СТАТЬЯ
07.02.01

Стандарты ISO и управление качеством проектов IT

© Кирилл Вронский
Центр Программных Систем
Эта статья была опубликована на сайте www.msfestival.ru

Введение

Не нужно никого убеждать в том, что создание/приобретение программного обеспечения (ПО) в настоящее время становится стратегическим направлением деятельности многих, если не большинства предприятий. В свете же объявленной в недавнее время программы по построению "Информационного Сообщества" роль программных систем (ПС) возрастает еще на порядок. Информационное сообщество требует, в свою очередь, преимущественно приложений, обеспечивающих доступ людей к информации, приложений в области электронной коммерции и т.п. Очевидна все возрастающая сложность ПС, наряду со все возрастающими требованиями к качеству и надежности.

Следует заметить, что под качеством понимается не только качество самого программного продукта, но и качество сопутствующих услуг и своевременность поставок. Казалось бы, что я повторяю известные истины, однако взгляните на статистику, касающуюся программной индустрии, и, возможно, вопрос обеспечения качества не будет казаться таким прозрачным.

Данные приведены по Tom DeMarco, 1982; надо заметить, что к настоящему времени ситуация существенно не изменилась.

Итак, в чем же корень всех бед? Снова обратимся к статистике.

Проблемы, выявленные в ходе 151 случаев оценок различных программных проектов:

Таким образом, заинтересованность в улучшении практик и процессов производства ПО становится более чем очевидной.

Основные направления в стандартизации

Итак, что же выработано международным сообществом в данной сфере? Прежде всего, это стандарты серии ISO 9000. Ну, ISO 9000 сейчас, как говорится, "у всех на устах", но неужели это все? Оказывается, нет, существуют еще такие стандарты, как ISO 12207, CMM, ISO 15504 (SPICE).

Теперь о каждом из них поподробнее. ISO 9000 используется в программной индустрии уже довольно давно, однако сам стандарт изначально создавался для производства вообще и не учитывал специфику, связанную с разработкой ПО. Именно по этой причине очень часто с уст аудиторов, проводящих сертификацию производителей ПО по ISO 9001, срываются поистине забавные вопросы. Таким образом, стало очевидно, что необходим стандарт, специально ориентированный на обеспечение качества при производстве ПО. Таких стандартов появилось несколько, а именно ISO 12207 и CMM. Область применения стандартов несколько разная, но подробнее это будет рассмотрено в дальнейшем.

Однако для построения системы качества недостаточно лишь декларировать цели такой системы и описать идеальный случай, необходим инструмент, позволяющий оценивать текущее состояние производственных процессов и определять пути их улучшения. Как ответ на подобное требования ISO был начат проект, получивший аббревиатуру ISO 15504 (SPICE).

SPICE - происхождение и структура

Итак, что же такое SPICE? SPICE раскрывается как Software Process Improvement and Capability dEtermination. Основные цели SPICE:

В основу SPICE легли такие стандарты, как:

Проект SPICE был начат ISO в июле 1991 года и к настоящему времени объединил лучшие из существующих в мире практик. Архитектура SPICE двумерна и состоит из так называемых "уровней возможностей", их насчитывается 6 (плюс 9 атрибутов процессов и 32 правила менеджмента); категорий процессов (5) и типовых процессов (29), а также типовых практик (200). SPICE предлагает достаточно законченную и подробную модель, предоставляющую пользователям достаточную свободу в выборе путей к улучшению работы. Модель улучшения процессов в SPICE трехмерна, где по одной оси откладывается Эффективность работы (удовлетворенность заказчиков, качество продукции и продуктивность), по другой - Возможности персонала, и по третьей - Адекватность процесса. Таким образом, вы можете выбирать траекторию улучшения процесса в трехмерном пространстве, где улучшения по каждой из осей идут параллельно с улучшениями по другой. Собственно, параллельность не является требованием, это, скорее, рекомендация, позволяющая избежать серьезных перекосов в процессе производства.

Хотя, как уже говорилось, SPICE вобрал в себя все самое лучшее из целого ряда популярных стандартов, он не стал простым их объединением. Для того чтобы показать, чем же SPICE отличается от своих предшественников, на мой взгляд, стоит провести сопоставление SPICE и наиболее известных стандартов из мира ПО.

Сравнение SPICE и других стандартов

Итак, перед тем, как начать собственно сравнение стандартов, разумным кажется провести сравнение между процедурой оценки, принятой в SPICE, и процедурой аудита, принятой в ISO 9001.

Оценка

Аудит

Детальные критерии

Абстрактные критерии

Внутреннее участие

Внешний, независимый

Сквозная

Краткий

Позитивное суждение

Негативное суждение

Поиск фактов

Поиск ошибок

Взаимодействие

Противостояние

Открытость

Защита

Общее обсуждение

Индивидуальные интервью

Приведенное сравнение однозначно показывает расположение SPICE относительно ISO 9001. SPICE, как видно, призван, скорее, помочь пользователю оценивать свою работу изнутри и взаимодействовать с внешними консультантами в конструктивном стиле, в отличие от ISO 9001, где аудитор является экзаменатором, от которого хотят скрыть свои огрехи и промахи.

Итак, сравним SPICE и ISO 9001:

SPICE

ISO 9001

Развитая документация

Малая документация

Детальная модель

Абстрактная модель

Разработан для производства ПО

Разработан для производства в целом

Улучшение процессов и оценка возможностей

Сертификация

Требования к оценке, руководство по применению

Не содержит

Дополняет ISO 9001

Дополнятся SPICE

Многие могут вспомнить ISO 12207, который создавался специально для обеспечения качества программного обеспечения, и попытаться понять, не входят ли этот стандарт и SPICE в противоречие. Таким образом, необходимы комментарии по поводу взаимоотношений SPICE и ISO 12207.

Итак, ISO 12207:

Теперь о связи SPICE и другого популярного стандарта, пришедшего к нам из США- CMM. Эти два стандарта в некотором роде могут рассматриваться как конкурирующие, однако при более детальном взгляде выясняется, что между ними существует целый ряд слишком серьезных отличий, скорее, улучшающих жизнь пользователей, чем ухудшающих ее. С появлением SPICE у широкого круга пользователей появился реальный выбор между стандартами, и это уже дело каждого - решить, какой же из них более подходит к его конкретной деятельности.

SPICE

CMM

Двумерная структура

Последовательная, одномерная структура

Допускает гибкость в выработке стратегии улучшения

Содержит предопределенный путь развития

Уровни возможностей для каждого процесса

Единый уровень зрелости для всех процессов

Результаты требуют упрощения

Результаты легко понимаемы

Результаты очень подробные

Упрощенные результаты

Итоги

В завершение хотелось бы отметить следующее:

В виду вышеизложенного, очевидной становится необходимость стандартного подхода к решению проблемы управления качеством и оптимизации производственных процессов. Также достаточно очевидным представляется тот факт, что ISO 9001 для решения этой задачи в программной индустрии недостаточно. Для обеспечения потребителей в инструменте для решения вопросов управления качеством ISO разработан новый стандарт, получивший обозначение ISO 15504 - SPICE (Software Process Improvement and Capability dEtermination).

Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.

Обсудить на форуме
Отправить ссылку на страницу по e-mail


Interface Ltd.


По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 07.02.01