СТАТЬЯ |
03.01.02
|
Сравнительный анализ систем корпоративного документооборота
©
Максим Сычевский,
системный аналитик Interface Ltd.
В настоящее время в учреждениях и организациях возникает насущная потребность в применении современных автоматизированных систем документооборота, основанных на корпоративных технологиях. Руководителей и топ-менеджеров интересуют принципиально новые возможности получения оперативной информации. Что предлагается сегодня на российском рынке? Чем отличаются представленные системы? Эти вопросы и были поставлены во главу угла при подготовке статьи.
Все присутствующие на Российском рынке системы управления документами можно разделить на несколько классификационных групп, каждая из которых ориентирована на решение специфических задач и занимает свою "нишу" в рамках организации документооборота и делопроизводства. Их отличия обусловлены в способах реализации задач делопроизводства, что объясняется особенностями используемых концепций и моделей процессов, положенных в основу разработок.
Рассмотрим перечень категорий, по которым программные системы можно позиционировать на рынке:
Системы WorkFlow
Данный класс представлен системами управления потоками работ, так называемыми системами WorkFlow. В этих системах четко прописаны бизнес-процессы организации, ее функциональные бизнес-правила, способы и сроки передачи документов и предоставления отчетности. Такие системы, в основном, ориентированы на предприятия и организации, в которых уже устоялись бизнес-правила, четко прописаны функциональные обязанности сотрудников, а документооборот, обладая простой структурой, носит массовый характер. Системы WorkFlow идеально подходят для внедрения в организациях с процессно-ориентированным управлением, деятельность которых основана на выполнении повторяющихся процессов коллективной обработки данных с соблюдением определённой технологии. К такому типу организаций относятся дистрибьюторские компании, снабженческо-сбытовые организации, банки, финансовые и юридические организации. Российский рынок систем класса WorkFlow представлен следующими системами:
- Optima WorkFlow ("Optima", Россия)
- StaffWare (Staffware plc, Великобритания)
- WorkRoute II ("Весть 0 Мета Технология", Россия)
Системы делопроизводства
Системы данного класса, в основном, разработаны отечественными специалистами для решения задач автоматизации традиционного (Российского) документооборота. Основой разработки таких систем являются рекомендации Государственной Системы Документационного Обеспечения Управления (ДОУ). Системы делопроизводства ориентированы на крупные организации, в которых ярко выражена вертикальная составляющая управления, а также на государственные учреждения. Данные системы обеспечивают пошаговое управление движением и исполнением всей совокупности документов на предприятии, его структурных подразделениях и филиалах на всех этапах жизненного цикла документов: от приема или создания, до передачи в архив или уничтожения.
Наличие специализированных справочников делопроизводства (группы документов, стандартные тексты, рубрикатор, номенклатура дел и т.д.), а также иерархический способ их представления, снижают трудоемкость операций по обработке документов сотрудниками службы делопроизводства при работе с системами данного класса.
Все системы наряду с общими функциями имеют уникальные особенности, которые
отличают их друг от друга. В системе "Дело", в частности, реализованы
возможности распределения ролевых функций между участниками делопроизводственного
процесса. Введено понятие должностных лиц учреждения, принимающих и исполняющих
решения (резолюции). На Российском рынке системы данного класса представлены
широко вследствие популярности данного направления разработок в 90-е годы.
Ведущая роль в данной категории принадлежит следующим системам:
- Дело ("Электронные офисные системы", Россия)
- LanDocs ("Ланит", Россия)
- Золушка0Win ("НТЦ ИРМ", Россия)
Электронные архивы документов
Основной целью создания электронных архивов является структурирование имеющихся
в компании документов, организация их хранения в электронном виде и поиска.
Примером систем данного класса являются экспертные системы хранения интеллектуального
капитала компании, позволяющие быстро ориентироваться во множестве знаний
ее сотрудников, накопленные ими при разработке продуктов и оказании услуг.
Ведущая компания в области IT-консалтинга Gartner Group данный класс систем
охарактеризовала следующим образом: "Управление знаниями - это дисциплина,
которая обеспечивает интегрированный подход к созданию, сбору, организации
и использованию информационных ресурсов предприятия и доступу к ним. Эти ресурсы
включают в себя фактографические данные, текстовую информацию, правила и процедуры,
и, что наиболее важно, знания и опыт сотрудников".
