КНИГА
03.04.01

Предыдущая часть

Краткое практическое руководство разработчика информационных систем на базе СУБД Oracle

© 2000 А.И. Власов
С.Л. Лыткин
кафедра "Конструирование и технология производства электронной аппаратуры" МГТУ им.Н.Э.Баумана
В.Л. Яковлев
кафедра "Автоматизированные информационные системы" МГТУ им.Н.Э.Баумана

Эта книга была размещена на сайте www.citforum.ru

2.3. Реляционная модель, как платформа для разработки современных информационных систем на примере интерактивной системы патентного обеспечения технологического проектирования.

И так мы расссмотрели различные подходы к внутренней организации баз данных. И в результате пришли к выводу о необходимости использования реляционной модели, так как она решает одну из основных проблем - внесения изменений в базу данных в процессе ее использования. Ведь в реляционной безе данных проблемы синхронизации данных не возникает вовсе, так как данные хранятся в одном экземпляре. Для большей ясности этого вопроса приведем отличия традиционных и реляционных баз данных.

Выполняемая операция

Традиционные базы данных

Реляционные базы данных

Разработка приложений

Необходимо определить, какая информация требуется различным приложениям и создать ряд общих файлов.

Необходимо определить виды хранимых данных и взаимосвязи между ними

Реализация приложений

Поступающие данные записываются в основные файлы; в каждую информационную ячейку каждого основного файла записывается один элемент данных.

Различные виды данных записываются в таблицы данных, соответствующие этим видам. В результате каждый элемент информации хранится в одном единственном месте

Модификация приложений

Требуется пересмотр структуры базы данных с последующей перезаписью основных файлов, которые затронуты вносимыми изменениями, и с переработкой всех приложений, использующих эти файлы

Достаточно найти и модифицировать таблицу, в которой должно содержаться определение нового вида данных Сами данные хранятся в других таблицах, не затрагиваемых при подобных изменениях.

Внесение частичных изменений в данные

Необходимо прочитать каждый основной файл с начала до конца, модифицируя изменяемые ячейки данных и оставляя все остальные прочитанные ячейки без изменений.

В соответствующих таблицах достаточно выделить множество строк, в которые необходимо внести изменения, и произвести эти изменения с помощью одного SQL- оператора.

Итак, основные черты реляционных баз данных:

  1. Структура реляционной базы данных определяется хранящимися в них данными и не фиксируется в момент завершения разработки (т.е. является гибкой и масштабируемой).
  2. Структурам данных можно давать весьма информативные названия.
  3. Данные хранятся в единственном экземпляре; все опции чтения и модификации данных производятся только с этим экземпляром данных, что качественно облегчает синхронизацию данных между многими приложениями и пользователями.
  4. Данные хранятся в соответствии с четко определенными и строго соблюдаемыми правилами.
2.3.1. Исследование моделей информационного представления данных в современных СУБД.

Исследование различным методов ис средств представления и управления данными в информационных системах проведем на примере интерактивной базы данных патентного обеспечения (ПО) конструкторско-технологического проектирования (КТП). Патент - это документ, свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение. Для стандартизации и облегчения поиска информации были введены различные классификации патентов: (Национальная Классификация Патентов (НКИ), Универсальная Десятичная Классификация (УДК), Международная Классификация Изобретений (МКИ)). Все эти классификации призваны служить инструментом для упорядоченного хранения патентных документов, что облегчает доступ к содержащейся в них информации, быть основой для избирательного распределения информации среди потребителей патентной информации и для получения систематических данных в области промышленного соответствия, что в свою очередь, определяет уровень развития различных областей техники.

Классификации патентов имеют сложную структуру, и для поиска необходимой информации может потребоваться много времени. Возможна организация поиска по всем имеющимся классификациям изобретений, но пока, в качестве примера, мы рассмотрим только Международную Классификацию Изобретений, которая являясь средством для единообразного в международном масштабе классифицирования патентных документов, представляет собой эффективный инструмент для патентных ведомств и других потребителей, осуществляющих поиск патентных документов с целью установления новизны и оценки вклада изобретения в заявленное техническое решение (включая оценку технической прогрессивности и полезности или результата).

