СТАТЬЯ |
19.02.01
|
Александр
Мищук,
SoftScribe International.
Cтатья была опубликована на сайте www.ci.ru
До недавнего времени мир аналитиков, проектировщиков и разработчиков программных систем моделирования приложений не испытывал особенных потрясений. Однако 13 января нынешнего года произошло выдающееся событие в области развития методов анализа и проектирования систем - увидела свет версия 1.0 спецификации нового языка объектно-ориентированного моделирования и анализа - Unified Modeling Language (UML). И началось ...
Данное событие, с виду ничем не примечательное, и осталось бы практически незамеченным в мире информационных технологий, если бы не некоторые интересные факты из истории развития этого метода обектно-ориентированного моделирования.
В течение 70-ых годов родились и получили свое развитие структурные методологии анализа. Это было время, когда аналитики еще не понимали, что необходимо рассматривать объектную структуру систем. Существовало множество методологий, но особенно хочется отметить SADT (Structured Analysis and Design Technique), которая явилась наиболее мощным и действенным средством структурного функционального анализа и стала стандартом в ряду структурных методологий.
Но развитие не стоит на месте, и в середине 70-ых годов стали появляться объектно-ориентированные методологии. Это были первые робкие шаги языков объектного моделирования. Однако их распространение, а тем более признание происходило весьма неактивно до 90-ых годов. Каждый метод, расширяя известные методики и внося в копилку объектных методологий нечто свое, не решал проблемы, ожидаемые от объектных методологий - ни один из методов не давал единой и цельной объектной модели системы. Достаточно хорошо освещая одну или несколько сторон реальной системы, каждый метод оставлял в тени множество других, не менее важных сторон. А это давало толчок к развитию все новых и новых методов, которые, в свою очередь, обладали все теми же недостатками. Продолжалась так называемая «война методологий», а это не способствовало их широкому распространению и принятию аналитиками и разработчиками. Фирмы-производители средств объектно-ориентированного моделирования тратили огромные средства и усилия на поддержание хотя бы части наиболее распространенных методологий. А для многих фирм такое положение дел вообще закрывало путь на этот рынок, ведь часто наиболее разумное решение - не вмешиваться в войны.
Распространение объектно-ориентированных языков программирования в конце 80-ых - начале 90-ых годов давало мощный толчок к разработке этого направления информационных технологий. Пользователям хотелось получить единый язык моделирования, который объединил бы в себе всю мощь объектно-ориентированного подхода и давал бы четкую модель системы, отражающую все ее значимые стороны. В начале девяностых годов в этой «войне методологий» начали выделяться лидеры. Их выделение на общем фоне происходило, прежде всего, потому, что они начали сближаться к некоторому центру и использовали методики, наилучшим образом зарекомендовавшие себя на практике. Это были методы Booch-93, OMT (Object Modeling Technique), Fusion и несколько других. К середине девяностых, все более сближаясь и срастаясь, явными лидерами стали методы Booch (Grady Booch), OMT-2 (Jim Rumbaugh) - дальнейшее развитие методов OMT и Fusion и OOSE - Object-Oriented Software Engineering (Ivar Jacobson). Однако, будучи лидерами в данной области, эти три метода обладали своими сильными и слабыми сторонами: OOSE был лучшим на стадии анализа проблемной области и анализа, OMT-2 был наиболее предпочтителен на стадиях анализа и разработки информационных систем, Booch лучше всего подходил для стадий дизайна и разработки.
Как мы видим, все шло к созданию единого языка, который объединял бы сильные стороны известных методов и обеспечивал наилучшую поддержку моделирования. И UML стал таким языком.
Создание UML началось в октябре 1994г., когда Джим Рамбо и Гради Буч из Rational Software Corporation стали работать над объединением своих методов OMT и Booch. Осенью 1995 г. увидела свет первая черновая версия объединенной методологии, которую они назвали Unified Method 0.8. После присоединения в конце 1995 г. к Rational Software Corporation Айвара Якобсона и его фирмы Objectory, усилия трех создателей наиболее распространенных объектно-ориентированных методологий были объединены на создание UML.
В результате была выпущена спецификация 0.9 и 0.91, тогда же несколько софтверных компаний проявили интерес к UML. Был создан консорциум UML Partners, в который вошли представителей таких грандов информационных технологий, как Rational Software, Microsoft, IBM (часто ли объединяли свои усилия IBM и Microsoft со времен OS/2 ?!), Hewlett-Packard, Oracle, DEC, Unisys, IntelliCorp, Platinum Technology. В результате этого сотрудничества в январе 1997 г. увидела свет спецификация 1.0 UML. В течение 1997 г. она продолжает победоносное шествие по миру объектных технологий. За это время UML стал стандартом де-факто языков моделирования, и UML стали поддерживать практически все известные разработчики средств объектного моделирования.
Особенно здесь хочется отметить внимание Microsoft к данной технологии. В октябре 1996 г. Microsoft и Rational Software Corporation объявили о стратегическом партнерстве, которое, по мнению его участников, должно оказать решающее влияние на рынок средств объектно-ориентированной разработки. Microsoft лицензировала у Rational некоторые технологии визуального моделирования (в результате увидел свет Microsoft Visual Modeler for Visual Basic), а Rational лицензировала Visual Basic и Microsoft Repository, разрабатываемые вместе с Texas Instruments. При создании UML Microsoft внесла свой вклад в интеграцию UML со своими стандартами типа ActiveX и COM и использование UML со своей технологией Microsoft Repository. На основе этой технологии Microsoft, Rational и другие поставщики средств разработки ПО выработали общую информационную модель, которая называется UML Information Model. Она даст возможность различным программам, поддерживающим идеологию UML, обмениваться между собой компонентами и описаниями, что позволит создать стандартный интерфейс между средствами разработки приложений и средствами визуального моделирования. А это, в свою очередь, вероятно, приведет к установлению очередного стандарта в области средств разработки приложений (раз уж за дело взялась Microsoft).
Учитывая усиливающийся интерес к UML в мире, с большой долей вероятности можно предположить, что UML, в качестве визуального средства объектно-ориентированного моделирования, станет обязательным приложением ко всем существующим объектно-ориентированным языкам программирования, примерно таким же, какой сейчас является технология WYSIWYG. А в недалеком будущем появятся и получат широкое распространение новые языки программирования (точнее целые системы),видеокарты специально разработанные для использования с UML, и представляющие, до сего времени невиданные, средства автоматического проектирования и разработки приложений, использующие все преимущества объектно-ориентированного подхода.
Однако это дело недалекого будущего. Но уже в настоящее время автору статьи известны средства визуального программирования на основе UML, обеспечивающие интеграцию (включая автоматическую кодогенерацию) со следующими языками программирования: C++, Java, Delphi, Power Builder, Visual Basic, Forte, Ada, Smalltalk и другие.
(Продолжение следует)
Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.
Обсудить на форуме
Отправить
ссылку на страницу по e-mail
Interface Ltd.Отправить E-Mail http://www.interface.ru |
|
Ваши
замечания и предложения отправляйте
автору По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру Документ опубликован: 19.02.01 |