Электронные архивы документов применяются в организациях и учреждениях, где
требуется хранить большое количество документов в структурном порядке, производить
их поиск, отслеживать изменения. К таким организациям относятся архивы, аналитические
службы, информагентства, ситуационные центры, силовые ведомства, промышленные
предприятия и т.д. Российский рынок электронных архивов документов представлен
следующими системами:
- Fulcrum (Россия)
- ГалактикаZOOM (Россия)
- Нейрок
- DOCS Open (PC DOCS, США)
- Excalibur (Excalibur Technologies Corp., США)
Системы коллективной обработки документов (groupware)
Системы данного класса призваны обеспечить группу пользователей, объединенных решением общей задачи, информацией распределенной по компьютерной сети в виде общих документов. При этом необходима организация хранения документов, репликация на удаленные рабочие места и группы, оперативное отслеживание изменений и контроль всех версий документа. Такие программные продукты часто интегрируют в себе средства обмена информацией и пересылки документов между пользователями сети в виде электронной почты. Такие программные продукты на Российском рынке впервые появились с началом внедрения проектов сетевой интеграции и в настоящее время представлены следующими продуктами:
- Group Wize
- Lotus Domino.Doc (Lotus0IBM).
Комплексные системы управления документами
К отдельному классу систем делопроизводства и документооборота можно отнести систему PayDox компании PayBot, LLC. В данной системе наряду с традиционными функциями делопроизводства (регистрация документов, привязка к документам поручений, контроль исполнения документов, визирование) присутствуют функции создания и обработки финансовых и управленческих документов. С их помощью может быть организован контроль платежей, контроль движения товаров, материалов и складской учет, планирование бюджета и разработка финансовых и платежных документов и др. Количество видов документов, используемых в системе, и их реквизитов может быть настроено с учетом особенностей организации. Отличительной особенностью системы является возможность формирования отчетов по реквизитам документов в системе. Все перечисленные функции, а также наличие специализированных справочников и использование web-технологии делают данную систему предпочтительной при внедрении ее в мелких и средних организациях с территориально-распределенной структурой, специализирующихся на оптовой торговле, оказании сервисных услуг, обучения и т.д.
Детальный анализ некоторых систем представлен в таблице:
Наименование |
Optima |
Staffware 97 |
WorkRoute |
"Дело" |
LanDocs |
Золушка |
DOCS Open |
Excalibur |
PayDox |
Фирма- |
Optima, Россия |
Staffware plc, Great Britain |
«Весть - Мета Технология», Россия |
Электронные офисные системы, Россия |
Ланит, Россия |
НТЦ ИРМ |
PC DOCS, США |
Excalibur Technologies Corp., США |
компания PayBot, LLC |
Свойства и параметры системы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Класс системы |
Управление потоками работ WorkFlow |
Управление потоками работ WorkFlow |
Управление потоками работ WorkFlow |
Управление картотеками документов |
Управление |
Управление картотеками документов |
Управление архивами документов |
Управление архивами документов |
Комплексная система документооборота |
Стоимость за 1 клиентское место, у.е. |
80 |
770 |
300 |
388 |
318 |
от 150 |
|
12500 |
50 |
Архитектура системы |
Клиент-сервер |
Клиент-сервер |
Клиент-сервер |
Клиент-сервер |
Клиент-сервер |
Клиент-сервер |
Клиент-сервер |
Клиент-сервер |
Клиент-сервер |
WEB-технология |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
Защита данных в системе |
|||||||||
Стандарт защиты информации |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
|
|
● |
Сертифицированное шифрование |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
|
● |
● |
Сертифицированная электронно-цифровая подпись |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
|
|
● |
Управление потоками работ |
|||||||||
Жесткая маршрутизация |
● |
● |
● |
○ |
○ |
● |
○ |
○ |
● |
