СТАТЬЯ |
Введение
Сегодня практически каждая компьютерная система содержит элемент (подсистему) финансово-экономического
управления в том или ином виде, либо его создание планируется в ближайшее время, а, с другой стороны,
создание системы финансово-экономического управления невозможно без использования компьютерной
сети. В связи с этим вопрос построения Корпоративной информационно-аналитической системы (КИАС),
либо системы финансово-экономического управления (ФЭУ) является актуальным для большого числа отечественных
фирм (компаний, предприятий)
Фактически любая КИАС содержит в своем составе систему ФЭУ, с другой стороны, современные "интегрированные" ФЭУ поддерживают значительный набор опций, типа документооборота, электронной почты, связи с Интернет и тому подобных, "типичных" для КИАС, ввиду этого мы будем использовать далее КИАС и "система ФЭУ" практически, как синонимы. При этом в отечественной практике при создании системы управления приходится создавать и технологию, что и было вынесено в заголовок данного материала.
Обычно под системой финансово-экономического управления, в отечественной практике, понимается некоторое сочетание бухгалтерской подсистемы и средств автоматизации продаж и закупок, включая складскую деятельность. Если речь идет об автоматизации производственного предприятия то к этим подсистемам добавляется подсистема расчета себестоимости продукции и заработной платы. Обычно к поиску новой системы приводит одна из следующих причин:
Как показывает практика, удовлетворение перечисленных выше требований возможно только с использование современных западных систем финансово-экономического управления. К сожалению процесс внедрения подобных систем столкнулся на практике с целом рядом проблем, содержание и причины которых и стали предметом нашего пристального внимания. В результате анализа, мы выявили общие принципы построения систем ФЭУ, которая, как нам представляется, учитывают реалии отечественного бизнеса и компьютерного рынка. Данная система основана как на опыте работы на реальных предприятиях, так и на опыте внедрения систем ФЭУ.
Хотя это может показаться странным, но объективные потребности Российской экономики требуют поддержки наиболее современных технологий корпоративного управления, причем в весьма продвинутой постановке. К числу таких технологий относятся:
Практически можно уверенно утверждать, что поддержка этих технологий обязательна для любой системы, желающей уверенно шагнуть через порог столетий.
Рассмотрим кратко базовые элементы вышеупомянутых технологий.
Методология ERP содержит следующие элементы:
Как видно из приведенного выше списка, данная методология является дальнейшим развитием известных методологий MRP (material requirements planning) и MRP II (material resource planning). В мировой практике важнейшей причиной создания данной методологии было резкое сокращение длительности "жизненного цикла изделия", то есть времени от момента представления товара (изделия) на рынок, до резкого снижения уровня прибыли от его продаж, что требует замены товара на новый, или привлечения средств для увеличения объема продаж за счет маркетинговых акций. В Российской практике, дополнительно к вышесказанному, важнейшее значение имеет необходимость антиинфляционного и "антиналогового" управления фирмой, а во многих случаях и "антикризисного". Последнее приводит к тому, что, в отличие от Запада, где мощность системы почти прямо связана с размерами предприятия, системы класса ERP в России требуются даже многим небольшим, но активно работающим компаниям.
Методология управления затратами и себестоимостью
Отдельные элементы данной методологии, как например, учет и анализ затрат, формально хорошо разработаны в России. Однако, Российская система была направлена только на расчет (и анализ) так называемой "нормативной себестоимости", то есть той, которая используется при налоговых расчетах. В то же время для предприятия важнейшее значение имеет "реальная себестоимость" и рассчитываемая на ее основе "цена продажи". Как показывает практика, с такого рода расчетами возникают существенные трудности, из которых хорошо известна проблема "трансфертного" ценообразования -- то есть определение стоимости товаров, услуг и денежных средств для целей "внутреннего потребления" в рамках одного предприятия или холдинга. Хорошо известным следствие данной проблемы является неверное определение экономической эффективности производства (или другой бизнес -деятельности) и, как следствие, "неожиданные" экономические провалы.
Managment Information System (система поддержки принятия решений)
Данная подсистема современной КИАС практически не требует комментариев. Укажем лишь на то, что она реально не может существовать без двух указанных выше технологий, так как они, собственно, и обеспечивают ее данными. В то же время красиво представленные данные, конечно, облегчают работу руководителя и аналитика, но более важно, чтобы они были актуальны и достоверны, чем "красиво упакованы".
Одна из важных проблем, возникающих при внедрении систем ФЭУ, состоит в том, что в отечественной практике вышеупомянутые технологии зачастую не имеют явных и четких формулировок, а находятся на уровне "интуитивного понимания", или, что хуже, маскируются под "общепринятыми терминами", типа "построение произвольных отчетов", "расчет себестоимости" и тому подобное. Очень часто в качестве "самоцели" формируется требование создания "красивой" MIS, однако данные для нее используются "среднепотолочные", что практически сводит на нет все ее возможности.
