепроектируется с учетом того, что в ней эксплуатируется информационная система, и вся деятельность организации управляется информационной системой, также, как деятельность животного управляется нервной системой. В неперепроектированной организации информационная система была бы каким-то новым инородным телом, нефункциональным и отторгаемым.

Несмотря на очевидную актуальность темы, довольно трудно составить цельную картину происходящего в области CASE-технологий. В серьезных журналах вроде "Открытых систем" или "СУБД" публикуются статьи о реинжениринге вообще. Информация, публикуемая в еженедельниках, наоборот очень конкретна: вышла новая версия продукта такого-то, там-то провели реинжениринг, в Москву приезжает Бен Коган и т. п. В книжных магазинах можно найти пару книг про CASE (буквально пару - Г. Н. Калянов, "CASE. структурный системный анализ", и Д. Марка, К. МакГоуэн, "Методология структурного анализа и проектирования SADT"). Фирма "Мета Технология" время от времени устраивает семинары, на которых сотрудники различных компаний делают доклады о тех или иных методологиях или продуктах. Чего не хватает? Не хватает среды, которая объединяла бы людей, заинтересованных тем или иным образом в CASE-технологиях. Для того, чтобы какая-нибудь идея или технология ожила, необходимо сообщество, в котором каждый может общаться с каждым, в котором менее опытные могли бы постепенно входить в проблематику, общаясь с более опытными. Необходимо, чтобы люди постоянно обучали друг друга, обменивались знаниями, опытом, домыслами, слухами, идеями, соображениями. Подобное общение обеспечивает только клуб или, употребляя слово, которое еще не вошло в словарь русского литературного языка, но, видимо, обязательно войдет, тусовка. Все остальные формы общения, организованные по принципу "несколько ко многим" (несколько авторов или докладчиков обращаются к большой, разобщенной и в целом пассивной аудитории), этим свойством не обладают.

Этим летом фирма Interface Ltd. совместно с Информационным центром Института машиноведения РАН предприняла попытку учредить тусовку как для специалистов, успешно работающих с CASE-системами, так и для тех, кто хочет начать их применять или интересуется проблемой как таковой. В Interface Ltd. регулярно проходят семинары, состав участников которых более-менее постоянен. На этих семинарах люди обсуждают, во-первых, имеющийся у них реальный практический опыт использования CASE-технологий, и, во-вторых, перспективы и возможные способы задействовать при решении задач, которыми они занимаются, эти технологии. При этом Interface Ltd. не формирует программу семинаров полностью и выступает не как распорядитель и модератор, а скорее как хозяйка светского салона. Любой участник семинара, обнаруживший в себе вдохновение и силы сделать доклад, имеет такую возможность. Участие в семинарах бесплатное.


Interface Ltd.


Reklama.Ru. The Banner Network.