Свободная маршрутизация |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
○ |
○ |
● |
Автоматич. отправка документов по маршруту |
● |
● |
● |
○ |
○ |
● |
○ |
○ |
● |
Редактор |
●
|
●
|
●
|
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
Описание параметров технологических этапов |
● |
● |
● |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
Формирование календаря рабочего времени |
● |
● |
● |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
Обеспечение документооборота |
|||||||||
Поддержка отечественной схемы документооборота |
● |
○ |
● |
● |
● |
● |
○ |
○ |
● |
Поддержка |
● |
● |
● |
○ |
○ |
● |
● |
● |
● |
Формирование документов в системе |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
● |
Реализация управленческого учета |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
● |
Хранение всех версий документов |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
Использование бланков документов |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
● |
Контроль версий документов |
● |
● |
● |
○ |
○ |
○ |
● |
● |
● |
История обработки документов |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
Регистрация документов (картотека) |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
Редактор регистрационных карточек |
● |
● |
● |
○ |
○ |
● |
|
|
● |
Автоматический расчет параметров документов |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
● |
Поиск документов |
● |
● |
● |
● |
○ |
● |
● |
● |
● |
Контроль потоков работ и документов |
|||||||||
Возможность задания нормативных значений |
● |
● |
● |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
Возможность постановки/снятия |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
○ |
○ |
● |
Контроль сроков выполнения |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
○ |
○ |
● |
Контроль работы исполнителей |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
○ |
○ |
● |
Уведомление |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
○ |
○ |
● |
Уведомление |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
○ |
○ |
● |
Напоминание |
● |
● |
● |
● |
○ |
● |
○ |
○ |
● |
Резолюции |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
○ |
○ |
● |
Отчетность |
|||||||||
Развитая отчетность |
● |
● |
● |
● |
○ |
● |
● |
● |
● |
Статистический анализ |
● |
● |
● |
● |
○ |
○ |
● |
● |
● |
Отчетность по реквизитам документов |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
○ |
● |
Администрирование системы |
|||||||||
Определение |
● |
● |
● |
● |
|
● |
● |
● |
● |
Регистрация событий в системном журнале |
● |
● |
● |
● |
|
● |
|
|
● |
Совместимость с программными системами |
|||||||||
Интеграция с КИС |
○ |
○ |
○ |
○ |
|
|
○ |
○ |
● |
Совместимость |
MS Word, Excel, Access, PowerPoint, CorelDrow, PageMaker, MS Outlook, MS Project, WordPad |
MS Word, Excel, Access, PowerPoint, CorelDrow |
MS Word, Excel, Access, PowerPoint, CorelDrow, PageMaker, MS Outlook, MS Project, WordPad |
MS Word, Excel, с любыми приложениями |
|
|
|
|
MS Word, Excel, |
Операционная система |
Windows 95/98/NT 4.0 |
Windows NT 4.0 IBM OS/2 |
Windows 95/98/NT 4.0 |
Windows 95/98/NT 4.0/2000 |
Windows 95/98/NT 4.0/2000 |
Windows 95/98/NT 4.0/2000, |
UNIX, Windows 95/98/NT 4.0 |
UNIX, Windows 95/98/NT 4.0 |
Windows 95/98/NT 4.0/2000 |
База данных |
ODBC-стандарт (MS Exchange Server, MS SQL Server, ORACLE, Informix, SyBase) |
ODBC-стандарт (MS SQL Server, ORACLE, Informix, SyBase) |
ODBC-стандарт (MS SQL Server, ORACLE, Informix, SyBase) |
ODBC-стандарт (MS SQL Server, ORACLE) |
ODBC-стандарт (MS SQL Server, ORACLE, Informix, SyBase) |
СУБД Clarion for Windows, MS SQL, Oracle, Informix, Sybase, Lotus Notes, любая СУБД, имеющая драйвер для ODBC |
ODBC-стандарт |
ODBC-стандарт |
ODBC-стандарт (MS SQL Server, ORACLE) |
Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.
Обсудить на форуме
Отправить ссылку на страницу по e-mail
Interface Ltd. Отправить E-Mail http://www.interface.ru |
|
Ваши
замечания и предложения отправляйте
автору По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру Документ опубликован: 03.01.02 |