ISO 9000: разве я не ценю качество?


Проблема невысокого качества товаров и услуг в нашей стране воспета еще сатириками времен развитого социализма. Однако, с развитием рыночных отношений в России стало ясно, что недостаточно, как говорил великий Аркадий Райкин, "платить за какчество, а не за коликчество". Кроме подкрепленных материально благих намерений персонала, необходимо создать такую систему управления предприятием, которая обеспечивала бы возможность добиться устойчиво высокого качества производимого продукта. Международные стандарты ISO 9000 определяют систему требований, предъявляемых к бизнес-процедурам и производственным процессам, обеспечивающим высокое качество товаров и услуг.

Термином ISO 9000 обозначают группу международных стандартов по управлению качеством и обеспечению качества, разработанных техническим комитетом ISO/TK 176 - независимой организацией ISO. В эту группу входят руководящие указания по выбору и применению стандартов, стандарты на системы качества, руководящие указания по проверке систем качества, руководящие указания по разработке руководства по качеству, а также словарь терминов.

ISO 9000 устанавливает единые международные стандарты на систему управления качеством в любой производственной или сервисной компании. В стандарте определяются те общие методы, которые должны быть использованы при построении системы качества, чтобы гарантировать полное удовлетворение потребностей клиента. Стандарт применяется именно к системе качества ("система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством" - ISO 8402) и не касается технических характеристик продукции и технических требований к процессу производства. Реализация системы качества должна определяться задачами, продукцией, процессами и индивидуальными особенностями конкретной организации. Отличительной чертой стандарта является то, что построенная на его основе система качества не является застывшей. В самом стандарте заложены требования постоянного улучшения в соответствии с предполагаемыми потребностями клиента.

Стандарты ISO носят, вообще говоря, рекомендательный характер, однако, документы серии ISO 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов. В России некоторые стандарты ISO утверждены в настоящее время в качестве государственных стандартов (ГОСТ). Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации участвует в работе Международной организации по стандартизации (ISO) в качестве национальной организации по стандартизации, т.е. является национальным членом ISO.

Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации Госстандарта России (ВНИИС) разрабатывает предложения к законодательным актам по сертификации продукции, общие правила по сертификации систем управления качеством, проекты документов на основе стандартов ISO 9000, правила и процедуры работы органа по сертификации, а также документы, устанавливающие процедуры аккредитации органов по сертификации и порядок оплаты работ по сертификации и аккредитации органов по сертификации. На базе ВНИИС работает секретариат национальной премии по качеству. Госстандарт возложил на ВНИИС, кроме того, задачи по информационному обеспечению предприятий и ведению Госреестра органов сертификации.

И в промышленно развитых странах мира, и в России существуют законодательные требования, направленные на создание на предприятиях систем качества. В России принято постановление Правительства РФ № 113 от 02.02 1998 г. "О мерах по дальнейшему развитию систем качества на предприятиях РФ", направленное на создание на предприятиях систем качества в соответствии со стандартами ГОСТ Р ИСО 9000 и последующую сертификацию систем качества. В соответствии с этим Постановлением, предприятия, не имеющие сертификат на систему качества, начиная с 1999 г. не будут иметь права на получение Государственного Заказа.

В странах ЕС существуют аналогичные нормативные акты. Так, начиная с 1999 г., все поставщики продукции на рынок ЕС обязаны иметь сертифицированную систему качества. При этом, с точки зрения нормативных документов ЕС, под "поставщиком" понимается не только непосредственный изготовитель продукции, но и любая организация, которая в контрактах с потребителями в странах ЕС выступает в качестве поставщика продукции. Таким образом, российские торговые предприятия, поставляющие продукцию на рынок ЕС, рассматриваются как поставщики и с 1999 г. также должны иметь сертифицированную систему качества в соответствии с ISO 9000. В противном случае они будут вынуждены работать на рынках ЕС через посредников, имеющих такую систему качества, с соответствующей потерей части прибыли.

Кроме того, наличие сертифицированной системы качества для большинства европейских (а также американских, японских и др.) предприятий является нормой. В соответствии с требованиями такой системы, они подразделяют поставщиков на 3 группы:

По оценкам некоторых экспертов разница в цене закупок у поставщиков группы А и С может достигать 50%. Поэтому российское предприятие, не имеющее сертифицированной системы качества, как правило, попадает в группу С и продает свою продукцию по существенно более низкой цене, чем получает за аналогичную продукцию западное предприятие.

Таким образом, требования современного рынка подталкивают поставщика товаров и услуг к внедрению систем качества. Однако, внедряя на предприятиях систему качества в соответствии с ISO 9000, предприниматель получает и выгоду:

Сертификация на соответствие стандартам качества ISO 9000 проводится независимыми компаниями (регистраторами), аккредитованными национальной системой регистрации. В процессе регистрации, занимающей, как правило, около двух лет, регистратор проводит один или несколько аудитов - проверок систем качества на соответствие требованиям стандартов и (если находит, что требования стандартов в основном удовлетворительны) выдает сертификат, действительный в течение трех лет. Во время действия сертификата регистратор проводит периодичные проверки, а по его окончании процедура сертификации повторяется в полном объеме.


Interface Ltd.