В связи с этим можно выделить как минимум три, практически наиболее часто встречающихся, подхода к формированию КИАС (ФЭУ):
По другому рассмотренную выше схему можно изобразить следующим образом:
Здесь изображены возможные варианты формирования задачи корпоративного учета:
"правильный" -- от бизнес-процессов ("от общих запросов"), и "побочные" -- от "частных задач" логистики или бухгалтерского учета.
К сожалению, практика внедрения, систем ФЭУ в России позволяет однозначно сделать вывод о необходимости следовать "правильному" пути, то есть даже если и первичная постановка возникла от "частных" задач, то необходимо сначала произвести постановку полномасштабного управленческого учета, а только затем переходить к построению КИАС.
Несмотря на то что данная технология очень похожа на стандартно предлагаемую зарубежными консалтинговыми фирмами, тем не менее она имеет очень важные отличия, которые могут быть суммированы в следующих "факторах успеха":
Еще раз повторим наши "факторы успеха", несколько детализировав их содержание.
Второй пункт, как представляется, требует пояснения. Очень часто задача автоматизации ставится в области "оперативного контура" -- то есть для реализации ежедневных потребностей цепочки "склад-цех-сбыт" , данная задача действительно важна, но, как показывает практика, от нее очень трудно перейти к задаче бизнес-планирования, если данный переход не был предусмотрен при проектировании системы (см. Выше -- "подход от "частных задач""), в тоже время задачи оперативного контура могут быть столь специфичны, что могут существенно повлиять на выбор системы ФЭУ (хотя такое случается сравнительно редко).
Поясним.
Общепринятое обучение ГААПу, как правило, не дает представления о нем, как о "системе" бухгалтерского учета, ориентированной на управление финансами.
ERP -- данная методология пока мало известна и поддерживается только в наиболее современных продуктах ведущих западных фирм. В то же время для России требуется некоторая ее модификация, ввиду особенностей нашего предпринимательства.
Поддержка "тяжелых" систем и некоторые принципы их функционирования -- ввиду отсутствия существенной практики работы с такими системами требуется специальное обучение, чтобы избежать распространенных технических и технологических ошибок, может и не смертельных, но крайне неприятных.
Прокомментируем последнее требование. Для эффективного управления проектом создания (внедрения) КИАС требуется детализованное описание и документирование всех его этапов. Особенно важным представляется наличие описания проекта, независимое от конкретной технологии реализации, так как возможны ее изменения, использование нескольких технологий одновременно и т.д. и т.п.. Таким описанием и является "reference model" в нашей терминологии.
Технология моделирования, применяемая для ее построения, должна, по нашему мнению, удовлетворять следующим требованиям:
Именно исходя из вышеперечисленных требований и была выбрана методология IDEF0. Естественно, что и для остальных моделей мы рекомендуем методологии и технологии этого семейства.
Ниже коротко перечислим основные свойства и задачи методологий семейства IDEF.
IDEF0
IDEF1X
IDEF3
Пример технологической карты
IDEF5
Пример модели
К сожалению, на практике, приходится сталкиваться с недостаточным уровнем понимания всех трех вышеперечисленных факторов и тем более с недостаточным уровнем их проработки. Как правило не только не реализуется полный цикл разработки, но даже часто и не планируется. Наиболее существенными причинами такой ситуации являются, по нашему мнению, следующие:
Последний пункт является очень важным, так как построение Современной системы корпоративного управления, как правило, процесс длительный -- на практике он длится более одного года. Естественно, нужно уметь распределить силы и средства на весь период, что непривычно и необычно для отечественных менеджеров. Нужно уметь направить "первый удар" в ключевые области -- а они то и неизвестны.
Но предположим, вы все таки решились на проект создания КИАС.
Тогда перед вами во весь рост встает еще одна важная проблема ("фактор успеха") -- как выбрать систему под конкретный объект. Мы предполагаем здесь, что имеется четкая постановка задачи, то есть известно, какие бизнес-процессы предполагается автоматизировать, какие предъявляются системотехнические требования и тому подобное.
Как выбрать систему из великого разнообразия имеющихся на рынке ? Для этого нами разработана специальная методология, которая на наш взгляд позволяет представить процесс достаточно наглядно.
Данная модель позволяет достаточно четко разнести программно прикладные системы обладающие хотя и формально ( при общем перечислении) похожими, но функционально существенно отличающимися возможностями (кстати, по-видимому, только в России, такие системы как, например, Scala и R/3 или SunSystem и BAAN, могут выступать как конкуренты в одном тендере).
Итак, принципы классификации:
Проанализировав требования на основании данных принципов для конкретного клиента мы получаем некоторую трехмерную картинку, содержащую следующие базовые элементы:
В "заштрихованную" область попали те системы, которые пригодны для решения корпоративной задачи управления.
В действительности, задача анализа по вышеуказанной схеме, является не такой простой, так как:
Тем не менее данная задача может и должна быть решена, если компания хочет обеспечить себе прочные тылы для дальнейшего развития.
© Сергей Колесников; 1998, 1999
Interface Ltd.Отправить E-Mail http://www.interface.ru |
|
Ваши замечания и предложения отправляйте автору По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру Документ опубликован: 05.06.00 |