СТАТЬЯ |
26.12.01
|
Управление проектами при создании информационных cистем
© Сергей Колесников
Статья была опубликована на сайте “Корпоративный
Менеджмент”
Для эффективного управления проектом создания корпоративной системы финансово-экономического управления необходимо преобразовать проект в последовательность действий имеющих четко определенные цели, ограниченных во времени и допускающих независимые процедуры верификации.
Примерный перечень действий, обеспечивающий успешное ведение проекта:
· сформировать управляющий комитет проекта со следующими задачами:
o принимать решения по утверждению вышеперечисленных стандартов
o принимать оперативные решения в процессе производства работ
o оценивать деятельность групп на местах и при необходимости делать оргвыводы
Процесс внедрения системы характеризуется множественным возникновением ситуаций “принятия решения”, в частности, по вопросам стандартизации процедур и справочников (см. ниже), финансирования проекта, поощрения и наказания и т.п., что требует наличия группы “оперативного реагирования” с максимально возможными полномочиями. В принципе мониторинг процесса может осуществлять один человек, но высокая критичность принятых решений и их глубокая взаимосвязь с важнейшими бизнес-процессами компании требует принятия взвешенных решений с участием максимально возможного (с точки зрения обеспечения оперативности) числа представителей заинтересованных сторон. Однако представительство не должно превалировать над оперативностью решений, так как “ожидание консенсуса” способно уничтожить проект полностью, превратив его в саморазрушающийся “долгострой”.
o реализовывать процесс внедрения системы
o администрировать систему и приложения
o настраивать опции для конкретного филиала
кроме того, группа головного офиса:
· руководит и контролирует процесс в целом
· готовит вопросы на утверждение управляющего комитета
· осуществляет интерфейс с поставщиком.
Минимальное количество сотрудников отдела АСУ для поддержания работоспособности системы “класса предприятия” (при односменной работе) – 5-6 человек, из них должен быть как минимум 1 – специалист-системотехник (то есть специалист по взаимодействию прикладных задач и операционно-управляющих систем), 1 – специалист по поддержке базы данных и программированию. Остальные – специалисты по прикладным подсистемам, сюда не входят специалисты по поддержанию работоспособности локальной вычислительной сети и технических средств связи. Также не учтен персонал, необходимый для ввода данных при “неполном охвате” или “неполной интеграции” системы, что часто встречается при отечественной любви к “экономии”. Естественно, в каждом подразделении, должны быть выделены и подготовлены “квалифицированные пользователи” обеспечивающие
При наличии сложноструктурированной или распределенной компании необходимо наличие дополнительного персонала, обеспечивающего разработку и поддержание в актуальном состоянии учетных/управленческих стандартов предприятия, возможно в составе экономических подразделений (бухгалтерии, планового отдела) или в виде самостоятельного подразделения.
· сформировать корпоративные стандарты:
o финансового учета
§ план счетов
§ учетная политика
§ шифры аналитического учета
o материального учета
§ справочник-кодификатор материалов
§ стандарты учета товародвижения
§ финансовые документы
§ учетные регистры
§ сопроводительные документы
§ принципы управления складскими запасами в разрезе материалов
o производственного учета
§ принципы расчета себестоимости
§ принципы отнесения затрат
§ принципы учета вспомогательных и побочных производств
Уровень детализации корпоративных стандартов зависит от уровня интеграции бизнес – и финансовых процессов головной организации и подразделений. Наиболее простой вариант – чистый холдинг, то есть ситуация независимо хозяйствующих субъектов, итоги работы которых, как правило, консолидируются и оцениваются раз в год на уровне некоторого итогового (специального) плана балансовых счетов. Данный вариант пока редко используется в отечественной практике, так как отсутствует распространенная (принятая) методика консолидации учета, которая обеспечивала бы исключение внутрихолдинговых оборотов. Хотя в принципе российская практика учета уже позволяет использовать первый вариант – консолидацию практически стандартным (принятым на Западе) образом. Наиболее сложный вариант – “распределенное” предприятие, состоящее из нескольких территориально существенно удаленных филиалов, ведущих сложную хозяйственную деятельность, например производственных. Последний вариант особенно усложняется типично российской проблемой отсутствия хороших скоростных каналов связи.
(см. ниже)
Крайне редко (точнее – практически никогда) удается обойтись в данном процессе без услуг внешних консультантов. К сожалению, отечественный рынок управленческого консалтинга только формируется и не всегда можно найти специалистов для решения конкретных частных вопросов, что часто бывает в течение проекта. При использовании же услуг западных консультантов следует иметь в виду, что стандартный (западный) проект внедрения системы исходит из некоторых предположений “по умолчанию”, вообще говоря, неверных в российской практике, а именно:
Вышеперечисленные пункты, как правило, не имеют места в отечественной практике, не говоря уже о множестве других, как общих, так и специфических для конкретного предприятия отличий отечественных и западных реалий...
Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.
Обсудить на форуме
Отправить ссылку на страницу по e-mail
Interface Ltd. Отправить E-Mail http://www.interface.ru |
|
Ваши
замечания и предложения отправляйте
автору По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру Документ опубликован: 26.12.01 |