Международная Классификация Изобретений (МКИ) имеет иерархическую структуру (представленную на рис.1) и состоит из следующих отделов: 1 - Раздел, 2 - Класс, 3 - Подкласс, 4 - Группа, 5 - Подгруппа. Иерархическая структура классификации МКИ представлена на рис.31.

Рис. 31. Иерархическая структура классификации МКИ - как основа АИс патентного обеспечения КТП.

Логическая модель

Переход от функциональной модели к логической осуществляется с помощью реляционных методов, при этом иерархическая структура функциональной модели реализуется с использованием отношений один - ко -многим и рекурсивных рис. 27. Реализацией данной логической модели является совокупностью таблиц, объединенных в единый модуль - патентную информационную базу данных ( PIB - Patent Information dateBase).

Ядром логической модели является таблица PIB_MKI (МКИ), связывающая таблицы PIB_PART (Раздел), PIB_CLASS (Класс), PIB_SUBCLASS (Подкласс), PIB_GROUP (Группа), PIB_SUB-GROUP (Подгруппа) в единую структуру, определяющую реализацию Международной Классификации Изобретений (МКИ) винформационной системе патентного обеспечения технологического проектирования. Таблица PIB_MKI (МКИ) в свою очередь связана с таблицей PIB_PATENT (Патент), отвечающей за связь с таблицами PIB_GRATHDOC (Графические документы) и PIB_UDK (УДК).Таблица PIB_UDK (УДК) реализует Универсальную Десятичную Классификацию (УДК). Структура таблиц модуля PIB представлена в таблице1.

Таблица 1. Информационно-логическая Структура модуля Международной Классификации Изобретений.

Имя таблицы

Имя поля

Функц. Назначение

PIB_PART

PART_NNN

Уникальный идентификатор

 

PART_INDEX

Индекс раздела в МКИ

 

PART_TITLE

Название раздела

PIB_CLASS

CLASS_NNN

Уникальный идентификатор

 

CLASS_INDEX

Индекс класса в МКИ

 

CLASS_TITLE

Название класса

PIB_SUBCLASS

SUBCLASS_NNN

Уникальный идентификатор

 

SUBCLASS_INDEX

Индекс подкласса в МКИ

 

SUBCLASS_TITLE

Название подкласса

PIB_GROUP

GROUP_NNN

Уникальный идентификатор

 

GROUP_INDEX

Индекс группы в МКИ

 

GROUP_TITLE

Название группы

PIB_SUB-GROUP

SUB-GROUP_NNN

Уникальный идентификатор

 

SUB-GROUP_INDEX

Индекс подгруппы в МКИ

 

SUB-GROUP_TITLE

Название подгруппы

PIB_PATENT

PATENT_NNN

Уникальный идентификатор

 

PATENT_INDEX

Патентный индекс в МКИ

 

PATENT_TITLE

Название патента

 

PATENT_AUTHOR

Авторы патента

 

PATENT_NOTES

Примечания

PIB_UDK

UDK_NNN

Уникальный идентификатор

 

UDK_INDEX

Патентный индекс в УДК

 

UDK_NOTES

Примечания

PIB_GRATHDOC

GRATHDOC_NNN

Уникальный идентификатор

 

GRATHDOC_FILE

Имя файла

PIB_MKI

MKI_NNN

Уникальный идентификатор

Рис 32. Логическая модель

Исследование архитектур программно-технологической реализации АИС

В настоящее время существует множество архитектур, служащих для разработки информационных систем, ядром которых является СУБД. Клиент в типичной конфигурации клиент/сервер - это автоматизированное рабочее место, использующее графический интерфейс (Graphical User Interface - GUI), обычно Microsoft Windows, Macintosh.

Сервер же, в основном, предназначен для хранения, передачи и распределения информации между клиентами. В клиент/серверной конфигурации программные средства имеют разделение на клиентскую и серверную часть, однако, частые обращения клиента к серверу снижают производительность работы сети и обуславливают сложность настройки системы.

Рассмотрим варианты распределения функций СУБД в клиент/серверной системы. СУБД выполняет три основные функции:

  1. доступ к данным;
  2. предоставление данных;
  3. бизнес - функции.

Сервер СУБД может быть реализован на различных платформах, под управлением операционных систем UNIX, NetWare, Windows NT, OS/2 и др.

До появления технологии клиент/сервер большинство приложений функционировало на одной ЭВМ. Одна система отвечала не только за всю обработку данных, но также и за выполнение логики приложения. Кроме того, та же система обрабатывала весь обмен с каждым терминалом; все нажатия клавиш и элементы отображения обслуживались тем же процессором, который обрабатывал запросы к базе данных и логику приложения.

Oracle предоставляет такие возможности, как хранимые процедуры, поддержка ограничений целостности, функции, определяемые пользователем, триггеры базы данных и ряд других. Все это позволяет приложению хранить большое количество бизнес-правил (или семантику модели данных) на уровне базы данных. В результате приложение освобождается для выполнения более тонких задач обработки. Как показано на рис.28, такая СУБД намного более устойчива.

Программные продукты Oracle охватывают все основные компоненты архитектуры клиент/сервер, показанной на рис. 29:

1)полнофункциональный высокопроизводительный сервер RDBMS (система управления реляционной базой данных), масштабируемый от портативных ЭВМ до мэйнфреймов;

  1. средства для разработки и запуска клиентских приложений, поддерживающие несколько сред GUI;
  2. программный компонент для организации связи между БД на различных ЭВМ, который обеспечивает эффективную и безопасную связь с помощью широкого набора сетевых протоколов.

Рис. 33. Взаимодействие основных компонентов в архитектуре Oracle.

Oracle использует память системы (как реальную, так и виртуальную) для выполнения пользовательских процессов и самого программного обеспечения СУБД, и для кэширования объектов данных. В простой конфигурации Oracle файлы базы данных, структуры памяти, фоновые и пользовательские процессы располагаются на одной машине без использования сети. Однако, намного чаще встречается конфигурация, когда БД расположена на машине-сервере, а инструментальные средства Oracle - на другой машине (например, РС с Microsoft Windows). При такой клиент/серверной конфигурации машины связываются посредством некоторого сетевого программного обеспечения, которое позволяет двум машинам поддерживать связь. Для организации взаимодействия клиент/сервер или сервер-сервер необходимо использовать программный продукт Oracle SQL*Net, который позволяет СУБД Oracle взаимодействовать с сетевым протоколом. SQL*Net и поддерживает большинство сетевых протоколов для локальных вычислительных сетей (таких как TCP/IP, IPX/SPX) и для мэйнфреймов (например, SNA). По существу, SQL*Net является промежуточной программной прослойкой между Oracle и сетевым ПО, обеспечивающей связь между клиентской машиной Oracle (на которой работает, например, SQL*Plus) и сервером базы данных или между серверами баз данных. Опции SQL*Net позволяют одной машине работать с одним сетевым протоколом, сообщаясь с другой машиной, работающей с другим протоколом.

Рис. 34. SQL*NET как средство обеспечения взаимодействия между СУБД и сетью.

В зависимости от размеров, таблицы (и других объектов) всех учетных разделов пользователей могут, очевидно, размещаться в одном файле базы данных, но это - не лучшее решение, так как оно не способствует гибкости структуры базы данных для управления доступом к различным пользовательским разделам, размещения базы данных на различных дисководах или резервного копирования и восстановления части базы данных. В СУБД Oracle предусмотрены привилегии системного уровня, резервное копирование и поддержка национальных языков. Все это позволяет сделать вывод о целесообразности разработки интерактивной информационной системы патентного обеспечения технологического проектирования на основе СУБД Oracle.

Продолжение статьи

Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.

Обсудить на форуме Oracle
Отправить ссылку на страницу по e-mail


Interface Ltd.

Ваши замечания и предложения отправляйте автору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 03.04.01